arrow up
Александр Григорьев Саврасов
О живописи и не только простыми словами…

Радость творчества

Радость  творчества.  Что  это  значит,  как  понимать,  а  главное,  как  испытать  радость  от  созидания?  Этому  вопросу  будет  посвящена  данная  статья.  Надеюсь,  мне  удастся  проникнуть  в  суть,  потянуть  за  необходимые  ниточки  и  размотать  безнадёжно  запутавшийся  узел.

В  эпоху  бесконечных  кризисов,  неустроенности  жизни  и  недосягаемых  соблазнов  мы  втайне  или  открыто  мечтаем  лишь  об  одном  -  когда  же,  наконец,  закончится  эта  суета,  и  мы  будем  думать  не  о  завтрашнем  дне, представляя  все  его  неминуемые  тревожные  реалии,  а  о  настоящем.

Уверен,  всем  знакомо  бесконечное  откладывание  собственного  “хочу”  на  более  благоприятные  времена,  потому  что  в  приоритете  всегда  “надо”,  “необходимо”,  “должен”,  “обязан”.  Даже  добившись  тех  или  иных  поставленных  задач,  мы  остаёмся  неудовлетворены,  потому  что  многие  наши  “хочу”  лежат  в  плоскости  материальных  благ  и  улучшения  качества  жизни.

Бесспорно,  это  важно.  Затраты,  как  правило,  оправданы,  если,  конечно,  речь  не  идёт  об  излишествах.  Но,  согласитесь,  эмоционально  мы  остаёмся  неудовлетворенными,  и  улучшение  качества  жизни,  когда  оно  достигнуто,  воспринимается  как  естественный  ход  событий.

Что  же  может  подарить  истинное  удовлетворение  от  процесса?   Вариантов  не  так  много,  но  они  есть,  и,  в  первую  очередь,  это  общение  с  близкими  нам  людьми.  Многие  ставят  данную  возможность  на  первое  место  в  иерархии  существующих  радостей,  но  я  хотел  бы  напомнить  Вам,  что  общение  с  самим  собой  не  менее  эмоционально  и  радостно.

Кто-то  скажет,  что  это  из  области  патологии,  но  не  спешите  делать  выводы.  Вся  наша  жизнь,  прежде  всего,  диалог  с  самим  собой,  иногда  вдумчивый,  рассудительный,  а  порой   на  повышенных  тонах,  вспыльчивый  и  жёсткий.  Собственно,  меня  интересует  та  часть  беседы  с  самим  собой,  которую  мы  называем  творчеством.

Мне  трудно  представить  себе  человека,  погружённого  в  процесс  созидания,  где  он  не  ведёт  диалог  со  своим  “я”,  не  задаёт  себе  вопросы,  не  сомневается  в  созданном  им  и  не  радуется  интересным  находкам.  Если  это  не  так  и  диалога  нет,  то  речь  идёт,  скорее,  о  зомби,  то  есть  кем-то  управляемой  личности.

На  днях  я  получил  сообщение,  публикую  его  полностью,  чтобы  не  искажать  картину  поставленных  передо  мной  вопросов.

“Добрый  вечер,  Александр.  Для  начала  хочу  еще  раз  выразить  благодарность  за  Ваш  труд  и  очень  полезную  и  ценную  информацию  в  курсе,  который  я  недавно  прошла!
Долго  думала.......... но  все  же  решилась  Вам  написать.  Дело  в  том,  что  после  прохождения курса  "иди  и  рисуй"  у  меня  наступил  очередной  творческий  кризис.  Предыдущий  кризис длился  около  года,  после  того  как  из  нескольких  источников  стали  "кричать"  о  том,  как неправильно  и  ужасно,  когда  художник  рисует  по  фото.  Я  почти  не  прикасалась  к  холсту  и краскам... потом  позволила  себе  частично  использовать  фотоматериалы (комбинируя собственные  фото  или  подглядывая  в  них  частично).
Казалось,  что  все  начинает  нормализовываться.  Решила  пройти  курс  о  творчестве.  Он  меня очень  увлек.  Много  было  осмыслено  нового... может  быть  в  моем  случае  даже  слишком многое... По  окончании  курса  в  голове  кружились  мысли,  касаемые  именно  творчества  -  об искренности  работ,  о  смысле  картины,  о  том,  что  я  несу  своим  творчеством,  о  том,  кто  я  в искусстве,  о  том,  надо  ли  вообще  рисовать,  о  том,  почему  мне  хочется,  чтобы  мои  работы приносили  мне  доход,  о  том,  почему  хочется  признания... и  вообще,  откуда  такие  амбиции взялись...
В  итоге  ступор... не  могу  ничего  писать (((
Все  мысли  о  том  -  что  я  не  знаю, «что  рассказать»  в  своих  картинах  (все  мои  идеи  кажутся никчемными);  что  я  не  могу  на  холсте  самостоятельно  создать  ту  форму,  которую представляю  в  голове.
Простите,  что  письмо  получилось  в  виде  жалобы...
Просто  подумалось,  может  Вам  как  создателю  курса  известно,  откуда  мог  появиться  такой побочный  эффект?  Ведь  во  время  курса  было  такое  воодушевление  и  вдохновение... а  по окончании  почувствовала  себя  ребенком,  которого  перестали  вести  за  руку... а самостоятельно  идти  страшно...”

