arrow up
Александр Григорьев Саврасов
О живописи и не только простыми словами…

В чём вред пошаговых планов?

Вы часто пользуетесь готовыми решениями, Вы боитесь действовать самостоятельно, Вам необходим совет, Вы чувствуете себя неуверенно, оставаясь с проблемой один на один? Если вышеперечисленные пункты Вам близки, читайте дальше.

Будучи художником, мечтателем и фантазёром, я всё же знаю простую истину. Только делами можно победить любой ступор, страх, неуверенность в себе, усталость и апатию.

Не в моих правилах жаловаться на жизнь и искать причины неудач в соседе, брате, свате и т.д. Меня удивляют люди, аргументирующие свои депрессии сложностью жизни, в которой, якобы, так много нерешённых проблем.

Мне близки слова Роберта Макки (американский теледраматург).

“Жизнь связана с решением глобальных вопросов поиска и обретения любви и самоуважения, внесения покоя в охваченный хаосом внутренний мир, огромной социальной несправедливости, ускользающего времени. Суть жизни — в конфликте. И писателю решать, где и как контролировать борьбу”.

Под писателем можно понимать любого творца, так как материалом для его творчества служит непосредственно жизнь и то, как он её переживает.

Представьте, из Вашей жизни вдруг исчезли все проблемы и исполнились сами собой все мечты. Что это будет, по-вашему — РАЙ? Не стану фантазировать за Вас, но именно так я представляю себе АД.

Человеку не обременённому жизнью, её радостями и несчастьями легко превратиться в амёбу.

 

Можно по-разному бороться с бытовыми трудностями, но у художника есть эффективное оружие — это искусство. Конечно, искусство Вас не прокормит, если Вы не занимаетесь им профессионально, но оно поможет Вам почувствовать вкус жизни, её аромат.

Периодически я получаю такие сообщения: зачем мне все эти сложности, в быту и так проблем хватает, Вы лучше развеселите, удивите, дайте пошаговый план. Авторы подобных сообщений не хотят идти своим путём, они ищут готовые решения, не осознавая, что механизм творческого восприятия мира у них уже есть, нужно только его запустить.

По мнению Стивена Прессфилда (американский сценарист, писатель), у большинства из нас есть две жизни. Одна, которую мы проживаем, и вторая — непрожитая — внутри нас.

С этим трудно не согласиться, более того, внутри нас не одна жизнь, а бесконечное множество. И всеми ими мы бы хотели жить, но, в силу «непреодолимых» причин, живём той, которая у нас есть сейчас.

Я давно заметил, те, кто пропагандирует лёгкость бытия, оперируют готовыми решениями. Например, моему поколению в детстве твердили, что необходимо закончить престижное учебное заведение, чтобы жить припеваючи. Многие ли из тех, кто его закончил, так живут и работают по специальности?

Скажите, а много ли в Вашей жизни самостоятельных поступков? Таких, которые были совершены лично Вами, потому что Вы так хотели, а не потому, что так нужно маме, начальнику, детям, и т.д.

Когда Вам предлагают готовые решения, у Вас отнимают волю, право выбора, свободу творческого поиска, Вашу индивидуальность.

Как не попасть в ловушку готовых решений и не лишиться той жизни, которой Вы хотели бы жить? Хочу набросать несколько пунктов. Они будут полезны всем, кто небезразличен к изобразительному творчеству.

«Пошаговый план».

1 Относитесь критически к любым данным Вам советам, ни в коем случае не воспринимайте их как готовое решение. Более того, старайтесь их опровергнуть и в том случае, если Вам этого не удастся, берите на вооружение. (Все советы в данной статье не являются исключением)

2 Если Вы сотворили себе кумира и видите в нём только превосходные черты, срочно примите противоядие, например, подумайте о нём что-нибудь гадкое (пошутил). Но серьёзность проблемы не стоит недооценивать. Во-первых, потому что совершенных людей не существует, во-вторых, Ваше отношение с кумиром неконструктивно. Вы видите и получаете от него только готовые решения, попросту являясь его плохой копией. Такое общение следует прекратить хотя бы на время, пока Вы не остынете и не будете воспринимать данную личность объективно.

3 Если Вы считаете себя бездарем и думаете, что не способны обучаться, то поймите одну простую истину — знания для того и нужны, чтобы Вы из точки А пришли в точку В. Следовательно, только в точке В Вы сможете сделать разумный вывод о себе самом.

