Радость  творчества.  Что  это  значит,  как  понимать,  а  главное,  как  испытать  радость  от  созидания?  Этому  вопросу  будет  посвящена  данная  статья.  Надеюсь,  мне  удастся  проникнуть  в  суть,  потянуть  за  необходимые  ниточки  и  размотать  безнадёжно  запутавшийся  узел.

В  эпоху  бесконечных  кризисов,  неустроенности  жизни  и  недосягаемых  соблазнов  мы  втайне  или  открыто  мечтаем  лишь  об  одном  —  когда  же,  наконец,  закончится  эта  суета,  и  мы  будем  думать  не  о  завтрашнем  дне, представляя  все  его  неминуемые  тревожные  реалии,  а  о  настоящем.

Уверен,  всем  знакомо  бесконечное  откладывание  собственного  “хочу”  на  более  благоприятные  времена,  потому  что  в  приоритете  всегда  “надо”,  “необходимо”,  “должен”,  “обязан”.  Даже  добившись  тех  или  иных  поставленных  задач,  мы  остаёмся  неудовлетворены,  потому  что  многие  наши  “хочу”  лежат  в  плоскости  материальных  благ  и  улучшения  качества  жизни.

Бесспорно,  это  важно.  Затраты,  как  правило,  оправданы,  если,  конечно,  речь  не  идёт  об  излишествах.  Но,  согласитесь,  эмоционально  мы  остаёмся  неудовлетворенными,  и  улучшение  качества  жизни,  когда  оно  достигнуто,  воспринимается  как  естественный  ход  событий.

Что  же  может  подарить  истинное  удовлетворение  от  процесса?   Вариантов  не  так  много,  но  они  есть,  и,  в  первую  очередь,  это  общение  с  близкими  нам  людьми.  Многие  ставят  данную  возможность  на  первое  место  в  иерархии  существующих  радостей,  но  я  хотел  бы  напомнить  Вам,  что  общение  с  самим  собой  не  менее  эмоционально  и  радостно.

Радость  творчества

Кто-то  скажет,  что  это  из  области  патологии,  но  не  спешите  делать  выводы.  Вся  наша  жизнь,  прежде  всего,  диалог  с  самим  собой,  иногда  вдумчивый,  рассудительный,  а  порой   на  повышенных  тонах,  вспыльчивый  и  жёсткий.  Собственно,  меня  интересует  та  часть  беседы  с  самим  собой,  которую  мы  называем  творчеством.

Мне  трудно  представить  себе  человека,  погружённого  в  процесс  созидания,  где  он  не  ведёт  диалог  со  своим  “я”,  не  задаёт  себе  вопросы,  не  сомневается  в  созданном  им  и  не  радуется  интересным  находкам.  Если  это  не  так  и  диалога  нет,  то  речь  идёт,  скорее,  о  зомби,  то  есть  кем-то  управляемой  личности.

На  днях  я  получил  сообщение,  публикую  его  полностью,  чтобы  не  искажать  картину  поставленных  передо  мной  вопросов.

“Добрый  вечер,  Александр.  Для  начала  хочу  еще  раз  выразить  благодарность  за  Ваш  труд  и  очень  полезную  и  ценную  информацию  в  курсе,  который  я  недавно  прошла!
Долго  думала………. но  все  же  решилась  Вам  написать.  Дело  в  том,  что  после  прохождения курса  «иди  и  рисуй»  у  меня  наступил  очередной  творческий  кризис.  Предыдущий  кризис длился  около  года,  после  того  как  из  нескольких  источников  стали  «кричать»  о  том,  как неправильно  и  ужасно,  когда  художник  рисует  по  фото.  Я  почти  не  прикасалась  к  холсту  и краскам…. потом  позволила  себе  частично  использовать  фотоматериалы (комбинируя собственные  фото  или  подглядывая  в  них  частично).
Казалось,  что  все  начинает  нормализовываться.  Решила  пройти  курс  о  творчестве.  Он  меня очень  увлек.  Много  было  осмыслено  нового… может  быть  в  моем  случае  даже  слишком многое…. По  окончании  курса  в  голове  кружились  мысли,  касаемые  именно  творчества  —  об искренности  работ,  о  смысле  картины,  о  том,  что  я  несу  своим  творчеством,  о  том,  кто  я  в искусстве,  о  том,  надо  ли  вообще  рисовать,  о  том,  почему  мне  хочется,  чтобы  мои  работы приносили  мне  доход,  о  том,  почему  хочется  признания…. и  вообще,  откуда  такие  амбиции взялись…
В  итоге  ступор… не  могу  ничего  писать (((
Все  мысли  о  том  —  что  я  не  знаю, «что  рассказать»  в  своих  картинах  (все  мои  идеи  кажутся никчемными);  что  я  не  могу  на  холсте  самостоятельно  создать  ту  форму,  которую представляю  в  голове.
Простите,  что  письмо  получилось  в  виде  жалобы…
Просто  подумалось,  может  Вам  как  создателю  курса  известно,  откуда  мог  появиться  такой побочный  эффект?  Ведь  во  время  курса  было  такое  воодушевление  и  вдохновение… а  по окончании  почувствовала  себя  ребенком,  которого  перестали  вести  за  руку… а самостоятельно  идти  страшно….”

