arrow up
Александр Григорьев Саврасов
О живописи и не только простыми словами…

Живописец или график ? Выбираем свой творческий путь

А  Вы  задавали  себе  вопрос,  кто  Вы  по  натуре,  график  или  живописец,  что  Вам  ближе -линия  или  пятно?  Какими  материалами  Вы  пользуетесь,  красками  либо  карандашом,  пером  или  мелками?

Большинство  считает  себя  универсальными  художниками  и  использует  большой  спектр  художественных  материалов,  не  задумываясь  о  том,  что  лучше  сосредоточиться  на  чём- то  одном.

Довести  одну  технику  до  совершенства,  работать  с  одним  материалом  свойственно  профессионалам,  в  то  время  как  начинающие  художники  берутся  сразу  за  всё.

Мною  замечен  тот  факт,  что  многие  великолепные  графики,  работавшие  в  данном  жанре  до  девяностых  годов,  перешли  на  живопись  в  погоне  за  длинным  рублём.  Появился  стихийный  рынок,  на  котором  всё  покупалось  и  продавалось,  а  картина,  как  известно,  должна  быть  написана  «маслом»,  иначе  не  купят.

Мы потеряли  много  чудесных  художников,  так  как  последующее  их  творчество  в  живописном  исполнении  никуда  не  годится,  разве  что  дырку  в  обоях  закрыть.

По-настоящему  универсальных  мастеров  очень  мало,  таких,  чтобы  и  линию  чувствовали,  и  пятно,  и  колорит,  не  каждому  дано  во  всех  направлениях  развиваться.

У  нас  есть  хороший  пример — художник-универсал  Н. Фешин.  Вот  это  талантище — живописец  и  график.  Его  графические  листы — эталон,  ему  нет  равных  как  рисовальщику,  и  в  то  же  время  его  живописные  полотна  вошли  в  историю  отечественной  и  зарубежной  живописи.

fesin jivopis1

Н. Фешин

 

fesin obnaj

Н. Фешин

Мне  больно  смотреть,  на  начинающих  художников,  мучающих  свои  произведения,  работая  акварельными  красками  как  темперой,  а  масляной  краской  как  акварелью.

Многие  считают,  что  масляные  краски  созданы  для  настоящих  художников,  и  поэтому  стремятся  как  можно  быстрее  ими  овладеть.  Ведь  только  работая  в  данной  технике,  есть  возможность  применять  чудо-инструмент  под  названием  мастихин.

Мастихин  как  скатерть-самобранка  сам  решит  за  Вас  все  творческие  задачи,  с  ним  не  нужно  владеть  академическим  рисунком,  не  нужно  лепить  форму,  её  можно  просто  заляпать  и  сказать,  что  Вы  так  видите.

Как  определить,  какой  же  из  художественных  материалов  Ваш?  Я  давно  заметил,  что  художники  делятся  на  два  типа,  одни  мыслят  линией,  а  другие  пятном.  То  есть  первые  строят  форму,  прибегая  к  линейному  рисунку,  и  рисуют  линией,  начиная  с  силуэтов,  а  другие  идут  обратным  путём,  сразу  создавая  пятно,  придавая  ему  нужную  форму.

Как  правило,  те,  кто  мыслит  линией,  больше  графики,  нежели  живописцы.  Их  произведения  суховаты,  порой  математически  продуманы.  В  их  основе  линия,  которая  может  быть  жёсткой,  а  может  быть  живой,  игривой,  лёгкой.

Из  них  получаются  великолепные  графики,  которые  свободно  владеют  любым  графическим  материалом.

Те  из  художников,  кто  ведёт  свою  работу,  прибегая  к  пятну,  чаще  становятся  живописцами.  Их  произведения  пластичны,  они  легко  манипулируют  пятном,  играют  силуэтами.  Рисунки,  созданные  такими  художниками,  можно  назвать  живописными,  даже  если  они  исполнены  графическими  материалами.

