Главная>Блог Александра Григорьева>

Это  правда,  много  воды  утекло  с  тех  пор,  как  технология  живописи  стояла  во  главе  угла  у  художников.  Мастера  прошлого  не  нарушали  технологический  процесс,  да  и материалы  у  них  были  натуральные.

Прежде,  чем  приступить  к  работе,  художник  сам  делал  себе  краски,  растирая  в  порошок  пигмент,  сам  натягивал  холсты,  и  вообще,  все  технические  процессы  выполнялись  автором.

Какова  же ситуация  в  современном  мире,  и  что  из  технической  части  оставил  себе  художник?  Не  так  много,  а  если  быть  точным,  то  самую  малость.  Это  посетить  магазин,  где  изобилие  возможных  современных  художественных  приспособ  и  материалов  великое  множество.

Если  Вы  не  профессионал,  то  заблудиться  в  этом  царстве  красок,  пастелей,  различных  графических  материалов  проще  простого.

Имея  базовые  знания  о  художественных  материалах,  выбор  сделать  не  сложно,  а  именно,  краски  бывают  двух  типов — это  прозрачные  и  укрывистые,  непрозрачные.

Первый — это акварель,  роль  белил  в  которых  выполняет  бумага.  Второй — это  гуашь,  масляные  краски,  темпера,  где  в  качестве  белил  используется  пигмент  белого  цвета.

Есть  ещё  универсальный  продукт,  завоевавший  любовь  современных  творцов — акриловые  краски.  Ими  можно  работать  как  в  технике  акварели,  так  и  в  технике  масляных  красок.

Надо  понимать,  что  стоит  всё  это  удовольствие  немалых  денег,  в  то  же  время  трудно  представить  современного  художника,  самостоятельно  изготавливающего  краски,  как,  впрочем,  и  натягивающего  холст.  Зачем,  если  можно  приобрести  уже  готовый.

Вы  можете  купить  натянутый  на  подрамник  холст  любых  форматов,  либо  загрунтованный  в  рулоне.

На  чём  же  пишут  современные  художники?

Уважающие  себя  мастера,  как  правило,  натягивают  холсты  сами  и  грунты  используют  собственного  производства.  Подготовить  холст — реальная  задача  в  отличие  от  растирания  красок.

Вся  премудрость  в  подготовке  холста  к  работе  сводится к  его  проклейке.

Проклеивают  холст  подготовленным  пищевым  желатином,  нанося  его  шпателем,  либо  просто  металлической  линейкой  на  лицевую  сторону.  Очень  важно,  чтобы  желатин  не  выступал  сквозь  поры  на  обратную  сторону  холста.

Простейшая  процедура,  но  по  неопытности  можно  испортить  холст,  отчего  он станет  непригодным  для  живописи.

jelatin

Можно  работать  и  с  покупными  холстами,  опять  же,  качество  их  неоднородно,  часто  приходится  дополнительно  проклеивать.

Грунты  используются  двух  типов — клеевые  и  эмульсионные.  Клеевые  в  своей  основе  имеют  всё  тот  же  желатин,  а  эмульсионные — клеемасляную  эмульсию.

Я  работаю  только  на  клеевых  грунтах,  как  мне  кажется,  простейший  вариант  в  подготовке  холста,  а  главное,  тянущая  поверхность  холста  создаёт  матовую  живопись.

Вопрос  в  другом,  так  ли  важно  придавать  значение  материалам  и  их  подготовке?  Художник  в  первую  очередь  должен  преследовать  главную  цель,  а  именно,  творческую  реализацию.

Я  не  отрицаю,  что  можно  любить  сам  процесс,  кому-то  и  этого  достаточно,  но  всё  же,  творчество — это  океан  безграничных  возможностей,  зачем  же  видеть  в  нём  только  технологию?

Если  Вы  начинающий  художник,  сосредоточтесь  на  композиционном  решении  Ваших  произведений.  Исключите  случайность  в  творческих  задачах.  Работайте  осознанно,  продумывая  историю,  которую  хотите  рассказать.

Готовя  холст,  самостоятельно  используйте  клеевые  грунты,  после  проклейки  замешивайте  в  желатин  пигмент,  как  правило,  это  белила,  или  ещё  проще — наносите  акриловый  грунт  и  холст  готов  к  работе.

Холст — не  единственное,  на  чём  можно  писать.  Грунтованный  картон,  а  также  любая  проклеенная  поверхность  может  стать  пригодной  для  живописи.  Художники  часто  используют  строительную  ДВП,  оргалит,  стекло.

Важную  роль  играет  структура  самого  холста,  он  может  быть  грубым  как мешковина,  либо  очень  тонким.

Грубые  холсты  хорошо  подходят  для  длительной  работы.  С  ними  Вы  можете  работать  многослойно  и  не  бояться,  что  поверхность  превратится  клеенку.

Гладкая  поверхность  больше  подходит  для  живописи  прозрачными  лессировками,  либо  для  техники  “а-ля прима”,  когда  работа  пишется  в  один  приём.

Соблюдая  технологию,  работая  в  один  сеанс  или  же  по  просохшим  слоям,  Вы  делаете  более  долговечным  Ваше  произведение.

Существует  такая  проблема,  как  провисание  или  растяжение  поверхности  холста  после  длительной  работы.

Если  провисание  происходит  не  по  причине  неправильной  его  натяжки  и  проклейки,  это  легко  исправить  увлажнением  водой  обратной  его  стороны.

Смочите  равномерно  тыльную  сторону  Вашей  работы,  используя  флейц  либо  влажную  ветошь,  после  высыхания  холст  натянется.

Если  Вы  в  своём  творчестве  чаще  пользуетесь  загрунтованным  картоном,  то  можете  экспериментировать  с  грунтами.  Например,  замешав  в  клеевой  грунт  частицы  мелкого  песка,  Вы  получите  фактурную  поверхность.

Имея  в  запасе  картон,  грунтованный  различными  способами,  Вы  можете  подбирать  рабочую  поверхность  согласно  поставленным  задачам.

Понимая  технологию,  Вы  более  универсальны  в  выборе,  Вам  незачем  ограничивать  себя  только  продукцией  художественных  салонов.

Согласитесь,  иметь  возможность  выбирать — значит  быть  свободным  в  творчестве.

Чтобы  быть  наиболее  объективным,  надо  сказать,  что  современные  художники  пишут  буквально  на  всём,  что  имеет  какую-либо  поверхность,  начиная  с  собственных  тел  до  ржавых  вёдер,  строительных  плит  и  т.д.

telo

Многое  в  выборе  автора  зависит  от  красок,  которыми  он  собирается  писать.  Если  краски  масляные,  то  холст  наиболее  предпочтителен,  в  то  же  время,  для  темперных  красок  Вы  можете  выбрать  плотную  бумагу  или  картон.

Для  живописи  акриловыми,  темперными,  гуашевыми  красками  картон  проклеивать  необязательно.

Чтобы  найти  свои  материалы,  есть  только  один  способ — попробовать  их  все.