Я  хочу  ответить  не  только  автору  сообщения,  но  и  тем  читателям,  которые  ощущают  себя  в  похожем  состоянии  “потери  точки  опоры”.

Как  мне  видится,  автор  причисляет  себя  к  личностям  ищущим,  желающим  нащупать  суть  или  некое  подобие  правды,  на  которую  можно  было  бы  опереться  на  вязкой  почве  чужих  мнений  и  догм,  предлагаемых  обществом.

Автор  сообщения  ищет  себя  и  желает  быть  принятым  зрительской  аудиторией  как  личность  творческая,  а  значит,  имеющая  право  на  самовыражение.  При  этом  в  тексте  есть  признание,  что  самостоятельно  идти  страшно,  нет  внутренней  мотивации  и  вообще  какого-либо  желания  двигаться,  “в  итоге ступор… не  могу  ничего  писать”.

Хорошо,  буду  отвечать   по порядку!  Как  следует  из  сообщения,  творческий  кризис  преследует  автора  не  в  первый  раз,  возможно,  это  хроническое  заболевание,  то  есть  “стиль  жизни”.  Каждый  читатель  может  вспомнить  из  круга  своих  друзей  и  знакомых  одного-двух,  постоянно  транслирующих  признаки  кризиса  или  затяжной  депрессии.

Предположим,  что  это  не  так,  и  кризис  —  лишь  череда  трансформаций  на  пути  каждого,  ищущего  себя,  свой  путь  в  творчестве.  Тогда  автора  можно  понять,  здесь  становятся  объяснимыми  крайности  от  воодушевления,  вдохновения  до  апатии  и  сомнения  в  себе.

Что  же  на  самом  деле  происходит?  Опишу  образно,  так  будет  точней.  Это  естественный  процесс,  когда  мы  примеряем  на  себя  чужие  маски,  будучи  ещё  совсем  неопытными.  Маска,  как  бронежилет,  бережёт  нас  от  ядовитых  стрел,  мы  уверены,  что  если  она  кому-то   успешно  служит,  то  защитит  и  нас.  Чужой  костюмчик  жмёт,  но  мы  терпим,  душевное  спокойствие  нам  важнее  внешних  неудобств.

И  всё  прекрасно,  если  бы  не  одно  “но”.  Как  говорил  один  мой  хороший  знакомый,  “два  медведя  в  одной  берлоге  не  живут”.  Если  Вы  впустили  в  себя,  как  квартиранта,  чужое  “я”,  то  помните,  что  Ваше  никуда  не  делось,  оно  может  спрятаться,  лечь  на  дно,  стать  человеком  — невидимкой,  но  лишь  на  время. 

Сначала  Ваше  “я”  будет  тихо  огрызаться,  потом  хватать  за  хвост  квартиранта-захватчика,  затем  оно,  как  бешеная  собака,  загрызёт  кого-то  —  или  незваного  гостя,  или  хозяина.

Допускать  подобный  исход  крайне  нежелательно,  потому  как  последствия  могут  быть  плачевны.

Как  видите,  всё  намного  проще,  если  Вы  умеете  вести  диалог  с  самим  собой,  принимать  решения  самостоятельно  и  быть  отважным  в  трудные  моменты.  Предвижу  аргументы:  тебе  говорить  легко,  ты  смелый,  умный,  сильный,  ты  герой!

Будет  банально,  но  я  отвечу  так,  как  отвечаю  всегда.  Я  такой  же,  как  все,  разница  между  мной  и  читателем  может  быть  только  в  двух  наиважнейших  компонентах.  И   если  Вы  ими  обладаете,  у  Вас  есть  всё,  что  нужно  для  реализации  Ваших  мечтаний.

