arrow up
Александр Григорьев Саврасов
О живописи и не только простыми словами…

Тёплые и холодные цвета в живописи. Как научиться отличать

Скажите, а Вы знаете, как отличить тёплые цвета от холодных, и зачем вообще это нужно живописцу?

Часто наблюдаю, как начинающие художники выкрашивают поверхности своих холстов в локальные цвета. Например, если предмет зелёный, то используют только светло-зелёный и тёмно-зелёный, если предмет красный, то ситуация такая же, отличие только в светлоте тона.

“И где тут живопись?” — спрашиваю я. Ответ примерно такой: если картина выполнена в красках, значит, живопись. Логика железная — не поспоришь. Если человек не видит разницы, не хочет её наблюдать — нет смысла обращать его в свою веру.

Хотите Вы знать или нет, но живопись, прежде всего — игра тёплых и холодных оттенков. Предмет может быть зелёным, но этого мало. Вы должны написать его с учётом освещения, рефлексов, пространства, а значит, разным: где нужно — тёплым зелёным, где нужно — холодным.

Тёплые и холодные цвета в живописи. Как научиться отличать

Пётр Кончаловский


Тёплые и холодные цвета в живописи. Как научиться отличать

Николай Фешин

Как писать оттенками, а главное, как научиться их видеть — секрет для начинающих художников. Многим хочется писать живо, как импрессионисты, цветно, но бездумная мазня не даёт таких результатов. Краски либо находятся в диком соседстве по отношению друг к другу, либо все плоскости выкрашены локальными цветами.

Давайте разберёмся, чем отличаются тёплые цвета от холодных, и начнём с аналогии: тёплые, значит, близкие к цвету огня — охристые, оранжевые, жёлтые. Сомневаетесь, посмотрите на пламя свечи — какие цвета будут преобладать?

А если мы будем наблюдать всё ту же свечу, но на фоне, например, окна, за которым зима, снег, сумерки, то фон, окружающий пламя, будет холодным, и чем дальше от горящей свечи, тем больше.

Таким образом, огонь и лёд — яркие примеры двух противоположностей. Весь цветовой спектр мы можем поделить на тёплую и холодную зоны.

Тёплые и холодные цвета в живописи. Как научиться отличать

Для тех, кто не понял: тёплые — это охристые, оранжевые, жёлтые цвета, а холодные — голубые, синие, фиолетовые. Также важно знать, что наличие одного цвета не даст Вам ответ на вопрос, какой он — тёплый или холодный, потому что в каждом случае нужно сравнить его с близлежащим, то есть увидеть отношения двух оттенков.

Если научиться отличать крайние точки в спектре (жёлтый от фиолетового) по теплохолодности просто, то работать с оттенками, близкими по световому контрасту, но отличающимися по цветовому тону, следует учиться.

Нужно тренировать свой глаз, уметь видеть, как я рассказывал в статье ("Научиться рисовать — значит, научиться видеть), а также знать, как логически вычислить, почему тот или иной цвет будет присутствовать в общей гамме.

Если Вы не видите оттенков, это не значит, что их там нет. Начните рассуждать, и всё встанет на свои места. Ответьте себе на вопрос, какой и где расположен источник света? Если искусственный, то освещение тёплое, естественный — холодное.

Если свет холодный, то тени будут тёплыми, если тёплый — холодными. Пишите, используя категорию не светлее — темнее, а холоднее или теплее, тогда это будет живопись, а не растяжка от светлого до тёмного.

Те, кто считают, что импрессионизм — это когда на картине эффектно уложены мазочки (пёрышками, квадратиками, кружочками), понятия не имеют, о чём вообще идёт речь, какие задачи ставил художник и какими средствами их решал.

Импрессионизм в живописи — это мгновение, переданное в динамике мазка, фактуре, острой композиции пятна, но именно цвет — приоритет для художника, работающего в данном направлении. Там, где мы говорим о цвете, мы говорим о теплых и холодных оттенках, о верно взятых цветовых отношениях, о колорите в целом.

