arrow up
Александр Григорьев Саврасов
О живописи и не только простыми словами…

Как выбрать кисти для живописи масляными красками

Как Вы думаете, зачем художнику кисти? Можно и пальцем мазать, и тряпкой, и мастихином, и вообще всем, что под руку подвернётся.

Всё же кисть для живописи — это инструмент, и именно с её помощью сердечные волнения и думы находят самый короткий путь на полотно.

Любой профессионал знает, как и где приобрести нужную ему кисть, а та же самая задача для начинающего — игра в угадайку. Вопрос, как угадать, если не знаешь правил и нет критериев выбора, как разобраться в бесконечном потоке брендов, конкурирующих на рынке за право быть первыми?

До того, как мы поймём, какая именно кисть нужна для живописи масляными красками, давайте разберёмся, как с нею работать.

Замечали ли Вы, как обращается с кистью художник-любитель? А как профессионал? Это маленький тест, способный на расстоянии рассказать, кто перед Вами (не на сто процентов, конечно, но всё же).

Вспомните себя или понаблюдайте за начинающим художником. Как он концентрируется на удержании кисти, как сидит, напряжённо уткнувшись в поверхность холста. Как нерешительно кладёт мазок к мазку, боясь выйти за границы рисунка, и переживает по поводу случайных помарок.

Да-да, внимательно понаблюдайте за собой, за каждым движением Вашей руки. Уверен, всё происходит примерно так: Вы берёте краску с палитры, робко наносите на холст или картон, затем повторно делаете такой же мазок на то же место. Часто Вам мало двух мазков, Вы повторяете их и в третий, и в четвёртый раз. Со стороны это видится мазнёй в одной точке, которая медленно, как улитка, ползёт по Вашей замученной работе.

После такого сеанса закономерно болит спина, болит рука, а также лёгкое головокружение от постоянного напряжения. Простыми словами — “глаза в кучу”.

Не раз слышал жалобы начинающих художников на головную боль и общую усталость после работы. Если продолжать так себя мучить, будет только хуже. Не пора ли задуматься на тему, что всё должно быть иначе?

Творчество должно приносить радость, прилив энергии, заряд бодрости, но никак не пытки и хронические болезни.

Давайте разберёмся, как всё исправить и в конце концов выбрать кисти для живописи.

Вам нужно осознать тот факт, что кисть — не волшебная палочка, не чудо-инструмент, делающий Вас художником, а всего лишь посредник, который может стать как другом, так и врагом.

Простыми словами, кисть — это продолжение руки, с её помощью Вы можете дотянуться до любой точки на холсте, не упираясь вплотную в красочную поверхность, и именно поэтому черенок должен быть удлинён.

Все художественные кисти имеют длинную ручку, цель которой — сделать работу с ней удобной как на коротком расстоянии, так и на вытянутую руку.

Кто-то скажет, как это — на вытянутой руке? Это же неудобно, да и не видно ничего! Как мы в таком случае будем елозить по одному и тому же месту, совершенствуя мазок? Знаете, бывают такие упрямцы, которые ни за что на свете не выходят из своей зоны комфорта. Что им не говори, они лучше знают, как им удобней.

Друзья, прислушайтесь к себе. “Мне так удобно!” Вы часто произносите эти слова? Один умный человек сказал: “Ни одна беда на свете не погубила столько великих начинаний, как зона комфорта”.

Уверяю Вас, после того, как Вы привыкнете работать на вытянутую руку, будет не менее удобно, а главное, перестанут болеть спина и напрягаться глаза.

Далее ответьте на вопрос, зачем возюкать кистью по одному и тому же месту, зачем Ваша рука почти механически повторяет уже существующий мазок, будто бы таким способом Вы на всякий случай закрепляете уже проделанное действие?

Конечно, я знаю ответ. Задавать вопросы Вы должны, прежде всего, себе, чтобы расти, совершенствоваться, становиться интересней как художники.

Работа на вытянутую руку позволяет нам видеть всё пространство холста, а значит, контролировать всю композицию в целом, в противном случае, пририсовывая один объект к другому, мы теряем целостность.

Бессмысленно повторяя мазки, Вы топчетесь на одном месте, работая на вытянутую руку, Вы мыслите плоскостями, быстро закрывая поверхность нужным цветом и тоном.

Понимая, как обращаться с кистью, становится ясно, какую именно кисть выбрать. Помимо длины черенка важна также форма, которая может быть как круглой, так и плоской.

Плоские кисти более универсальные, рекомендую начинать с них. Одной и той же кистью можно наносить мазки разной величины, так как помимо широкой поверхности есть ещё и узкая.

Следует помнить, что кисть — не карандаш, и принцип работы с ней иной. Мазок — это пятно, а не штрих, живописец работает пятнами, анализируя световую и цветовую насыщенность.