Важно  осознать,  кто  Вы,  и  что  Вам  ближе,  пятно  или  линия.  Не  стоит  себя  переделывать,  нужно  знать  свои  сильные  стороны,  именно  в  этих  направлениях  и  следует  развиваться.

Если  Вам  интересней  линия,  не  переучивайте  себя.  У  Вас  простой  выбор — стать  великолепным  графиком  или  посредственным  живописцем.

Понаблюдайте  за  собой,  как  Вы  решаете  те  или  иные  творческие  задачи,  и  Вы  сами  сможете  ответить,  какая  техника  Вам  ближе,  и  с  чем  следует  работать.

Не  исключаю,  что  кто-то  чувствует  себя  уверенно  с  любым  материалом,  так  тоже  бывает.

Перестаньте  думать,  что  настоящие  художники  те,  кто  пишет  картины  масляными  красками — это  далеко  не  так.  Искусство  многогранно,  и  каждый  может  найти  свой  собственный  язык,  как  и  технические  средства.

Будучи  ещё  студентом,  я  познакомился  с  одним  очень  интересным  художником,  правда,  тогда  он  мне  таким  не  казался.  Он  работал  только  графическими  материалами,  такими  как  карандаши  и  гуашь.

В  то  время,  когда  все  писали  масляными  красками,  в  надежде  поймать  мгновение  на  пленере,  он  чиркал  что-то  в  своём  альбоме  карандашом.  Я  не  решался  подойти  и  спросить,  какие  творческие  задачи  он  перед  собой  ставит,  но  всё  стало  понятно  само  собой  после  того,  как  я  посетил  его  персональную  выставку.

Меня  поразили  живые  графические  листы,  линия  в  его  работах  вытворяла  чудеса,  ритмы  небрежно  заштрихованных  пятен  звучали  музыкой,  и  мне  хотелось  слушать  и  слушать  эти  красивые  мелодии.

Я  тогда  впервые  был  поражён  графикой  и  изменил  своё  отношение  к  художникам,  работающим  графическими  материалами.  Я,  как  и  все  начинающие,  боготворил  живопись  и  считал,  что,  только  написав  серьёзное  полотно,  можно  выразить  себя  в  изобразительном  искусстве.

Я  ошибался,  сейчас  я  это  знаю и  очень  внимательно  отношусь  к  художникам,  которые  выражают  себя  графическими  материалами.

Один  из  мною  любимых  художников — А. Фонвизин  избрал  своим  материалом  акварель,  изначально  предназначенную  для  графических  решений.  Вы  посмотрите,  что  он  ею  вытворял — это  живопись,  не  иначе.  Образы,  созданные  им,  живописны,  они  прозрачны  и,  в  то  же  время,  насыщены  цветом.

fonvizin

А. Фонвизин

Нет  никаких  правил,  кроме  того,  что  Вы  должны  чувствовать  материал,  которым  работаете,  понимать  поставленную  задачу, тогда  у  Вас  всё  будет  получаться.

Конечно,  поначалу  следует  перепробовать  все  доступные  техники,  но  лишь  для  того,  чтобы  найти  свою,  понять,  к  чему  Вы  больше  расположены,  кто  Вы — график  или  живописец.  Кроме  Вас  самих  на  данный  вопрос  никто  не  ответит,  и  бесполезно  искать  ответы  на  стороне.

Меня  удивляют  художники,  заявляющие  о  своей  универсальности,  якобы  они  способны  на  всё — от  классической  станковой  живописи  до  татуировок,  росписи  стен  и  портрета.  Для  меня  всё — это  значит  ничего!

Понимаю,  для  многих  творчество — это  способ  заработать,  заявляя  о  том,  что  они  могут  всё.  Они  говорят,  что  владеют  ремеслом,  но  ремесло — это  не  искусство  и  даже  не  творчество.

Давайте  поставим  точки  над  «и».  Если  Вы  начинающий  художник,  советую  Вам  определиться,  что  для  Вас  важно.  Всё  или  то,  в  чём  Вы  будете  действительно  сильны,  если  станете  двигаться  в  одном  направлении.