Когда Вы пытаетесь копировать работы известных импрессионистов, не следует уделять много внимания мазочкам. Старайтесь понять, как художник работал с цветом, почему колористический строй картины сложился так, а не иначе, копируйте цветовые отношения, избегая глухих случайных пятен на своей работе.

Вообще, копирование — пустая трата времени, особенно когда Вы подражаете мазкам оригинала, а не цветовой логике. Рекомендую писать с натуры, конструируя колорит согласно тем данным, которые Вы можете наблюдать воочию, а не на фотографии.

Преимущество натуры в том, что Вы уверенно можете сказать, какое освещение — искусственное или естественное, а значит, тёплое или холодное, и из этого выстроить колорит. Не менее важную роль будет играть цвет самих предметов и то, как Вы сначала увидите, а затем возьмёте на палитре верные отношения (тональные и цветовые).

Недавно у меня состоялся разговор с одной из начинающих художниц. Я привёл пример живописи яркой, сочной, звонкой, построенной на цветовых контрастах и сложных замесах.

Сравнив натуру и предложенную мной как пример работу художника, она убежденно сообщила, что так не видит. И откуда взялись все эти яркие цвета, если их там нет, и сколько не пучь глаза, всё равно не увидишь.

Это правда, пучить глаза на натуру — занятие бесполезное, так как мы видим не глазами, а мозгом. К счастью, мозг универсален, его можно научить чему угодно. В нашем случае следует учиться видеть — наблюдать не сам предмет, а как он расположен в пространстве и как взаимодействует с другими предметами.

Важно, когда мы создаём колорит, мы его не копируем. Натура — лишь источник данных, интерпретируя которые, мы берём её логику, но, например, контрастность или мягкость цветовой гаммы выбирается индивидуально, как и общий цвет всей работы (у каждого живописца будет свой).

Один и тот же натурный сюжет живописцы могут написать в разных колористических гаммах, общий цвет их работ будет разным (в одном случае красноватым, в другом — зеленоватым, коричневым). Но отношения в самих произведениях как тональные, так и цветовые в каждом случае будут близки, потому что не выдуманы, а взяты с натуры.

Вывод: нам нужно научить себя видеть так, чтобы натура стала источником данных, а мы при этом не стали их заложниками. Выражение “раб натуры” будет уместным в том случае, если художник всеми силами пытается скопировать то, что он видит.

Если до сих пор Вы меня не услышали, попробую выразиться яснее. Нам не нужна натура для её копирования, нам нужно взять у неё только необходимое, а именно, тональные и цветовые отношения между изображаемымы предметами, их пропорции и характер. Все ненужные детали можно не заметить, также мы не будем повторять невыгодные ракурсы объектов и нарушать логику передних, средних и дальних планов.

Вы хозяин своего холста, Вам решать, кто станет главным героем сюжета, важно лишь не фантазировать абстрактно и не превращаться в “раба натуры”.

Чтобы научиться отличать тёплые цвета от холодных, сначала поймите, в чём их отличие, а затем наблюдайте их в натуре и, конечно, действуйте! Только опыт поможет раз и навсегда разобраться в этом вопросе.

 

 

 

Комментариев 22
  1. Ольга

    Благодарю Вас, Александр, за очень полезную статью! Мне кажется, что в живописи это самый трудный вопрос.

    Ответить
  2. Ольга Береснева

    Прекрасная статья, где ничего нет лишнего, а каждая строчка насыщена очень важной информацией! Я перечитывала текст несколько раз, а самые важные абзацы скопировала себе. И буду их перечитывать, приступая к работе с холстом. Чего, к примеру, стоит эта драгоценная фраза: «Пишите, используя категорию не светлее — темнее, а холоднее или теплее, тогда это будет живопись, а не растяжка от светлого до тёмного». Оказалось, что для меня это — просто «маленькая жизнь»! Ведь только благодаря этой фразе в моём мозгу произошло озарение, и наконец, я поняла самое сокровенное в живописи... Спасибо, Александр!!