Интересное наблюдение Вы можете сделать, увидев, как выглядят кисти художников-любителей и профессионалов. В первом случае кисти часто лохматые, топорщатся в разные стороны, во втором ворс всегда собран в единый пучок, и стирание кисти происходит равномерно от внешних краёв к центру.

Почему так бывает? Становится ясно, когда понимаешь принцип. Профессионал использует кисть как инструмент, способный быстро раскрывать плоскость, а значит, кисть испытывает большее трение и стирается равномерно. Возюканье по одному месту приводит к обратному эффекту — кисть топорщится, становится рыхлой.

Существуют кисти круглые, плоские с закругленными краями, но обычных плоских вполне будет достаточно. Остаётся понять, какой ворс выбрать — искусственный или натуральный.

Сейчас есть синтетические кисти, и ими можно работать, но они, в отличие от натуральных, не стираются, а приходят в негодность по причине загибающегося в стороны ворса и потери упругости. Я сразу отказался от искусственных кистей, возможно, на рынке появились качественные современные, не обладающие недостатками прежних. Не буду фантазировать, так как не обладаю информацией.

Собственно, моя рекомендация — натуральные щетинные кисти — классическое решение для живописи масляными красками. На отечественном рынке себя очень хорошо зарекомендовали кисти фирмы “Roubloff”, можете вне всяких сомнений пользоваться только ими.

Купите себе набор из трёх плоских кистей на длинном черенке: одну большую — минимум двадцатого номера, одну маленькую — пятого номера и одну среднюю — десятого, для начала их будет достаточно.

Не забывайте, что за кистями нужно бережно ухаживать, немытые кисти быстро придут в негодность. После работы их следует сначала промыть растворителем, например, скипидаром, а затем вымыть с мылом.

Подведём итог. Кисть — это живой инструмент, с помощью которого Ваши замыслы воплотятся в жизнь, но помните, что не кисть управляет Вами, а Вы ею. Начните использовать натуральные плоские щетинные кисти, а затем уже определитесь, какие ещё инструменты Вам необходимы для достижения тех или иных целей.

Если у Вас есть совет или рекомендация по теме статьи, напишите в комментариях, возможно, Ваш опыт поможет кому-то ещё. От себя лично выражаю благодарность всем, кто активно комментирует мои посты.

Комментариев 24
  1. Ольга Меркульева

    Как всегда статья очень кстати для начинающего живописца,. каковым я и являюсь. Напокупала разных кистей и каждый раз гадаю — какой кистью лучше получится. Никак не подберу кисти для масла. Щетина сильно царапает. Наверное это от неумения.Синтетика больше нравится. Прочитав статью, решила обратить внимание на то, как я держу кисть. Как то это меня не напрягало. Но по одному месту точно не юложу ). Большое спасибо за подсказку, как мыть кисти. Я только обрабатывала растворителем. Теперь буду еще и мыть их мылом ). Ну очень нужная статья! Вы мысли мои читаете, Александр!))

    Ответить
  2. Галина

    спасибо большое. тема очень и очень нужная я три раза прочитала ваши советы и обязательно приму их к сведению.

    Ответить
  3. Галина Козина

    Нужно ли заворачивать кисть, после мытья, в бумагу или класть под пресс?

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Галина! Если Вы пользуетесь кистями часто, а не раз в год, то достаточно их хорошо промывать, и больше для их сохранности никаких манипуляций не требуется.

      Ответить
  4. Александр

    Половина того, что здесь написано — сомнительно.Кисть нужно мыть после каждого сеанса с мылом. Затем, если кисть довольно новая и размера среднего или большого, следует ее завернуть в газетную бумагу несколько раз, так чтобы бумага держала форму щетины (плоской). При высыхании кисть будет держать форму, не топорщиться.

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Александр! Что именно сомнительного здесь написано? Сформулируйте, иначе Ваши сомнения сомнительны.

      Ответить
  5. Галина Макаренко

    Здравствуйте! Так как я только-только прикоснулась масляной живописи, то первое время конечно руку держала согнутой. Потом поняла, что так рука устает быстрее и периодически дрожит. От этого же появляется боязнь поставить мазок не туда.

    Пользуюсь пока кистями «гамма». Других еще не знаю. Научиться бы этими пользоваться. Но, так как когда они новые и еще в клею, я придумала их зашкуривать нулевочкой, чтобы ворсинки не топорщились в разные стороны. Таким образом и клей еще сам снимается.

    Ответить
  6. Евгения

    Полезная информация.Спасибо.

    Ответить
  7. Ольга

    Тема актуальна. Спасибо, Александр! Я пробовала и различную синтетику — жесткая снимает краску, ей можно работать, как мастихином:); а мягкая слишком мягка... Буквально вчера подумала — в стакане полно кистей, а использую только 2 из них, только они сохранили форму. Остальные топорщатся в разные стороны. Подумала, что надо спросить кого-нибудь об этом:)))

    Ответить
  8. Валентина

    СПАСИБО!!!

