arrow up
Александр Григорьев Саврасов
О живописи и не только простыми словами…

Где художнику искать вдохновение

В  этой  статье  я  отвечаю  одной  из  читательниц  моего  блога  на,  как  мне  кажется,  злободневный  вопрос  поиска  вдохновения.  Спасибо  ей  за  заданную  тему,  которая  касается  всех  творцов  без  исключения.

«Я начала рисовать в январе этого года, посетила правополушарный тренинг и пошло! Поначалу был такой восторг, все так получалось. А вот уже более трех месяцев не могу собраться с силами. И хочется развиваться в этом направлении, и не могу себя заставить взяться за кисть. Поскольку занимаюсь самообразованием, подумала, что, возможно, такое бывает на каком-то этапе развития, просто я не знаю об этом. Вот и решила у кого-нибудь спросить, бывают ли такие провалы вдохновения у начинающих, и что с этим делать? Очень жду ответ. Спасибо!»

Где  художнику  искать  вдохновение  и  нужно  ли  это  делать?

Так  бывает,  раз  от  разу  мы  попадаем  в  вакуум  желаний,  нас  не  радуют  прежние  увлечения  и  идеи.  Мы  не  находим  интерес   в  когда-то  увлекательных  занятиях,  хочется  всё  бросить  и  никогда  к  этому  не  возвращаться.

Думаю,  многие  люди  испытывали  подобные  чувства,  попробуем  разобраться,  как  с  этим  бороться  и  надо  ли  вообще.

Начну  с  того,  что  не  существует  никакого  правополушарного  рисования  как  метода  или  как  школы,  и  вообще  никак,  кроме  коммерческого  предложения,  где  Вам  якобы  помогают  отключить  левое  полушарие  и  творить  только  правым.

 

7pravopolucarnoe

Мозг — это  единый  орган,  он  не  делится  на  самостоятельные  части.  Левая  и  правая  его  половины  связаны  нейронами,  и  мы  можем  только  предполагать,  какой участок  за  что  отвечает.

Нас  уверяют  в  том,  что  следует  отключить  левое  полушарие,  отвечающее  за  контроль,  и  отдаться  творчеству,  якобы  все  проблемы  в  том,  что  мы  слишком  контролируем  свои  эмоции.

Думаю,  Вы  понимаете,  что  никакого  выключателя  не  существует,  а  вместе  с  ним  и  подобных  техник.

Как  можно  развиваться  в  направлении,  которого  не  существует?

Я  не  против  подобного  времяпровождения,  но,  опять  же,  давайте  будем  называть  всё  своими  именами.  Данные  занятия  не  лежат  в  области  изобразительного  искусства.  Это  скорее  релаксация,  отдых  от  трудовых  будней  и  затяжных  депрессий.

Да,  проходя  подобные  тренинги,  Вы  реагируете  эмоционально,  Вы  раскрываетесь,  снимая  свою  повседневную  скованность,  и  избавляетесь  от  страхов,  но  это  длится  недолго.  Вы  не  контролируете  выключатель,  просто  потому  что  его  нет.

Вы  рискуете  стать  зависимым  от  эмоциональных  всплесков,  вызванных  подобными  занятиями,  Вас  привлекает  не  само  творчество,  а  эмоциональное  потрясение,  которое  сопровождает  данное  действо.

Вы  обманываете  сами  себя,  и  Вам  в  этом  помогают,  но  так  не  будет  происходить бесконечно.  В  итоге  Вы  либо  берёте  себя  в  руки,  понимая,  что  так  больше  продолжаться  не  может,  либо  впадаете  в  уныние,  разочаровавшись  и  в  творчестве  тоже.

Повторюсь,  творчества  Вы  даже  не  касались,  проходя  подобные  курсы,  а  ведь  оно  действительно  могло  Вам  помочь.

Обратимся  к  Википедии  как  к  самому  доступному  информационному  источнику.