Не  стоит  преклоняться  перед  материалом  и  видами  изобразительного  искусства,  они  интересны  только  тогда,  когда  находятся  в  нужных  руках.

Помните,  что  акварельные   краски  прозрачные,  а  гуашевые,  темперные,  масляные,  акриловые — глухие.  То  есть  в  акварели  белилами  служит  бумага,  а  в  укрывистых,  плотных  красках — белила.  Не  стоит  придумывать  велосипед,  всё  уже  придумано  до  нас,  только  бери  и  пользуйся.

Главное  то,  ради  чего  Вы  вообще  берёте  в  руки  тот  или  иной  материал,  чем  хотите  поделиться  со  зрителем.  Неужели  только  ремеслом  и  умением  пользоваться  каким-либо  из  художественных  материалов?

Как  бы  изящно  Вы  не  штриховали  карандашом и  не  лессировали  кистью,  весь  труд  напрасен,  если  он  не  несёт  эмоции,  пережитые  Вами,  истории,  рассказанные  Вами.

Подводя итог,  выбирайте  материалы  для  творчества,  согласно  поставленной  Вами  задаче,  почувствуйте,  кто  Вы?  Живописец  или  всё-таки  график,  что  Вам  ближе — пятно  или  линия?

Расскажите  истории  на  тему  поиска  своего художественного  материала.

Жду  Ваших  комментариев!

Комментариев 41
  1. Сергей

    Дельная статья... с хорошими примерами... Но любителям, у которых нет художественно-образовательных оков, чаще интересно попробовать себя (не найти, а именно попробовать) в разных техниках и материалах... особенно, когда тяга к рисованию или живописи проснулась достаточно поздно, да и под влиянием пережитого... главное, чтоб не пропадала охота к творчеству. А за образовательные статьи и за ваш труд Большое Спасибо!

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Сергей! Как говорят, лучше поздно, чем никогда, благо профессия художника не имеет возрастных ограничений. Конечно, нужно попробовать все доступные техники. Как правило, охота к творчеству только растёт вместе с новыми знаниями, и наоборот, угасает, если мы топчемся на месте. Спасибо за отзыв!

      Ответить
  2. валентина

    благодарю за статью.попробовала себя и в акварели и акрил и темпера и масло.пришла к выводу что мне больше нравится масло.а уж как получается.главное что мне это доставляет удовольствие.

    Ответить
  3. Шуракова Анна

    Меня всегда мучало то, что акварель не вызывала никаких эмоций. Меня буквально заставляли ею работать, говоря что я не продвинуть в масляной живописи, не овладев в совершенстве акварелью. И вот я, безо всякого желания, терзала бумагу и кисточку ожидая, когда же меня «озарит» в масле. Благодаря Вам, больше не страдаю)) То же самое и с портретами. Отношусь к ним прохладно, зато очень люблю натюрморты и пейзажи. Нельзя быть совершенным во всем.

    Спасибо за Ваши статьи!!!

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Анна! Возможно, имелась в виду не акварельная техника сама по себе, а учебные работа акварелью, где задачами являлись лепка формы, передача материала, достоверности изображаемого. Во многом это правильно, так как акварель — наиболее доступный в техническом плане материал. Однако, если Вы считаете, что выросли из него, и хотите большего, Вы правы. Спасибо за отзыв!

      Ответить
  4. Людмила

    Спасибо, Александр, за статью! Мне нравятся Ваши статьи. Я с Вами полностью согласна, чтобы понять себя, надо, конечно, попробовать и масло и акварель. У любителя начинающего нет достаточных знаний о том или другом виде живописи и приходится пробовать, чтобы понять что лучше получается и что больше понравится, а затем уже к своим высотам...

