arrow up
Александр Григорьев Саврасов
О живописи и не только простыми словами…

Техника работы мастихином

Факт  в  том,  что  такой  техники  не  существует.  Да  и  откуда  ей  взяться:  мастихин — это  один  из  инструментов,  которым  пользуется  художник  в  своей  работе.

Мастихин  появился  как  инструмент  для  срезания  лишних  слоёв  краски,  но  в процессе  эволюционировал  до  самостоятельного  орудия  труда  живописца.

Сейчас  на  рынке  представлено  огромное  количество  конфигураций  мастихинов, по-другому  просто  ножей  или  мастерков.  Каждый  художник  может  подобрать  нужную  форму  под  себя,  снабдить  свой  арсенал  технических  средств  необходимым ему  мастерком.

Мастихин

Я  знаю  художников,  которые  изготавливают  ножи  сами,  не  доверяя  заводским маркам.  Они  предпочитают  кистям  мастихин  и  используют  их  различные  конфигурации.

Такая  живопись  пастозна,  насыщена  красочным  слоем.  Фактура  живописи — одно  из средств  выразительности  произведения,  и  не  использовать  её  по  назначению — ошибка.  Но  ещё  большая  ошибка  превратить  фактуру  в  самоцель,  а  работу мастихином  в  отдельный  вид  искусства.

Если  говорить  о  технике  исполнения  живописной  работы  мастихином,  то  она  ничем не  отличается  от  кисти  и  сводится  всё  к  той  же  лепке  формы  цветом.  С  одной  лишь  разницей,  что  кисть  точнее,  эластичней,  нежнее.  Кисть  живая,  она  создана  из волоса  живого  существа,  нож — её  противоположность.

В  тех  случаях,  когда  нужно  создать  фактуру,  мастихин  легко  дополняет  кисть, нагружая  красочный  слой,  делая  живопись  богаче.

Тот  факт,  что  сейчас  мы  можем  видеть  работы,  полностью  исполненные  ножом, имеет  место  быть.  Как  правило,  авторы  таких  произведений  под  толстым  слоем краски  прячут  своё  неумение  пользоваться  кистью,  и,  в  принципе,  не  совсем  понимают,  что  делают.  А-ля  экспрессионизм.

Мастихин

Хочу  сказать  пару  слов  в  защиту  этого  великолепного  инструмента,  так  как пользуюсь  им  сам.  Я  знаю  художников,  работающих  мастихином  на  высочайшем  уровне,  и  не  перестаю  удивляться,  как  они  создают  свои  неповторимые  шедевры.

При  этом  я  понимаю,  что  мастихин  для  них  всего  лишь  один  из  инструментов,  и далеко  не  главный.

Не  существует  никакой  особой  техники  работы  мастихином,  есть  отличный инструмент,  который  в  умелых  руках  способен  творить  чудеса.

Мой  совет  тем,  кто  хочет  попробовать  на  деле  работу  мастерком.  Не  следует выдумывать  того,  чего  не  существует,  инструмент  нужен  для  того,  чтобы  художник  мог  реализовать  свои  творческие  задачи,  а  их  реализация  держится  на знаниях.

Умение  лепить  форму,  композиционно  мыслить,  чувствовать  плоскость — то,  на  что опирается  работа  любым  инструментом,  и  мастихин  здесь  не  исключение.

Мастихин

Если  говорить  о  технике  исполнения,  мастихином  можно  работать  как  широко,  на начальном  этапе  раскрывая  плоскость,  так  и  в  деталях,  расставляя  акценты.

Пастозность  красочного  слоя  обычно  применяют  в  светах,  оставляя  тени  менее  загруженными,  также  мастихин  используется  при  проработке  переднего  и  среднего  плана.  Такой  эффект  создаёт  пространство.

Мастихином  хорошо  обобщать,  выявлять  главное,  уводя  ненужные  детали,  создавать  фактуру,  а  можно  просто  счистить  неудавшиеся  куски  и  написать  заново.  Можно  царапать,  чертить,  наносить  красочный  слой  широко,  густо,  жидко здесь правил  нет.

Технических  приёмов  с  использованием  мастерка  множество,  я  привёл  лишь  несколько  примеров.