Я  хочу  ответить  не  только  автору  сообщения,  но  и  тем  читателям,  которые  ощущают  себя  в  похожем  состоянии  “потери  точки  опоры”.

Как  мне  видится,  автор  причисляет  себя  к  личностям  ищущим,  желающим  нащупать  суть  или  некое  подобие  правды,  на  которую  можно  было  бы  опереться  на  вязкой  почве  чужих  мнений  и  догм,  предлагаемых  обществом.

Автор  сообщения  ищет  себя  и  желает  быть  принятым  зрительской  аудиторией  как  личность  творческая,  а  значит,  имеющая  право  на  самовыражение.  При  этом  в  тексте  есть  признание,  что  самостоятельно  идти  страшно,  нет  внутренней  мотивации  и  вообще  какого-либо  желания  двигаться,  “в  итоге ступор... не  могу  ничего  писать”.

Хорошо,  буду  отвечать   по порядку!  Как  следует  из  сообщения,  творческий  кризис  преследует  автора  не  в  первый  раз,  возможно,  это  хроническое  заболевание,  то  есть  “стиль  жизни”.  Каждый  читатель  может  вспомнить  из  круга  своих  друзей  и  знакомых  одного-двух,  постоянно  транслирующих  признаки  кризиса  или  затяжной  депрессии.

Предположим,  что  это  не  так,  и  кризис  -  лишь  череда  трансформаций  на  пути  каждого,  ищущего  себя,  свой  путь  в  творчестве.  Тогда  автора  можно  понять,  здесь  становятся  объяснимыми  крайности  от  воодушевления,  вдохновения  до  апатии  и  сомнения  в  себе.

Что  же  на  самом  деле  происходит?  Опишу  образно,  так  будет  точней.  Это  естественный  процесс,  когда  мы  примеряем  на  себя  чужие  маски,  будучи  ещё  совсем  неопытными.  Маска,  как  бронежилет,  бережёт  нас  от  ядовитых  стрел,  мы  уверены,  что  если  она  кому-то   успешно  служит,  то  защитит  и  нас.  Чужой  костюмчик  жмёт,  но  мы  терпим,  душевное  спокойствие  нам  важнее  внешних  неудобств.

И  всё  прекрасно,  если  бы  не  одно  “но”.  Как  говорил  один  мой  хороший  знакомый,  “два  медведя  в  одной  берлоге  не  живут”.  Если  Вы  впустили  в  себя,  как  квартиранта,  чужое  “я”,  то  помните,  что  Ваше  никуда  не  делось,  оно  может  спрятаться,  лечь  на  дно,  стать  человеком  — невидимкой,  но  лишь  на  время. 

Сначала  Ваше  “я”  будет  тихо  огрызаться,  потом  хватать  за  хвост  квартиранта-захватчика,  затем  оно,  как  бешеная  собака,  загрызёт  кого-то  -  или  незваного  гостя,  или  хозяина.

Допускать  подобный  исход  крайне  нежелательно,  потому  как  последствия  могут  быть  плачевны.

Как  видите,  всё  намного  проще,  если  Вы  умеете  вести  диалог  с  самим  собой,  принимать  решения  самостоятельно  и  быть  отважным  в  трудные  моменты.  Предвижу  аргументы:  тебе  говорить  легко,  ты  смелый,  умный,  сильный,  ты  герой!

Будет  банально,  но  я  отвечу  так,  как  отвечаю  всегда.  Я  такой  же,  как  все,  разница  между  мной  и  читателем  может  быть  только  в  двух  наиважнейших  компонентах.  И   если  Вы  ими  обладаете,  у  Вас  есть  всё,  что  нужно  для  реализации  Ваших  мечтаний.