    Ответить
  5. Ксения

    О! Я всегда была графиком! С младых ногтей! Всегда любила рисовать карандашом и ручкой. И никогда не любила акварель. Хотя чужими работами восхищаюсь. И даже если я пишу маслом (как выше справедливо заметил Сергей, чтобы попробовать ), я всё равно рисую не пятнами. Мне нужны чёткие линии — изящные, плавные, выразительные. И именно поэтому, устроив выставку картин, написанных маслом, я благополучно вернулась к рисованию карандашом и ручкой. И сегодня состоялся мой первый «живой» МК по зентанглу! Это — моя стихия!

    Я не претендую на лавры художника. Для меня творчество — не работа, и не только способ самовыражения и приятное времяпровождение. Для меня творчество — это инструмент самопознания и самосовершенствования. Абсолютно согласна с Валентиной: главное — получать удовольствие. А если это доставляет удовольствие ещё и другим людям — совсем хорошо!

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Ксения! Вы хорошо сказали: творчество — это инструмент самопознания. Я тоже так думаю! По поводу удовольствия, согласен, но, прежде всего, это тяжёлый труд. Только преодолевая препятствия, мы познаём себя. Спасибо за Вашу историю!

      Ответить
      • Ксения

        О, Александр! Просто мужчины и женщины очень разные. Женщины — существа эмоциональные. Нам в первую очередь необходима радость, удовольствие, эмоции. И тогда труд не кажется тяжким. И вообще за труд не считается. А когда женщине хорошо — всем вокруг хорошо. И результат уже не так важен, он априори всех устраивает. :-D. А мужчины — повелители материального мира. У них наоборот: сперва труд, потом эмоции. И чем тяжелее был труд, чем выше он оценен, тем ярче эмоции. Собственно, это одна из причин, по которой знаменитых женщин гораздо меньше. Женщины удовлетворяются эмоциями. Мужчина эмоциями сыт не будет.

        Ответить
  6. Ольга Воронина

    Я полностью согласна с тем, что написал в комментарии выше Сергей. Спасибо Вам, Александр, что направляете наши мысли в нужном направлении и тем самым помогаете нам в поисках собственной истины, экономите наше драгоценное время, дабы мы скорее смогли определиться в своих творческих возможностях! БЛАГОДАРЮ ВАС!!!

    Ответить
  7. мила

    Да! Для меня актуален этот вопрос! И я точно знаю,что графика мне ближе,но как начинающий рисовать человек хочу разобраться во всем! Очень хочется почувствовать цвет,увидеть его,суметь передать... И акварель нравится,гуашь,масло,все хочу попробовать,вот проблемы с акрилом.Знаете! Бывает такое состояние благости от того,что я рисую! Но не хватает навыков,ремесла, что ли, видения,практики. Как самостоятельно научиться? Проблема! Может я тогда и с живописью подружусь,не хочу сдаваться, снача-ла хочу попробовать все,а потом определяться .Хотя мысль о том,что я могу всегда остановиться на том что люблю,на графике к примеру, меня очень греет.Надо посмотреть! За идею спасибо. Кстати ,не видела ни одного вашего мастер класса. Подскажите где можно посмотреть?

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Мила! Обязательно попробуйте все доступные Вам техники, только так Вы сможете определиться, что из них Ваше, и развивайтесь в данном направлении. По поводу мастер классов я уже достаточно написал, читайте на блоге под одноимённым названием. Скоро в рассылке появится информация о проведённом мною курсе, Вы сможете его приобрести, если данная тема Вас заинтересует. Спасибо за отзыв!

      Ответить
  8. НАТАЛИЯ

    СПАСИБО АЛЕКСАНДР ! ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНАЯ СТАТЬЯ ! Я УЖЕ ВЫБРАЛА КИСТЬ И МАСТЕХИН !ВСЕГДА ЖДАЛА ВАШИХ МАСТЕР КЛАССОВ !НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ ТАК БЫСТРО КАК У МНОГИХ НО ОБЯЗАТЕЛЬНО ПО МЕРЕ ИХ НАПИСАНИЯ БУДУ ДЕЛИТЬСЯ РЕЗУЛЬТАТОМ !