Знания  и  опыт  —  вот  путь,  прежде  всего,  к  самому  себе,  а  значит,  к  самодостаточности,  уверенности,  свободе  самовыражения,   гармонии  с  миром  и  радости  творчества.

Простыми  словами,  когда  в  Вашем  доме  светло,  а  знания  —  это  свет,  Вам  не  страшен  сумрак  ночи.  Тот,  кто  умеет  учиться  —  умеет радоваться  жизни,  поражениям,  победам,  творчеству.

Собственно,  здесь  можно  было  бы  закончить  мой  ответ,  но  он  всё  же  будет  неполным,   поэтому  продолжу.

Когда  Вы  включаетесь  в  какую-либо  учебную  программу  или  читаете  обучающую  книгу,  Вам  следует  видеть  изложенную  суть  через  призму  личных  переживаний,  а  не  принимать  безоговорочно  инструкцию  и  следовать  её  пунктам.  Старайтесь  понять,  как  лично  Вы  сможете  применить  данный  инструмент,  как  он  поможет  решить  поставленные  Вами  задачи.

В  том,  как  Вы  умеете  подружить  чужое  “я”  со  своим,  и  заключается  талант  учиться.  Если  гость  вламывается  к  Вам  в  спальню,  хозяйничает  на  кухне,  приходит  и  уходит,  когда  ему  вздумается  —  беда  Вашему  дому.  Радушные  хозяева  принимают  гостей  в  гостиной,  внимательно  их  выслушивают  и  своевременно  провожают.

Если  общение  плодотворно,  то  дружба  может  затянуться.  Талантливые  ученики  не  отпустят  учителя,  пока  он  приносит  в  их  дом  новые  знания.  Впрочем,  рано  или  поздно  свет  талантливых  учеников  будет  светить  так  же  ярко,  и  дружба  останется  всего  лишь  благодарным  воспоминанием.

Немного  перефразирую  сказанное  ранее.  Старайтесь  применить  данный  инструмент  и  понять,  как  он  может  решить  поставленные  Вами  задачи.  В  этой  последовательности  Вы  завладеете  бесценным  опытом,  который,  как  известно,  сын  ошибок  трудных.

А  теперь  вопрос.  Если  у  Вас  есть  личный  опыт,  часть  которого,  безусловно,  успешна,  откуда  взяться  кризису,  ступору,  депрессии?  Зачем  Вам  держаться  за  чью-то  руку,  искать  проводника?  Зачем  Вам  чужая  маска,  тесный  костюм,  вставная  челюсть  или  что  там  ещё  из  атрибутов  защиты  ранимого  “я”?

Побеседуйте  с  самим  собой  тет-а-тет,  начистоту,  без  уловок  и  хитростей.

Так  и  быть,  дам  ещё  пару  советов.  Если  в  Вашем  багаже  нет  успешного  опыта  или  вообще  никакого,  то  действуйте.  Как  действовать?  Пропуская  через  себя  знания  и  применяя  их.  Помните,  два  медведя  в  одной  берлоге  не  живут,  Ваше  “я”  важнее  любых  других,  и  если  Вы  умеете  учиться,  не  отпускайте  учителей,  пока  они  приносят  свет  в  Ваш  дом.

Вернёмся  к  сообщению,  опубликованному  выше.  “…  И  вообще,  откуда  такие  амбиции  взялись…”  —  спрашивает  автор.  Ответ  прост.  Быть  самим  собой  —  естественная  потребность  каждой  творческой  личности.  Можно  сколько  угодно  прятать  себя  в  себе,  только  добром  это  не  кончится,  как  следствие,  “в  итоге ступор… не  могу  ничего  писать ((( “.

Открою  страшную  тайну,  как  быть  тем,  кем  ты  хочешь  быть.  Просто  будь  им  и  всё!  А  если  серьёзно,  то  все  личностные,  психологические,  духовные  вопросы  решаются  в  категории  выбора.  Если  Вы  выбираете  быть  клоном,  чьей-то  копией,  то  не  удивляйтесь,  что  никто  не  видит,  не  ценит  Ваших  личных  заслуг,  и  наоборот,  будучи  честным,  вместе  с  печенюшкой  готовьтесь  отведать  и  пенделя.

Так  или  иначе,  выбор  за  Вами,  убеждён  в  одном  —  настоящую  радость  творчества  можно  испытать,  только  будучи  самим  собой.