Знания  и  опыт  -  вот  путь,  прежде  всего,  к  самому  себе,  а  значит,  к  самодостаточности,  уверенности,  свободе  самовыражения,   гармонии  с  миром  и  радости  творчества.

Простыми  словами,  когда  в  Вашем  доме  светло,  а  знания  -  это  свет,  Вам  не  страшен  сумрак  ночи.  Тот,  кто  умеет  учиться  -  умеет радоваться  жизни,  поражениям,  победам,  творчеству.

Собственно,  здесь  можно  было  бы  закончить  мой  ответ,  но  он  всё  же  будет  неполным,   поэтому  продолжу.

Когда  Вы  включаетесь  в  какую-либо  учебную  программу  или  читаете  обучающую  книгу,  Вам  следует  видеть  изложенную  суть  через  призму  личных  переживаний,  а  не  принимать  безоговорочно  инструкцию  и  следовать  её  пунктам.  Старайтесь  понять,  как  лично  Вы  сможете  применить  данный  инструмент,  как  он  поможет  решить  поставленные  Вами  задачи.

В  том,  как  Вы  умеете  подружить  чужое  “я”  со  своим,  и  заключается  талант  учиться.  Если  гость  вламывается  к  Вам  в  спальню,  хозяйничает  на  кухне,  приходит  и  уходит,  когда  ему  вздумается  -  беда  Вашему  дому.  Радушные  хозяева  принимают  гостей  в  гостиной,  внимательно  их  выслушивают  и  своевременно  провожают.

Если  общение  плодотворно,  то  дружба  может  затянуться.  Талантливые  ученики  не  отпустят  учителя,  пока  он  приносит  в  их  дом  новые  знания.  Впрочем,  рано  или  поздно  свет  талантливых  учеников  будет  светить  так  же  ярко,  и  дружба  останется  всего  лишь  благодарным  воспоминанием.

Немного  перефразирую  сказанное  ранее.  Старайтесь  применить  данный  инструмент  и  понять,  как  он  может  решить  поставленные  Вами  задачи.  В  этой  последовательности  Вы  завладеете  бесценным  опытом,  который,  как  известно,  сын  ошибок  трудных.

А  теперь  вопрос.  Если  у  Вас  есть  личный  опыт,  часть  которого,  безусловно,  успешна,  откуда  взяться  кризису,  ступору,  депрессии?  Зачем  Вам  держаться  за  чью-то  руку,  искать  проводника?  Зачем  Вам  чужая  маска,  тесный  костюм,  вставная  челюсть  или  что  там  ещё  из  атрибутов  защиты  ранимого  “я”?

Побеседуйте  с  самим  собой  тет-а-тет,  начистоту,  без  уловок  и  хитростей.

Так  и  быть,  дам  ещё  пару  советов.  Если  в  Вашем  багаже  нет  успешного  опыта  или  вообще  никакого,  то  действуйте.  Как  действовать?  Пропуская  через  себя  знания  и  применяя  их.  Помните,  два  медведя  в  одной  берлоге  не  живут,  Ваше  “я”  важнее  любых  других,  и  если  Вы  умеете  учиться,  не  отпускайте  учителей,  пока  они  приносят  свет  в  Ваш  дом.

Вернёмся  к  сообщению,  опубликованному  выше.  “…  И  вообще,  откуда  такие  амбиции  взялись...”  -  спрашивает  автор.  Ответ  прост.  Быть  самим  собой  -  естественная  потребность  каждой  творческой  личности.  Можно  сколько  угодно  прятать  себя  в  себе,  только  добром  это  не  кончится,  как  следствие,  “в  итоге ступор... не  могу  ничего  писать ((( “.

Открою  страшную  тайну,  как  быть  тем,  кем  ты  хочешь  быть.  Просто  будь  им  и  всё!  А  если  серьёзно,  то  все  личностные,  психологические,  духовные  вопросы  решаются  в  категории  выбора.  Если  Вы  выбираете  быть  клоном,  чьей-то  копией,  то  не  удивляйтесь,  что  никто  не  видит,  не  ценит  Ваших  личных  заслуг,  и  наоборот,  будучи  честным,  вместе  с  печенюшкой  готовьтесь  отведать  и  пенделя.

Так  или  иначе,  выбор  за  Вами,  убеждён  в  одном  -  настоящую  радость  творчества  можно  испытать,  только  будучи  самим  собой.