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового.

Советую  Вам  почитать  статью  полностью  на  вышеупомянутом  сайте.

Давайте  разберёмся,  что  же  такое  творчество?  Прежде  всего,  творчество — это  результат.  Если  Вы  не  имеете  конечной  цели,  то  сам  процесс  вскоре  перестанет  Вас  радовать,  так  как  в  нём  не  будет  никакого  смысла,  как  бы  Вас  не  уверяли  в  обратном.

Если  Вы  движетесь  к  какой-либо  поставленной  цели,  Вы  не  можете  делать  это  бесконтрольно,  то  есть,  отключая  мозг.  В  данном  случае  мозг  далеко  не  враг творчеству,  а  помощник.

Мозг,  обладающий  знаниями,  легко  манипулирует  ими,  применяя  нужные,  и  достигает  поставленных  целей.  И  наоборот,  отсутствие  приобретённых  навыков  легко  может  поставить  в  тупик.

Подведём  итог:  Вы  ставите  цель  и  движетесь  к  её  реализации.  Достигнув  результата,  Вы  получаете  моральное  вознаграждение,  осознавая,  что  Вы  смогли,  у  Вас  получилось.

От  того,  какую  цель  Вы  ставите,  зависит  процесс  её  достижения,  и  на  этом  этапе,  уверяю  Вас,  очень  интересно  творить,  развиваться,  увлекаться,  жить.

Заразите  себя  труднодостижимой  целью.  Пусть  она  будет  как  болезнь,  но  болезнь  созидающая,  тогда  каждая  завершенная  Вами  работа  станет  пилюлей,  ненадолго  облегчающей  зуд  творчества.

Читательница  спрашивает  меня,  как  преодолеть  отсутствие  желания  творить.  Первое,  что  нужно  сделать — это  поставить  цель.  Второе — получить  недостающие  знания.  И  третье — самое  главное — научиться  видеть  и  замечать  в  окружающем  Вас  мире  мгновения,  которыми  Вы  наполните  Ваши  картины.

Перестаньте  думать,  что  Вы  обладаете  меньшими  возможностями,  нежели  те,  кто  учится  в  профессиональных  учебных  заведениях.  Уверяю  Вас,  там  не  учат  ставить  цели  и  видеть  в  окружающем  мире  интересные  Вам  сюжеты.

Я  уже  писал  о  самоучках  и  о  том,  что  считаю  таковыми  нас  всех.  Никто  нас  не  научит,  если  мы  сами  этого  не  захотим.  Отнеситесь  к  правополушарному  рисованию  как  к  случаю,  приведшему  Вас  в  мир  изобразительного  искусства,  и,  наконец,  не  выключайте,  а  включите  мозг  в  нужном  Вам  направлении.

Как  же  быть  с  вдохновением,  где  его  искать,  как  удержать?  На  самом деле — это  простой  вопрос.  Я  Вас  напугаю,  если  скажу,  что  его  вообще  не  существует!

Профессиональный  художник  не  мыслит  категориями  вдохновения,  если  сидеть  и  ждать,  оно  может  не  прийти  никогда,  то  есть  можно  не  дождаться. 

Следует  понять,  что  есть  вдохновение?  Образно  говоря,  это  душевный  подъём,  на  котором  хочется  творить,  создавать,  выражать  себя.

Возвращаясь  к  вышесказанному,  как  Вы  станете  выражать  себя,  не  имея  цели,  не  определившись  с  направлением,  куда  Вы  идёте  и  зачем?  Скорее  всего,  Ваше  вдохновение — просто  хорошее  настроение,  которое  скоро  пройдёт.

Для  художника  вдохновение — это  энергия,  которая  приходит  во  время  работы,  и  он  старается  использовать  её  по  назначению,  достигая  поставленной  цели.