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Наталия! Я не даю мастер классов, но Вы можете приобрести проведённый мною курс. Скоро на блоге я выложу всё информацию следите за новостями. Спасибо за отзыв!

      Ответить
  9. мила

    Да,слушайте! Поддерживаю вас! Очень,очень нравится Николай Фешин! Уж так необыкновенно он писал портреты и ,говорят,просто бросовыми материалами! Часами можно рассматривать его работы,жаль что уехал из России. Не так давно узнала о нем,а потом собрала приличную папочку с его произведениями.Но это недосягаемая высота и легкость!

    Ответить
  10. Мила

    Спасибо Александр, как всегда, я согласна с Вашей статьёй! Пробовала все материалы. Пробовала, это значит что-то изображала, а точнее плохо копировала, ... никакого удовлетворения... Пробовала пейзажи, цветы, натюрморты — точно не моё. Потрачено много денег на «волшебные кисти» от известных преподавателей, и снова разочарование. Вывод — если человек талантлив от природы, и начинает писать картины ( свои), он пишет душой, и не особо задумывается о пропорциях, цветовых пятнах и у него сразу виден стиль, почерк, сюжет... Все остальные, кто взялся за кисть и говорит: главное получать удовольствие, они так и останутся домашними художниками. Это хобби. Тоже не плохо порадовать себя и своих близких. Но ВСЕ же хотят быть чуть ли не великими, и конечно продавать, продавать...... А великих не так много и все они, как правило с художественным образованием. Извините, никого не хотела обидеть. Просто грустно смотреть как одни начинают всем преподавать , а другие начинают бегать по всем Мастер классам ( сама была такой). А вообще люблю живопись...

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Мила! Хочу Вас поправить. Все великие художники были не с образованием, в том смысле, что с дипломом, а со знаниями и опытом, в котором они эти знания применяли. Я на эту тему уже писал в статье о самоучках, о том, что знания мы приобретаем сами. Какие это будут источники, зависит только от нас. По поводу того, что грустно — это почему? Пусть преподают и пусть бегают, все ищут знаний, как известно, кто ищет, тот найдёт. Спасибо за отзыв!

      Ответить
  11. Татьяна

    Действительно: все гениальное-просто ! Кто «от пятна», а кто «за линию» Я про себя все поняла: я вижу пятнами. В школе меня просто «убивали» узоры и прорисовывание мелких деталей. Хотя мне очень нравятся графические работы: изображение силуэтов одной плавной линией, , когда практически ничего нет — одна линия, но угадывается сюжет, люблю недосказанность. Но сама так изобразить не могу... Я получаю удовольствие, рабтая гуашью и маслом

    Ответить
  12. Алексей

    Так уж сложилось, что рисовать я начал акрилом. Хороший материал со своими плюсами и минусами. Потом попробовал масло чисто из любопытства. Мне не понравилось. Пробовать акварель, гуашь и что-то еще даже нет желания. Не хочется распыляться. Тем более акрила у меня в наличии на несколько лет творчества хватит. Не стремлюсь стать чуть ли не великим, живопись для меня это прежде всего хобби и отдых от друдовых будней.

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Алексей! Поздравляю, Вы нашли свой художественный материал, у Вас есть ощущение, что он Ваш, развивайтесь в данном направлении. Акриловые краски очень универсальны, технические приёмы разнообразны, ими можно работать как укрывисто, плотно, так и прозрачно, как акварелью. Спасибо за отзыв!

      Ответить
  13. Мира

    Александр Спасибо за статью очень правильная еше не исе испробывала и опредилится както рановато

    Ответить
  14. Любовь Клочко

    Спасибо,Александр, я с Вами полностью согласна, только все же для того .чтобы точно раскрыть себя надо пройти путь и графика , и живописца, Порою для этого, как в моем случае, потребуется очень много времени. Слишком быстро всем увлекаюсь.