Комментариев 15
  1. Любовь

    С Днём рождения !)

    Ответить
  2. Нина Черных

    Александр! Спасибо за своевременную статью. Есть над чем подумать . Я недавно начала у вас учиться. И появилась неуверенность. Кисти в руки пока не беру. До этого довольно бодро копировала чужие работы ( Шишкин , Моне , Левитан и т.д.) Все окружающие были в восторге и первое время мне все очень нравилось. Ведь я взяла кисти в руки недавно. Но мне захотелось большего. Надеюсь ,что наконец ,я нашла своего учителя.

    Ответить
  3. Лариса

    Здравствуйте Александр! Я увидела в предыдущем комментарии поздравление с Вашим днем рождения

    !

    Я тоже поздравляю Вас с Новым Вашим годом!Желаю Вам в том числе Творческой реализации! Ну и успехов на личном, на наличном,безналичном и Публичном фронте( поприще)! Статья резонирует с моим мировоззрением! ХОЧУ УЧИТСЯ У ВАС! С уважением!

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Лариса! Спасибо за поздравления, если Вам интересен мой курс «Арсенал Знаний для начинающего художника», то перейдите по ссылке в конце статьи и жмите на кнопку «Заказать сейчас». Вы попадёте на рекламную страницу курса.

      Ответить
  4. Валентина

    Доброго времени суток, Александр! Присоединяюсь к поздравлениям: с Днем рождения Вас! Вот, думаю, чем же Вы меня зацепили? Оказывается — Ваш День рождения совпадает с Днем рождения моего сына ))) Всех благ Вам и бесконечного творческого пути!

    Ответить
  5. Галина Харченко

    Здравствуйте , Александр. Присоединяюсь к поздравлениям и желаю здоровья и, соответственно бодрости и осуществления всех планов и задач. Ваша статья ,как всегда ,интересна , поучительна и своевременна. Я,обучаясь на Ваших курсах, в своем пути познания и опыта движусь очень медленно. Совсем не так , как хотелось бы.Но , думаю . что у каждого свой путь и темп. С каждой работой я все равно иду вперед. Я это чувствую. Спасибо Вам .

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Галина! Спасибо за поздравления, а по поводу движения скажу, что у Вас правильный темп, как говорят, быстро только кошки родятся.

      Ответить
  6. Светлана

    Здравствуйте, Александр. Вы затронули очень интересную тему о подражании в искусстве. Но ведь подражание, как я думаю, есть тот фундамент, на котором закладывается здание любой человеческой культуры, а искусство — лишь ее составная часть. Вспомните римскую культуру, которая возникла из греческой, приобрела собственное лицо, разрушив и уничтожив материнское. Так и в искусстве, выдающиеся и крупные художники на начальных этапах своего творчества учились и подражали творчеству своих учителей, ведь никакие мысли и слова не научат творить, создавать, пока не почувствуешь рукой, глазом, не прикоснешься душой, не поймешь каким-то внутренним чувством , как это делал или делает другой человек, копирование дает знания не только о личности художника, но и по композиции и по живописи. Можно стать на время и клоном, мне кажется, это не страшно. Если художник хорош, то из него, как из здорового семени прорастет самостоятельная творческая личность, а если нет... значит получится отличный художник = « рукодельник».

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Светлана! Если исходить из Вашей логики, то уверенно можно сказать, что художник — рукодельник получится однозначно. А вообще, по сути, Вы правы, только суть эта сильно искажена в современных трендах обучения изобразительному творчеству. Я уже не раз говорил, что ни в одном стандартном учебном заведении нет такого предмета — копирования, данный пункт обучения затрагивается лишь частично, вся учебная программа построена на работе с натурой. Следовательно, если натура — приоритет, то здесь не обойтись без теории, без знаний о том, как существуют законы композиции, перспективы, цветоведения. Эти знания Вы не приобретёте, копируя, знания приходят не через руки, всему виною голова! Попробуйте скопировать греческую статую, что Вы сотворите, не зная анатомии, а какова получится копия «Боярыни Морозовой» В.Сурикова, если нет знаний о композиции и колористике? Есть такое заблуждение, что количество копий умножает знания, отнюдь, такой путь обучения сродни бегу на месте. Если же говорить о копировании как о пути развития начинающего художника, понимания им художественного образа, стилистики картины, то оно может быть полезным, но это будет уже после того, как он получил вышеупомянутые знания и применил их в работе с натурой. То есть копирование может быть нужным на завершающей стадии обучения, но никак не в его начале.