    Ответить
  3. Елена

    Очень интересная статья! Спасибо!

    Ответить
  4. Нелли

    Замечательный подарок к Новому году начинающим художникам!!!)))Многое проясняется, соответственно дарит новые возможности в творчестве...))) Прочитав статью, как то сама собой пришла в голову аналогия. По сути оно ведь и в жизни так, все строится на игре теплохолодности...Эмоции, чувства, любое живое взаимодействие и проявление...Не даром ведь живопись от слова ЖИВО, и это не что иное, как ЖИВОЕ ПИСЬМО...)))

    Ответить
  5. Галина

    Спасибо.Отличная статья.

    Ответить
  6. Марина

    Замечательная статья! Просто, доходчиво и самое главное понятно. Действительно, научиться рисовать, значит научиться видеть. Спасибо Вам.

    Ответить
  7. Надежда

    Спасибо! Что-то начинает проясняется!

    Ответить
  8. Тлеулес Абельдинова

    Не зацикливаться на предмете, а видеть ее во взаимодействии с окружением, это такой творческий процесс! Но все приходит только с опытом, как сказал автор! Очень ценная и полезная статья.Благодарю!

    Ответить
  9. Ольга Мальцева

    Спасибо, Александр! Актуальная и своевременная тема показана коротко и ясно. И тем не менее жду и надеюсь, когда-нибудь попасть к Вам на полный курс по цвету:) Хочется отметить важное и интересное свойство этих статей — они, как флаг, под которым хочется тут же бежать и начать действовать, писать...

    Ответить
  10. Алексей

    Художник конструирует колорит — эти слова я ждал очень долго, но никто их не говорил. И вот наконец они прозвучали. Правда услышал я их еще в начале курса по арсеналу знаний для начинающего художника. Спасибо.

    Ответить
  11. валентина

    Ваши слова в статье запали в душу. Даже мир по другому стал выглядеть. Благодарю за такой неожиданрый новогодний подарок!

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Валентина! Вы правы, для художника мир выглядит иначе. Я бы даже сказал, что обыкновенный человек может всю жизнь прожить, так и не родившись по-настоящему. Он будто в скорлупе собственных убеждений, ему сложно видеть дальше собственного носа, он всеми силами защищается от внешнего мира вместо того, чтобы брать знания и приобретать навыки. В то же время у каждого из нас есть такие возможности. Вопрос, воспользуемся мы ими или нет? Спасибо за комментарий!

      Ответить
  12. Любовь

    Великолепная статья! Шикарный подарок! Благодарю Александр!

    Ответить
  13. Зинаида Александровна

    Спасибо, Александр, за статью. Мне она как раз была необходима.

    Ответить
  14. Lidia Maia

    Adorei o artigo! Gratidão Alexander Grigoryev!

    Ответить
  15. Мария

    Благодарю, Александр! Полезная статья! Буду размышлять и всматриваться.

    Ответить
  16. Ирина

    Спасибо за статью.Очень нужная и необходимая информация.Тепло-холодно это понятно, но вот с ньансиками сложновато.

    Ответить
  17. Лариса

    Спасибо за своевременную и очень нужную статью! С наступающим Новым годом! Здоровья и творческих успехов!

    Ответить
  18. Людмила

    Спасибо за то, что поделились знаниями. Теперь надо встроить их в жизнь!

    Ответить
  19. Елена

    Согласна с Вами полностью...

    Ответить
  20. Ольга Меркульева

    Мне очень хочется стать живописцем. Но пока у меня это не получается. Я прекрасно вижу кучу разноцветия в обозреваемом мире. Но в итоге только закрашиваю. Видимо это придет с опытом и более глубоким освоением красок, как технической основы живописи.Во мне живет вопрос — почему, изображая зимний солнечный пейзаж (т.е. освещение явно холодное) мы имеем ярко выраженные холодные (синие) тени от предметов?

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Ольга! Солнечные лучи будут тёплыми, а тени холодными, потому что в них отражается рефлекс от неба.

      Ответить
Ваш ответ
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.