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Любовь! К сожалению, две жизни прожить нам не дано, поэтому следует определиться уже в этой, кто Вы — график или живописец. Это не так сложно, если Вы тщательней прислушаетесь к себе, а главное, определившись, достигните больших результатов. Спасибо за отзыв!

      Ответить
  15. Елена

    Как всегда вовремя Ваша статья,Александр!

    Прямое,точное и верное наставление для меня. Спасибо.Вы-настоящий Учитель.

    Ответить
  16. Ирина

    Добрый день! Ваша статья оказалась очень актуальной для меня. Я работаю психологом и долго занималась арт-терапией для снятия эмоциональных проблем. Но совсем недавно живопись заинтересовала меня как искусство. Теперь, наверное, тоже это занятие стало превращаться в хобби. Пробую все возможные средства и материалы. Получаю кучу положительных эмоций. Ваша статья теперь меня озадачила. Буду выбирать. Спасибо!

    Ответить
  17. Галина

    Спасибо за статью! Много почерпнула нужного и интересного. Полностью согласна с тезисом, что в каждой картине, в каждой работе нужна эмоция, пережитая именно тобой. Копировать ничего не могу ( я — начинающая). Вижу оригинал, очень нравится, любуюсь. А пишу своё только «по мотивам». Часто не получается. Думаю потому, что «нравится» — это не эмоция. А вот если сама увижу «вживую» и у меня перехватит дыхание, и связано это будет с приятным событием (или наоборот), то картина получается и у всех, кто её видит, возникает ответная эмоция. Мне кажется, что это — самое важное в написании картины. Хотя свои картины я называю «картинками», потому что они очень наивны и неумелы. До всего дохожу сама в свои 70 с хвостиком. Но я очень рада, что могу что-то изобразить на холсте и другие видят то же, что и я.

    Ответить
  18. Наталия Урбан

    Спасибо,Александр! Благодаря вам, прочитала биографию Н Фешина. Очень поразил факт, что его вдохновляли только маленькие городочки и их природа, а вот великие страны искусства и архитектурные города не вдохновляли его совсем. Он не написал ни одной картины, посвящённым этим городам- центрам художников и писателей.

    Кто я... ? Не график, линии вымучиваю и замучиваю. Но без основы рисунка никуда. Вот сижу, работаю углем. Рисунок нужен мне чтобы делать быстрый набросок для акварели( основы перспективы тоже не помешают). Ну потом за акварель. Кисточки взяла- и я в другом мире. Для меня- это медитация :) Преподаватель говорит ,что моя акварель графичная и немного тяжеловатая. Художник по маслу критикует, что мои работы маслом акварельные. Но люблю акварель за её прозрачность и неповторимость. Но ведь акварельная техника маслом существует тоже... Пока сконцентрировалась на рисунке. На пленэре акварелью рисунок был самым слабым этапом.

    Ответить
  19. Инна

    Всем добрый день! Спасибо, Александр, за эту статью. Я начинающий художник. И как же обидно было слышать только одно «живопись — это масло, акварель — это графика, на неё не стоит тратить время, только в качестве учебы, это не живопись», а что же делать если это любимый материал? А ещё очень люблю пастель, карандаши. И рисую в основном линиями. Теперь многое поняла. И успокоилась. Очень вовремя статья. Но у меня есть ещё вопрос. Я начала рисовать в январе этого года, посетила правополушарный тренинг и пошло! Поначалу был такой восторг, все так получалось. А вот уже более трех месяцев не могу собраться с силами. И хочется развиваться в этом направлении, и не могу себя заставить взяться за кисть. Поскольку занимаюсь самообразованием подумала, что возможно такое бывает на каком-то этапе развития, просто я не знаю об этом. Вот и решила у кого-нибудь спросить бывают ли такие провалы вдохновения у начинающих и что с этим делать? Очень жду ответ. Спасибо!

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Инна! Следующий пост будет посвящён ответу на Ваш очень интересный вопрос. Спасибо за комментарий!