4 У Вас нет времени на себя и свои увлечения. Вы в этом уверены? Потому что, если это так, то Вы раб, и Вами кто-то управляет, скорее всего, это Вы сами. Вы требуете от себя невозможного, пытаясь угодить всем. Только бы везде успеть, никого не обидеть, всех простить, накормить, полюбить и т.д. Советую пересмотреть отношение к миру. Вашу жертвенность никто не ценит, как правило, ею пользуются.

5 Ваше время прошло. Вы настолько поживший и умудрённый опытом человек, что заняться чем-то легкомысленным для Вас — нечто невозможное. Какая живопись, говорите Вы, надо было раньше учиться. При этом понимаете, что прыгать с шестом не нужно — живопись — не олимпийский вид спорта и даже не балет, на шпагат Вам садиться не придётся. Может быть, просто стоит начать обучение и не оглядываться на дату в паспорте!

6 В собственном соку не сваришься! Согласен, но если Вы читаете этот текст, значит, у Вас есть возможность получить профессиональный совет на данном сайте и на других, посвящённых изобразительному творчеству.

7 Вам нужен пошаговый план. Если речь не идёт о спасении жизни, например, при пожарной тревоге, забудьте о планах. Только враги могут дать подобные инструкции, чтобы отнять у Вас способность принимать решения самостоятельно.

8 Бывает такое, что мне пишут «У меня нет денег на обучение». Уверен, что у Вас их никогда не будет, потому что дело не в деньгах, а в отсутствии веры в результат, а также желании взять знания в долг. Проверил на себе: знания, взятые в долг, как и украденные, мы не ассоциируем с нашим личным опытом, следовательно, не можем ими воспользоваться. Сколько бы Вы не подсматривали в замочную скважину, Вы по другую сторону реальности.

9 Кто-то говорит — меня всегда вели за руку. Сначала мама, потом воспитатели в детском саду, затем учителя в школе, училище, институте, прапорщик в армии, начальство на работе. Представьте, этот человек всегда руководствовался маяком на горизонте, и вот ему нужно его погасить, чтобы зажечь своё собственное солнце. Как вырваться из объятий готовых решений? Проще некуда — начните принимать решения сами!

10 Начните жить сегодняшним днём, перестаньте откладывать на завтра то, что можно сделать сейчас. Только делами можно победить любой ступор, страх, неуверенность в себе, усталость и апатию.

Комментариев 21
  1. Алексей

    Можно ли художнику брать за основу в своей работе фотоматериал и как правильно это делать? На первую часть вопроса ответ дан во второй части вопроса. Осталось узнать как правильно это делать. Будет интересно.

    Ответить
  2. Нина

    Здравствуйте .Александр ! Спасибо за статью ! Каждое слово и каждая строчка .как говорится — не в бровь .а в глаз !

    Ответить
  3. Ольга

    Александр, сердечно благодарю художника за публицистику ! К статье (комментировать прописные истины — излишне) добавлю свои наблюдения : самый тяжкий шаг для человека и стоит в том, чтобы поменять стереотипы. Годами соглашаемся теоретически, а вера в себя не вырабатывается. Сама по себе... Вы очень доходчиво сказали про точку В, куда следует хотя бы выйти.

    Один психолог мне рассказала о своем разговоре с собой : "...когда я сомневаюсь, я иду за советом. И вдруг я представила, что ко мне пришли с «моим» вопросом. Я смогу посоветовать ? Конечно! Оказывается, я САМА знаю ответы на все вопросы, и чужие, и свои неразрешимые :-) "

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Ольга! Полностью с Вами согласен, мы сами знаем ответы на все вопросы, даже самые неразрешимые. Модель нашего поведения — это спросить у «дяди», как решить ту или иную проблему — так поступает большинство. Лишь незначительный процент из общей массы людей умеет слышать самого себя. Так, например, вместо того, чтобы заниматься, чем хочется на самом деле, мы сначала заканчиваем ненужные нам учебные заведения, а затем смотрим на зря потраченное время с сожалением. Спасибо за отзыв!

      Ответить
  4. Галина

    Спасибо, Александр Вячеславович! Замечательный пост. Согласна полностью. Вы одновременно кратко и развернуто выразили и мои сегодняшние мысли. Почему сегодняшние? Да потому, что некоторое время назад я так может и не думала. А скорее и не задумывалась по некоторым пунктам. Спасибо моим Учителям и Наставникам. Благодаря им, пересмотрела Свои взгляды на некоторые вещи, как раньше казалось неоспоримые. Учиться никогда не поздно. Тем более у таких Учителей как Вы, Александр Вячеславович.

