arrow up
Александр Григорьев Саврасов
О живописи и не только простыми словами…

Как рассказать историю языком визуальных образов

Хочу  посвятить  данную  статью  техническим  вопросам  и  ответить  на  часто  задаваемые.  Периодически  получаю  такие  сообщения:  «Мне  неинтересны  Ваши  советы,  я  хотел  бы  знать,  как  грунтовать  холсты,  какими  красками  писать  и  как  именно  это  делать».

Есть  и  иного  характера  просьбы,  например:  «Научите  меня  рисовать  такими  же  мазками  как  у  Вас,  как  Вы  это  делаете,  расскажите,  покажите».  В  данный  перечень  входит  масса  пожеланий  научиться  тем  или  иным  техническим  приёмам.

Как  натягивать  холсты,  как  сделать  так,  чтобы  живопись  не  прожухала,  какой  этюдник  выбрать,  какими  растворителями  пользоваться — всё  это  и  многое  другое  волнует  начинающих  художников  в  первую  очередь,  а  что  же  остаётся  на  потом?

Забив  голову  техническими  вопросами  и  тужась  всё  это  переварить,  начинающие  мастера  забывают  о  самом  главном.  Зачем  все  эти  знания?

Уверен,  каждый,  кто  когда-либо  брал  в  руки  кисти  или  карандаш,  преследовал  цель — реализовать  идею,  собственный  сюжет,  написать  картину,  но  никак  не  ради  того,  чтобы  просто  овладеть  техническими  приёмами.

Я  отвечу  просто:  они  вообще  Вам  ни  к  чему — все  эти  знания,  если  Вы  забыли  о  главном,  если  у  Вас  нет  внятных  идей  и  интересных  сюжетов.

ideya

Даже  если  они  у  Вас  есть,  Вам  следует  думать  не  о  технических  приёмах,  а  о  том,  как  эти  идеи  реализовать.

Именно  как  реализовать!  Здесь  просто  технические  знания  Вам  не  помогут,  так  как  то,  с  чего  начинается  картина — это  поиск  композиционного  решения.

Композиция  лежит  в  основе  любого  произведения,  следовательно,  Вашему  замыслу  подчиняется  всё  техническое  исполнение.

По  моему  глубокому  убеждению, обучение  должно  строиться  не  на  бездумном копировании,  а  на  изучении  законов  композиции  и  умении  обращаться  с  плоскостью.

Меня  всегда  интересовал  вопрос  композиции,  я  много  уделял  этому  времени,  потому  как  понимал,  что  композиция — это  история,  сотканная  из  элементов,  и  то,  в  какой  последовательности  их  следует  располагать — целая  наука.

От  того,  как  Вы  понимаете,  что  есть  композиция,  зависит  результат  Вашего  творчества.  Как  следствие,  непонимание  приводит  к  отсутствию  результата.

На  самом  деле  в  данном  предмете  нет  ничего  сложного, ничего  такого,  что  нельзя  было  бы  понять.  Более  того,  у  многих  от  природы  развито  чувство  гармонии,  и  иногда  этого  чувства  достаточно,  тому  есть  много  примеров  гениальных  художников — самоучек.

И  всё  же,  кем  бы  Вы  ни  были,  гением  или  вполне  земным  человеком,  правильнее  будет  серьёзней  отнестись  к  вопросам  композиции.

Все  эти  вопросы  подтолкнули  меня  на  создание  курса  о  композиции  и  помогли  мне  структурировать  собственные  знания.  Вообще,  та  теория,  которую  Вы  можете  найти  в  открытом  доступе,  очень  скупа  и,  как  правило,  бесполезна  для  начинающего  художника.

Сухая  терминология  никак  не  помогает  взять  на  вооружение  нужные  знания.  Литературы,  посвящённой  данному  предмету,  очень  мало,  а  особенно  той,  которая  действительно  будет  полезна  для  практики.

Я  провёл  восемь  занятий  с  небольшой  группой,  мы  подробно  разобрали,  что  же  есть  композиция,  и  с  какой  стороны  к  ней  следует  подходить.  Моей  целью  было  не  написать  теорию  композиции,  а    помочь  начинающим  художникам  выражать  свои  собственные  идеи.

В  курсе  затронуты  основные  страницы  истории  искусства,  но  главное — это  то,  как  следует  применять  на  практике  умение  композиционно  мыслить.

Я  не  склонен  завышать  ожидания  и  обещать  невероятных  результатов  по  окончании  курса,  но,  судя  по  отзывам,  у  многих  открылись  глаза.  Моя  цель  как  наставника — показать  направление  движения,  указать  верные  ориентиры,  помочь  разобраться  в  хаосе  бесчисленных  теорий.