Важно  понимать,  что  от  выбора  инструмента  не  меняется  суть, будь  то  кисть  или  нож.  Если  Вы  знаете  законы  организации  плоскости,  то  с  любым инструментом  достигните  поставленных  задач.

М Врубель Шестикрылый серафим

М Врубель Шестикрылый серафим

В  любом  случае  попробовать  стоит,  все  с  чего-то  начинали.  Аппетит  приходит  во время  еды,  так  и  живопись  затягивает,  не  отпускает,  хочется  пробовать  ещё  и  ещё,  а  там,  глядишь,  и  начнет  получаться.

Желаю  Вам  новых  знаний  и  творческих  успехов.

C чего  начать  рисовать,  читайте  здесь.

Комментариев 5
  1. Виктория

    Хорошая статья! Но,мастихин намного «живее» кисти,кисть более предсказуема... В работе многое зависит от «правильного» набора мастихинов ,те что предлагает производитель : бесполезны и бестолковы,отсюда «топорный» результат.Мастихин может быть главным инструментом!!!

    Ответить
  2. Анна Шуракова

    Помню, как однажды в студии корпела достаточно длительное время над березовым стволом, а точнее нижней его частью. Кора никак не получалась. И тут к нам случайно заглянул преподаватель из соседнего кабинета. Посмотрел на мои мучения, взял в руки мастихин (попутно добавив, что он немного не тот) и за несколько взмахов сделал такую кору, которую я не смогла повторить на соседнем дереве, как ни стараясь (причем не своим, а тем самым нужным и взятым напрокат мастихином). И тут ко мне пришло озарение, что дело вовсе не в мастихине, а в мастерстве художника. С тех пор перестала я перестала гоняться за сверх нужными художественными материалами, без которых, как мне казалось, у меня ничего не выходит.

    Ответить
  3. Анна Шуракова

    Был еще такой интересный случай. Как-то мы с моим педагогом приехали на пленэр в деревню. И на месте выясняется, что мы все взяли, кроме кистей... Я запаниковала, а учитель предложила успокоиться и посмотреть вокруг, вдруг что обнаружится. Нашлись ватные палочки, ножи и конечно пальцы:). В тот день я так ничего и не нарисовала, а с упоением наблюдала за работой мастера. Это было что-то! Нет, пальцами я конечно в работу влезала. Как говорится, святое дело. Но чтобы писать, да еще так здорово, пользуясь для нанесения масляных красок ножом и ватными палочками — такое я видела впервые (собственно говоря, у художника это тоже был первый опыт). Еще одно доказательство в пользу того, что не имеет большого значения чем рисовать. Главное — как!

    Ответить
  4. Оксана

    Полностью согласна с Александром и всеми комментариями. Дело не в кистях или мастихине. Писать можно всем, главное уметь пользоваться теми инструментами, которыми работаете. Есть замечательный художник Валерий Федорчук, так он свои работы пишет обыкновенными строительными мастерками... Но как он это делает!!!! Обязательно посмотрите его работы в интернете.

    Ответить
  5. Ольга Береснева

    Несколько лет назад, когда я только начинала пробовать масло, стала посещать «живые» мастер-классы. А там в процессе обучения (где-то на 99% по времени), как раз и применялись мастихины. Преподаватели объясняли нам, что до кистей надо нам ещё вырасти, пройдя большой путь, а начинать надо с мастихина. Так, ещё до освоения масляной живописи кистью, я стала на «ты» с мастихином... Но, по прошествии года я «рискнула» и самостоятельно взялась за кисть. Тут-то и пришло открытие: масляная живопись и кисть созданы друг для друга ИЗНАЧАЛЬНО! А мастихин — да, всего лишь вспомогательный материал, для тех или иных задач художника в процессе написания картины. Я полностью согласна с Александром.

    P.S. А использование мастихина на тех мастер-классах мне стало со временем понятно. Там, где в группе было от 5 до 9 человек одновременно, кистью мастер никак бы с нами не управился за 4 часа, отведённых для написания картины формата 50×70 КАЖДЫМ из нас!

    Ответить
Ваш ответ
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.