    Ответить
  5. Маргарита

    Здравствуйте, Александр!

    Так в чём же, всё-таки, вред пошаговых планов? Не чьих-то, а собственных? Вы всё хорошо и правильно написали в статье. Только люди, читающие статьи художника, это ищущие и желающие совершенствоваться.

    Есть такая теория, подкреплённая многими доказательствами, что абсолютно любой человек, если он методично и добросовестно осваивает что-то новое в течение 8 лет, он становится профессионалом в этой области. Когда я впервые это прочитала, то сразу подумала: «А как же талант или просто способности?». Возможно, после 8 лет человек просто научится что-то делать хорошо, и его работа не будет шедевром, но разве всё. что мы делаем, должно быть шедевром?

    В любом случае, любому делу надо учиться и на это нужно время и те самые планы... Так как без плана обучения — это как сесть на корабль, у которого нет порта назначения, а значит он никогда не придёт к цели...

    Я тут не говорю о творчестве, а лишь об обучении. А оно бывает всяким, и надо выбирать себе хороших учителей.

    У меня в школе были уроки рисования, после которых долгие годы мне и в голову не приходило взять в руки карандаш, чтобы что-то изобразить. Потому что тогда в школе всё было построено на принципах, способных отбить желание к учению. Сейчас как идёт обучение, я не знаю и писать не буду. А в мои школьные годы, если у человека нет изначально очень хороших способностей, его сразу записывают в бездари. Ясно же, если человек никогда, например, не рисовал или не пел, то он этого делать не умеет. И вот такой ребёнок приходит в школу, урок длится 45 минут. Учитель что-то быстро объясняет и рисует на доске, а потом даёт задание на дом. Кто что понял, тот так и делает, а потом он получает оценку за свою работу. В лучшем случае — трояк, потому как что-то сделал. И всё, пошли дальше... Где тут обучение? И разве учитель может уделить достаточно внимания на уроке, если в классе 30 человек и урок длится 45 минут? И как результат — большинство учеников считают, что они просто не способны. Вот так возникают блоки в сознании.

    Хорошо, если у ребёнка культурные родители и они его своими силами приобщают к искусству и дают возможность попробовать себя в разных сферах, а если нет? Вот так и живут многие люди, даже не подозревая, что у них есть способности. А чтобы их развивать, надо учиться. И тут, действительно важно как учиться и у кого.

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Маргарита! Про теорию 8 лет ничего не слышал, но могу предположить, что ксероксом можно стать гораздо раньше. Вопрос, чему посвятить эти 8 лет? Если копированию, то сомнений нет — станете профессиональным копиистом. Я не выступаю против планов как таковых, мой посыл в том, чтобы любой пункт плана не вёл Вас за руку, а заставлял действовать самостоятельно. То есть Вы знаете поставленный задачу и решаете её согласно собственным убеждениям, знаниям, возможностям и так по нарастающей. В итоге Вы научите себя решать сложные задачи, не потеряете свою индивидуальность и будете выгодно выделятся на фоне стандартных решений. Убеждён, что нельзя разделять творчество и обучение — это верный путь, как минимум, к раздвоению личности — вот так я умею, а вот так я творю. Думаю, многим нынешним художникам данный пункт знаком. Соглашусь с Вами, что от педагогов многое зависит, но не стоит перекладывать всю ответственность на них, Вы вправе выбирать учителей. Поднятая Вами тема школьного образования очень важна, но пока я не стану её трогать. Мои статьи адресованы взрослой аудитории, хотя я понимаю, что мы все родом из детства, и многие теперешние проблемы имеют свои корни в школе. У взрослого человека есть возможность опровергнуть навешанные на него ярлыки и не благодаря, а вопреки стать тем, кем он хочет быть. Спасибо за Ваш подробный комментарий!

      Ответить
      • Маргарита

        Спасибо, Александр, за ответ. Мне эта тема очень важна, поэтому я и задаю вопросы. Я — начинающий художник и у меня нет ни знаний, ни умений, которые мне хотелось бы иметь. То есть, нужны знания и я ищу где я могу их получить. Есть замечательные художники, которые обучают ИХ мастерству. Я иногда смотрю на их работы и чувствую, что некоторые из них великолепны, но в целом мне такой стиль, если сказать просто, не нравится или точнее. не находит отклика в моей душе. Я пробовала освоить что-то из техники, но когда это не моё, то и работа не идёт.