Скажу  честно,  для  меня  это  первый  опыт  интернет  преподавания,  и,  конечно  же,  были  сложности.  Но,  как  мне  кажется,  всё  получилось,  и  комментарии,  написанные  участниками   по  окончании — лучшее  тому  доказательство.

Поймите  меня  правильно,  я  не  против  технических  приёмов  и  знаний,  связанных  с  художественными  материалами,  но  они  преждевременны,  если  Вы  не  способны  сформулировать  Вашу  мысль  на  плоскости  гармонично  уже  в  наброске.

Хочу  подчеркнуть  тот  факт,  что  не  следует  слепо  идти  за  учителем.  Хороший  наставник  тот,  кто  всегда  пропустит  Вас  вперёд,  не  загораживая  проход  своей  широкой  спиной.  Не  стремитесь  подражать  учителю,  перенимая  его  технические  приёмы,  какими  бы  эффектными  они  ни  были.

Когда  Вы  научитесь  мыслить  композиционно,  верные  приёмы  исполнения  придут  к  Вам  сами.  Конечно,  нужно  будет  много  работать,  и  это  главный  секрет  Вашего  будущего  успеха.

Если  Вы  один  из  «клонов»  Вашего  педагога,  не  следует  сомневаться  в  том,  что  у  Вас  был  плохой  учитель  или  наставник.  Я  уже  приводил  пример  В.В Почиталова,  у  которого  было  много  великолепных  учеников,  и  все  они  имели  собственный  почерк,  отличный  как  друг  от  друга,  так  и  от  своего  учителя.

Самое  простое  и  в  то  же  время  очень  сложное — остаться  самим  собой,  но  это  возможно,  если  Вы  перенимаете  знания,  а  не  просто  копируете  приёмы. 

Хочу  предложить  Вашему  вниманию  запись  вышеизложенного  курса  под  названием  «Как рассказать историю языком визуальных образов».  Те,  для  кого  данная  тема  имеет  место  быть,  смогут  открыть  для  себя  мир  подлинного  творчества  и  получат  все  инструменты  для  реализации  собственных  идей.

Я  предлагаю  не  просто  запись  каждому  подписавшемуся,  а  отдельный  аккаунт  в  закрытой  части  моего  блога,  где  Вам  будут  доступны  данные  уроки.  Главное,  Вы  сможете  присылать  мне  домашние  задания,  а  я  буду  Вас  консультировать.

Уроки  будут  доступны  в  любое,  удобное  Вам,  время,  следовательно,  график  их  прохождения  будет  зависеть  только  от  Вас.

Курс  платный,  и  пока  по  очень  демократичной  цене.  Данное  предложение  я  делаю  читателям  своего  блога,  и  в  первую  очередь  тем,  кто  об  этом  просил.

Так  же  выкладываю  здесь  проведённый  мною  бесплатный  вебинар  «Почему  Вам  не  нужно  рисовать  лошадь»  на  тему  композиции,  возможно,  кто-то  ещё  не  видел,  в  котором  я  раскрываю  данную  проблему.

Обращаю  Ваше  внимание  на  то,  что  набор  ограничен  и  следует  поторопиться.  Хочу  отметить,  что  данный  курс — лучший  способ  для  многих  получить  обратную  связь,  то  есть  задать  вопрос  мне  лично,  так  как  мне  приходит  много  подобных  просьб,  но  я  не  имею  возможности  ответить  вне  рамок  курса.

Хочу  пожелать  всем  творческих  успехов  и  напомнить,  что  успехи,  в  том  числе,  зависят  от  своевременно  принятых  нами  решений.  Никогда  не  останавливайтесь  на  достигнутом,  нам  всем  есть  к  чему  стремиться!

Будут  вопросы,  пишите  в  комментариях  или  на  почту.

Те,  кто  заинтересовался   курсом  « Как  рассказать  историю  языком  визуальных  образов»,  переходите  по  ссылке:  http://artgranata.ru/

 

 

kommentarii71

Комментариев 2
  1. Наталья

    Не согласна. Композиция без техники это молчаливый художник-творец с грустными глазами. Должно быть органично все. Не должна композиция доменировать над техникой, нужен крепкий союз. Тогда у художника будет возможность проявить себя в визуальной...материи.

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Наталья! Поясните, что Вы имели ввиду? Если Вы говорите о зрителе, то ему действительно не важна наша кухня, он либо сопереживает произведению, либо нет. Опять же, сопереживать он будет грамотно рассказанной истории, потому как не приемлет хаос. Если же речь идёт о композиции как инструменте художника, то тут без вариантов. Именно с композиционного поиска всё начинается, как, впрочем, и заканчивается. Говоря Вашими словами, техника без композиции — это слепой художник! По поводу гармонии я с Вами согласен, но только в такой последовательности: композиционный поиск, а затем техническое решение. Спасибо за отзыв!

      Ответить
Ваш ответ
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.