      Ответить
  20. Инна

    Спасибо, Александр, буду ждать!

    Ответить
  21. Дарья

    Спасибо большое за статью, вы меня успокоили, значит я нормальный человек, и у меня все хорошо :)) Никогда не любила рисовать карандашом, многие говорят, что с ним отдыхают, а для меня это сплошная нервотрепка. Зато с красками мне хорошо, приятно размазывать краску, интересно, как пятна цвета оживают под кистью, для меня это настоящее волшебство. Обычно не делаю эскизов, это для меня портит все удовольствие погружения в холст.

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Дарья! Да, Вы нормальный человек, идите в своём творчестве от пятна, ничуть не сомневаясь. Эскизы Вы тоже можете делать на уровне пятен, затем будете лучше представлять итог работы. Спасибо за отзыв!

      Ответить
  22. Светлана Ерохина

    Александр, большое спасибо за статью! Действительно, вопрос интересный.:)

    Мне нравятся карандаш и масляные краски, более остальных к ним лежит душа. Хотя, скорее я в поиске, т.к. мало пробовала другие материалы. Карандашом больше рисую, потому что почти все время на работе, здесь можно карандашом, в свободное время. А так, конечно хотелось бы больше красками и на природе.

    По-моему, я еще не пробовала пятном рисовать, кажется, однажды рисовала яйца масляными красками. Начала с пятен, все более уточняя. Оказалось, что именно эта работа из моей серии прорисовки яиц оказалась наиболее удачной. Будем искать свое.:) Всем творческих успехов!

    Ответить
  23. Ирина

    Спасибо Александр, очень интересная статья, отчасти повторяющая мои мысли... Действительно, хочется попробовать и то и это... И кажется, да, художник- это живописец. Но ловила себя на моментах, когда рисую эскиз, машинально карандашом начинаю наносить тени, полутень, а потом сама себя останавливаю. Это эскиз под живопись :))). Так что, Ваша статья очень полезна для меня лично. Спасибо Вам большое.

    Ответить
  24. Наталья Ушакова

    Здравствуйте Александр. Интересная статья. Увидела свои мысли. Увлеклась рисованием с этого года. Занимаюсь самообразованием. А начала с простого карандаша. Прошла по нескольким сайтам онлайн-курсы, азы (кубики, шарики, светотени, правополушарное рисование и многое прочее). Стало получаться. Но несмотря на то, что карандаш интересен и ближе, краски (акварельные) заинтересовали больше. Там цвет, прозрачность, легкость , живость, движение. Как то увидела то, называется акварельной графикой, и подумала — вот оно, то,чем я буду заниматься. Хочу узнать об этом побольше и совершенствоваться в этом направлении. Акварельные краски пока изучаю (не считая несерьезных рисунков так, для души и что бы поизучать краски). Масляные краски как то не интересуют, может пока. Но еще понравилось рисовать пастелью. сухой и особенно маслянной (какая она яркая).

    Ответить
  25. Светлана Прокошева

    Здравствуйте, Александр. Меня тоже заинтересовала Ваша статья. Я рисую с детства, осознание, что я не « простой» человек, а художник, пришло ко мне рано, примерно лет в девять. Я захотела рисовать и выделиться, тем, что я рисую. Мне говорили, что я рисую, как художник и я этому поверила. Конечно, тот период у меня был самым опредяющим, я училась рисунку и определяла окружающий мир через рисунок. Рисунок я определяю, как инструмент познания и как основу для художественного творчества. Живопись мне очень интересна, но я в ней совершенно не сильна, конечно, я могу сделать хорошую акварель или «масло», но это требует очень значительного напряжения, это всегда" трудно". В какой-то степени я образовывалась сама и посчитала, что разумно и намного продуктивнее пользоваться тем, что имеешь и что уже достаточно наработано с профессиональной точки зрения, чем пыжится и делать плохо то, чему все давно научились и делакют более или менее сносно. 90% моих работ — это графика и я мечтаю эту графику соедить с цветом, но это будет не цветная графика, отнють нет, мне очень хочется самой посмотреть, что будет. Ван Гог мне кажется виртуозом в искусстве. У Фешина отличная живопись, я получаю наслаждение от акварелей, они меня волнуют своей чистотой, график я или живописец? Я- художник!