        Получается, что, если я буду полагаться только на мои ощущения и возможности, то я буду топтаться на месте без базовых знаний. Благодаря мастер-классам, я попробовала различные техники, за что очень благодарна художникам, демонстрирующим свою работу. Это очень познавательно. А сейчас у меня возник вопрос: «А что дальше?». Мне очень хочется продолжать развиваться в этом направлении и нет желания, как Вы написали, учиться копировать. Собственно, настоящие художники этому и не учат, а наоборот призывают заглянуть в себя, выразить своё, личное...

        Получается, что у меня есть проект стать художником, но он неконкретен, планов-то нет. Нет направления, нет учителя, а просто какие-то попытки где-то что-то попробовать как в интеренете, так и в реальной жизни. Как же можно в таком случае стать художником?

        Ответить
  6. Ольга Галецкая

    Спасибо Вам, Александр, за статью. Всегда «заряжаюсь» после прочтения!.. возможно, потому что Вам удается прекрасно изложить простые вещи и разбудить и повытаскивать мысли, лежащие где-то на глубине сознания...

    Ответить
  7. Лариса Безикова

    Здравствуйте Александр!Семь миллиардов людей- семь миллиардов мнений! Представьте, что так думает женщина-

    “Жизнь связана с решением глобальных вопросов поиска и обретения любви и самоуважения, внесения покоя в охваченный хаосом внутренний мир, огромной социальной несправедливости, ускользающего времени. Суть жизни — в конфликте. И писателю решать, где и как контролировать борьбу”.

    Лично для меня суть жизни — в ГАРМОНИИ! Энергию хаоса перевести в Гармонию!=Благозвучие!

    Мне , почему то захотелось рисовать!НИКОГДА не рисовала, по геометрии тройка, по черчению ...туда же!

    И первое- это фото, или видеоурок( по кальке).

    У вас, по моему дочь? 5 лет?) Завтра скажите ей- приготовь борщ! Только без мамы, не пошагово, а сразу!Не бойся!И Не важно, бульон ты сваришь сначала или картошку кинешь! Давай!

    Жизнь=это ...и рисование тоже!

    С уважением!

    Ответить
    • Лариса Безикова

      Хотя, выполняя домашнее задание урока 3, я чувствую разницу, между «Калькой», и «Я сама».

      БОЛЬШАЯ разница- ...пусть не все умею( знаю), но « САМА»!

      Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Лариса! Приведённая мною цитата Роберта Макки жизнеспособна, только если Вы воспринимаете мир как творец, её сложно понять, если относиться к жизни, как к тяжкой ноше. У меня есть знакомый художник, он способен приготовить вкусное блюдо из, казалось бы, не сочетающихся продуктов. Поначалу меня это удивляло, потом я понял, что ко всему в жизни он относится творчески, и даже борщ для него не что иное, как произведение искусства. Спасибо за отзыв!

      Ответить
      • Оксана Комаровская

        Меня это так обрадовало и натолкнуло на мысль, что я всё-таки видимо творческий человек. Т.к. терпеть не могу всяких рецептов, кулинарных книг (никогда их не покупала и не пользовалась). И если всё же иногда приходится что-то делать близко к рецепту, я обязательно что-нибудь изменю (по наитию или в знак протеста, даже не знаю). А о том, чтобы отмерять какими-то мерками, граммами- вообще молчу. Всё на глаз, интуитивно, по ощущению.

        Ответить
  8. Валентина Баяндина

    Здравствуйте, Александр! Для меня очень полезная статья. Пожалуй, возьму кое-что на вооружение. Спасибо!

    Ответить
  9. Оксана Комаровская

    А мне кажется, это не зависит ни от места, ни от времени рождения и взросления человека. Меня в детстве мама дразнила «Я шама (я сама)». И так оно до сих пор. Я родилась и взрослела в советское время. Я всегда всё решала сама, потому что если я действительно чего-то хотела, давать мне советы и уговаривать было бесполезно (да я их и не просила никогда, этих самых советов). И только один раз в жизни я чего-то испугалась и послушалась маму. И до сих пор об этом жалею. Уж тем более, какие там пошаговые

    инструкции

    Ответить
  10. Галина

    Совершенно согласна с Александром! Статья понравилась.

    На тему обучения (комментарии Маргариты) — действительно стать профессионалом живописи или пения за 45 минут общеобразовательной школы невозможно. для этого и существуют «художки», «музыкалки» и др. студии, где отрабатывается технология. Удача попасть к опытному педагогу, который заметит тот момент, когда художник созрел и его можно отпустить в «свободное плавание». В этот момент педагог становится соратникам, другом, единомышленником. И не важно сколько лет ученику. 6 или 16, или 40.