      Ответить
  7. Т Ерохина

    С Днём рождения! Всяческих Вам благ в нужное время, в нужном месте и в достаточном количестве.

    И, конечно, сколько-то поблажек.

    Благодарна за Ваш курс по композиции.

    Ответить
  8. Любовь Васильева

    Здравствуйте, Александр!

    С Днем Рождения! Творческих успехов и удачи!

    По статье хочу сказать, что пройдя Ваш курс «Иди и рисуй» , получила мощный толчок вперед. За последние пять месяцев я имею порядка 20 собственных работ, много наработок, и молчу про работы с многочисленных МК. Правда, постоянно «получаю» от Вас за свои вольнодумства, но это только стимулирует к новым работам, постоянно исследовать окружающее пространство, пытаясь выразить многомерность мира изобразительными средствами. И, конечно, ждать «вдохновения» можно долго, нужно взять кисть, краски и каждый день пытаться изобразить это воображаемое вдохновение, тогда не будет застоя, простоя ...будет интересно!

    Спасибо. Ваши публикации интересны и неоднозначны.

    Жаль, что сегодня опять пропускаю Клуб...

    Ответить
  9. Ольга Береснева

    Спасибо Вам, Александр, за тот свет знаний, который Вы несёте нам, своим ученикам! Желаю Вам творческого вдохновения, сил и новых открытий на этом пути! А мы будем с удовольствием ждать каждого Вашего нового визита в наш дом как очень желанного гостя, наставника и Учителя.

    Ответить
  10. Маргарита

    Здравствуйте!

    Когда читала сообщение, вспомнила мои собственные ощущения, когда только начала учиться живописи. Я смотрела мастер-классы хороших художников, когда они показывали как они создают картины. У них так всё было просто: просто пятна, линии, а потом, вдруг, из всего этого они создапвали оригинальную картину. Я тогда загорелась и тоже стала вот так делать пятна, линии... и у меня получилась ерунда. Я расстроилась, сидела и смотрела на то убожество, что изобразила. Вышел мой сын и спросил чего я такая грустная? А потом он мне сказал, что зря я всё это так блико к сердцу принимаю. Я же пока не художник, только начала. Те художники где-то учились, у них огромная практика, они из чего угодно могут создать красоту. А у меня нет никаких знаний и умений, так чего расстраиваться?

    И я поняла тогда, что он абсолютно прав. В любой специальности надо сначала овладеть базой, а потом уже у кого как получится. Никто же не пойдёт делать операцию у человека, который прочитал пару книжек в лучшем случае и очень хочет стать хорошим хирургом. И бац, и пошёл делать операции.

    Так что, спасибо моему сыну за поддержку, но я после этого стала иначе относится к моим работам и когда их заканчиваю, анализирую ошибки и ищу информацию, чтобы научиться. Работать надо, чтобы стать художником, а не мечтать о быстрых заработках и об успехе.

    Ответить
  11. Ольга Меркульева

    Остаться самим собой. Не потерять свое Я.Кажется как просто. Но как же это сложно. Так хочется быть уже готовым талантищем. И вот мы начинаем на кого-то равняться и подсознательно подражать. У меня все немного иначе. Мой организм предпочитает ничего не творить, чем творить как кто-то. Он просто бунтует против подражательства.А как не подражать? Кажется все уже придумано и воплощено. Но что-то внутри меня говорит: — «Нет, это не так! Ищи! Слушай себя! Не торопись!». Вот недавно я прошла курс Александра «Семь ступеней к творчеству». Это удивительнейший курс. Словами не передать. Надо его пройти. Но одним из заданий в этом курсе было выразить СЕБЯ языком (стилем) одно из великих и признанных художников.Конечно задание я как смогла, выполнила. И мне вдруг стали рекомендовать работать в этом стиле. Мой организм тут же взбунтовался. Очень сложно найти себя и свой стиль. Я думаю — это длинный путь к себе. Но иначе — это два «Я» в нашей душе. А это коммуналка и, конечно, ни к чему хорошему это соседство не приведет.Мой совет всем сомневающимся и торопящимся стать ВЕЛИКИМИ: НЕ СПЕШИТЕ! Слушайте себя,ищите себя. «Ищущий да обрящет!»

    Ответить
  12. Ольга Меркульева

    Спасибо, Александр! Вы, как всегда, затрагиваете самые животрепещущие струны начинающего творца.

    Ответить
Ваш ответ
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.