    Ответить
  26. Нелли

    Здравствуйте Александр спасибо за статью и я скажу конечно же пятно Все перепробовала в молодости акварель прекрасна конечно но мне кажется это детство к стати если покрыть акварель лаком то она долго долго служит гуашь не очень тянет акрила на стройке хватило нитра краска при оформительской работе сполна наелась это трафаретная работа но масло завораживает и притягивает я ни за что не променяю эту технику Когда пишешь маслом то понятно ожидается какой-ни будь сюрприз либо она при подсыхании подтвердит то что вы имели в виду либо опровергнет и вывернет все на изнанку

    Ответить
  27. Людмила

    Я как-то сразу, еще со школы. взяла карандаши. В школе мне учитель сказал, что я не умею рисовать, а просто старательна. Я перестала рисовать. В педучидище же мне было сказано, чтобы я попробовала рисовать. Вот так получилось, что начала рисовать. Но рисую только тогда, когда есть желание. Несколько рисунков я выложила на страничке в контакте. Но я не училась в художке. Просто смотрю мастер-классы или читаю статьи. Спасибо Вам за полезные советы!

    Ответить
  28. Наташа

    Спасибо за статью! Я акварелист, и мыслю пятнами. На учебе надо было писать маслом, и моя рука и мозг так обленились и наполнились равнодушием, что до сих пор прихожу в себя.

    Ответить
  29. Мария

    Здравствуйте! Мне 15, я совсем недавно закончила художественную школу, и меня очень расстроило получение синего диплома. Честно скажу, последние пару лет я ходила на занятия только для галочки, очень редко. А всё потому, что, во-первых, очень уставала после учёбы, а во-вторых потому, что мне не нравилась система обучения. Не знаю, может, это нормально, но по-настоящему нас учили в первом классе. Но потом учительница перешла в мою школу, вести ИЗО. А в художке появилась новая. Она просто ставила нам натюрморты и говорила: «Рисуйте!». После этого садилась за стол. Всё. Потом мы сдавали работы и она просто подправляла те моменты, которые считала нужными, не спрашивая нас и ничего не объясняя. Меня это очень волнует, ведь я рисовала как вижу. И я до сих пор не могу понять, как рисовать стекло. Не объясняли нам. Поэтому у меня были четвёрки по живописи и Истории Искусств. Ну, на счёт живописи... меня всегда тянуло к карандашам и пастели. Поэтому я особо не удивилась. С Историей тоже согласна, её я вообще почти не посещала. Мне неинтересно было слушать о б архитектуре и остальном. Возможно, это слишком неуважительно к великим художникам и остальным, но... Если честно, я очень редко рисую. Только когда вдохновение нагрянет так, что противится ему невозможно. Хех, не думаю, что когда-нибудь стану проффесионалом. Моя душа больше всегда лежала к музыке. И хоть я точно так же не люблю слушать истории о композиторах прошлого, я обожаю петь. С детстве у меня был очень хороший голос, но... из-за многочисленных болезней + переходного возраста... хаха, я совершенно не могу его контролировать, хоть у меня и есть слух. К сожалению, я не могу пока выражать свои эмоции на бумаге, но я постараюсь. Спасибо вам за эту статью!

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Мария! Спасибо за Вашу историю, но по-моему в ней есть все ответы, как Вам стать тем, кем хотите быть. В каждом случае есть препятствия, которые Вы сами можете преодолеть. Вам 15 лет, а значит, пора брать свою жизнь в свои же руки и добиваться желаемых результатов, иначе в 30 всё останется на прежних местах.

      Ответить
Ваш ответ
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.