    Ученики тоже бывают разные (одинаковых людей не бывает). одни готовы действовать самостоятельно уже в 6 лет, им достаточно намека на технологию, хватают на лету. Самые трудные — которые «держатся за юбку» и категорически не хотят отлипать, среди них есть и талантливые. Одно слово «вампиры». Прочитав статью, я поняла, как поступать с такими учениками. Спасибо, статья организовала некоторые соображения.

    Ответить
  11. Лариса

    Здравствуйте, Александр!

    Как всегда интересная статья оказалась, и не только в художественной среде справедлив такой подход.

    Часто человек не осознает свой страх, или недостаточно что-то хочется, и начинает отвлекаться на ненужные моменты, вроде того что «как это я возьмусь что-то делать, надо сначала выполнить первое...пятое ...стопятидесятое». Комплекс отличницы. У мужчин это редко проявляется.

    У нас на работе в сложных ситуациях директор всегда рекомендовал применить один простой подход к решению вопроса:

    — если считаете, что все предстоит слишком большое, трудное, долгое и от этого не очень понятное-"ешьте слона по частям", так можно со всем справиться. Не хвататься разом за все, выбрать одно и это делать.

    По ходу действий поправить и перестроиться, на что-то сконцентрировать усилия легче, чем тратить оставшиеся силы и нервы на бесконечную проработку плана действий, выбор чего-то, о чем нет толкового понятия из-за отсутствия необходимого опыта.

    Ответить
  12. Татьяна

    Александр, полностью согласна с Вашей публикацией, многое из сказанного пришлось по душе и взяла на заметку. Спасибо!

    Ответить
  13. Анна Шуракова

    Здравствуйте, Александр! Я по натуре авральщик, для меня муки адские что-то планомерно расписать и делать. Самый кайф (причем это касается все моей жизни) — это когда передо мной ставят сложные задачи, которые решить надо было уже вчера (любимая фраза в педагогике)), а готовых решений не дают. Вот тут я сначала обалдеваю от сложности задачи, потом начинаю ее быстро решать. Обычно справляюсь. Руководство знает о моих особенностях, поэтому мне поручают именно такие вещи, а когда нужно методично что-то исполнять — поручают это другим сотрудникам))

    При всем этом, я стараюсь над собой работать и в отношении методичного выполнения. Это уже о живописи. Я поставила перед собой цель как следует освоить рисунок, для чего каждый день стараюсь делать маленькие зарисовки с натуры (стул какой-нибудь, флакон, чашку, чайник и т.д., что на глаз попадется). От этого упражнения рука стала чувствовать себя уверенней, глазомер развивается. Вообщем, одни плюсы. Но боже, как это тяжело. Вот за мольберт с красками я сажусь каждый день без всяких уговоров, а с рисунками (это же скучно до безобразия))) тяжело себя заставить.

    Найти «командира в голове» — по жизни одна из самых сложных задач, но Вы правы, без этого мы — рабы. Спасибо за статью!

    Ответить
  14. Санюшка

    Сугубо-личное мнение)))))))) Все люди-мазохисты! на вкус и цвет — товарищей нет.

    Ответить
  15. Лада

    Здравствуйте,Александр!Спасибо за статью! Все, что довольно-таки смутно бродило во мне, заставляя сомневаться в собственных силах, Вы «вытащили на свет», развеяв страхи. Занятия с подругой художником постоянно оставляли чувство неудовлетворения, т.к. именно составленный ею план действий, вводил в ступор, постепенно гася желание творить дальше. Не могла никак согласиться с тем, что, не отработав и не написав энное количество карандашных рисунков, я не могу взяться, к примеру, за фантазийный сюжет, либо написать то, что мне вдруг захотелось. Все самостоятельно сделанные мною работы переделывались. Понятно, что они были не правильны, не вписывались в составленный ею план действий, но это были именно мои работы! Однако авторитет подавлял, а радость творения уходила. И постоянно хотелось сделать наперекор, вопреки -"если тебе дали разлинованную бумагу, пиши поперек". После мучительных колебаний и сомнений все же решила прекратить наши занятия. Не знала, что делать , и как двигаться дальше... И вдруг увидела сначала Ваш блог, а потом и Ваши курсы!!!! И все изменилось! Спасибо!!!!

    Ответить
Ваш ответ
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.