    Ответить
  9. Марина

    Статья бесспорно нужная, особенно про то, как ведет себя новичок. Я считаю себя новичком, рисую маслом третий год (это увлечение, отдых), для себя остановилась на искусственных кистях марки «Art Master» и довольна ими. Александр, спасибо за Ваши статьи, всегда с удовольствием читаю и применяю по возможности.

    Ответить
  10. Светлана.

    Здравствуйте.С самими кистями мне более менее понятно, вот вопрос: как писать, меня интересует уже достаточно давно. Действительно, мазок или штрих? Если уж заниматься чем — нибудь,например, живописью, то хочется, чтобы получилось оригинально, интересно.Я думаю, что так может получиться, если наряду с пятном и мазком ввести штрих. Штрих придаст индивидуальность работе. Как Вы считаете?

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Светлана! Если Вы работаете кистью, то это мазок. Да, Вы можете имитировать штрих, но только это не сделает Вашу работу индивидуальной. Увлёкшись а-ля штрихованием кистью, легко позабыть о целостности композиции, тональной и цветовой гармонии. Впрочем, если речь идёт о творческой работе, то есть Вы выражаете себя, а не учитесь, то любой эксперимент возможен. Спасибо за Ваш вопрос!

      Ответить
  11. Александра

    Мне кажется (может это только мое мнение, но все-таки)что новичку для масляной живописи нужна не только щетина... Во-первых, зависит от размера картин. Большие полотна легче покрывать на вытянутой руке щетиной, а если это декоративная работа, миниатюра, не более чем 9*13? Еще и лессировка? Без синтетики новичку здесь не обойтись.

    Во-вторых, зависит от сюжета картин. Поясню. Если новичок пишет природу, иногда просто выручают «хитрые» кисти. Например, плоская, распушенная с длинным и коротким ворсом одновременно. Или тонкая, но супер длинная (вообще находка для травы и тонких линий при прорисовке зданий, такая кисть часто нумеруется несколькими нулями)

    В-третьих, убеждаюсь каждый раз, каждый новичок пока сам не набьет шишек с выбором кистей, так и не определится, что же ему на самом деле надо.

    PS Люблю щетину)Щетина и масло — неразделимы (в особенности по моим наблюдениям у мужчин-художников). Но! Частенько пользуюсь синтетикой, что ни говори, прогресс шагнул и в этом направлении. Это удобно)

    Ответить
  12. Валерий.

    Очередная полезная статья. Спасибо!

    Ответить
  13. надежда сосновикова

    отличная статья! Спасибо!

    Ответить
  14. Натали

    Спасибо, Александр! Отличная статья, во всяком случае для меня. Пишу третий год. Выбор кистей всегда мучителен. Хороший инструмент 50% успеха. Поэтому всегда очень пристрастно отношусь к выбору его. Хотелось бы еще узнать у Вас Александр, какими кистями писать тончайшие линии, например ветки деревьев. У меня всегда проблема подобрать кисть для прописки тонких веток. Всегда получается толще, чем надо. Может подскажите, чем Вы пользуетесь? Я уже подумала придумать свой материал для этого :)

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Натали! В случае с деталями как раз отлично подойдут как колонок, синтетика, так и белка. Купите себе пару кистей небольших размеров, и не нужно ничего выдумывать. Спасибо за Ваш вопрос!

      Ответить
  15. Янтарная

    Почему только щетина и синтетика? А колонок-"король" масла? Мангуст еще появился, мне очень понравился... сейчас такой выбор, о котором во времена моей молодости мы и мечтать не могли, эксперементируйте, господа художники!

    Ответить
  16. ирина

    Статья просто супер! Спасибо!!!

    Ответить
  17. Андрей

    Статья написана хорошо! А Кисти Рублев ничем не отличаются от Брауберга. Лучшие кисти Санкт Петербург.

    Ответить
  18. madina

    Спасибо! Статья стоит прочтения и очень даже направляет в нужное русло. В основном работаю с акварелью, но и масло привлекает /есть немколько картин/, поэтому читала с удовольствием и кое-что для себя почерпнула. Александр! Спасибо! Удачи!

    Ответить
  19. Надя

    Здорово написано про новичков — и смешно, и грустно, потому что узнаешь во многом и себя. Очень дельные советы в статье Александра как всегда даются на живых примерах, про которые не всегда прочитаешь в книжке. С нетерпением ждем новых идей!

    Ответить
  20. mila

    Мой небольшой опыт подсказывает,что пока не попробуешь кисть не будет понятно нужен этот инструмент или другой.В статье,видимо,идет речь о базовом варианте. Как говорит наш преподаватель в студии:"Лет через 15 что нибудь и получится в живописи..." Надеюсь за это время и в кистях разобраться.

    Ответить
Ваш ответ
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.