Давайте,  наконец,  развеем  этот  миф  о  художнике — небожителе,  который  творит,  только  дождавшись  душевного  подъема.  Творчество — это  труд,  иногда  тяжёлый,  а  порой  очень  тяжёлый.  У  Вас  могут  отекать  ноги  от  долгого  стояния  перед  мольбертом,  раскалываться  голова  от  нервного  напряжения.  Список  можно  продолжить,  но  я  не  стану  этого  делать.

Все  вышеперечисленные  трудности — ничто  по  сравнению  со  счастьем  творить  и  достигать  цели!  Результат — вот  награда  за  нашу  работу.  «Через тернии к звёздам» — только  так  можно  достигнуть  истинной  свободы  выражать  себя. 

Если  у  Вас  есть  цель,  не  будет  никаких  провалов  вдохновения,  просто  потому,  что  его  не  существует,  как  и  правополушарного  рисования.

У  меня  тоже  бывает  хорошее  настроение,  как,  впрочем,  и  не  очень  хорошее,  но  вдохновение  как  энергия  для  работы  у  меня  есть  всегда.  Как  достичь  подобной  гармонии?  Повторюсь,  поставить  цель,  обрести  недостающие  знания  и  двигаться  в  направлении  результата.

В  такой  последовательности  и  сам  процесс  станет  увлекательным,  захватывающим  путешествием  в  мир  изобразительного  искусства.

Ещё  раз  благодарю  всех,  кто  комментирует  мои  статьи,  мне  важна  обратная  связь .  На основе  Ваших  вопросов  рождаются  развёрнутые  темы,  повторюсь,  мы  вместе  с  Вами  пишем  данный  блог.

Жду  Ваших  комментариев!

Комментариев 50
  1. Светлана Ерохина

    Александр, как всегда — в точку: грамотно, верно и доходчиво! Вдохновение (так называемое) приходит во время работы. Нет никакого вдохновения вне действия. Так я для себя усвоила, когда начала рисовать. Спасибо Вам за замечательную статью!

    Ответить
  2. Ксения

    Аппетит приходит во время еды. Вдохновение — во время работы. Самое трудное — заставить себя начать делать, когда ты не в настроении. Что касается правополушарного рисования... Два арт-терапевтических занятия очень сильно повлияли на моё творчество — оно стало осмысленным, осознанным, глубоким. Но я занималась творчеством до этого, я уже владела навыками, техниками и т.п... Арт-терапия это не обучение рисованию, как таковому. Методики арт-терапии действительно хороши для релаксации, медитации, как вспомогательное средство для восстановительного лечения, для снятия напряженности, как инструмент управления страхом и гневом, для развития фантазии, творческого мышления, зрительно-моторной координации и т.д. Плюсы есть. Плюсов много. Но! Это не обучение рисованию! Это поможет стать более гармоничной личностью, но не художником. Другое дело, что не каждый и стремится стать Художником с большой буквы. У людей есть такое понятие, как хобби. И в рамках этого хобби многие успешно развиваются. И это, имхо, гораздо лучше, чем, к примеру, спиваться. Поэтому чем бы дитя ни тешилось... лишь бы на наркотики не просило. :-D

    Ответить
    • Катерина

      Соглашусь, не надо смешивать живопись и арт-терапию. Очень часто арт-терапия это выплеск на холст негатива (освобождение от него).

      У живописи абсолютно другие цели!

      Ответить
  3. Галина

    Согласна с каждым словом в статье! Мое вдохновение начинается со слова «хочу» или «надо». Просто беру холст и начинаю писать. Процесс захватывает и уже на стадии цветного пятнистого холста вдруг осознаю, что пришло вдохновение))) Видимо пока его не позовешь, оно не приходит.))) Да и просто так не болтается по квартирам и студиям.))) Хуже гораздо, когда оно не желает уходить. Пора остановиться, а вдохновение шепчет, что можно еще и еще продолжать. И когда уже закончил писать картину, вдохновение продолжает шутить над тобой: рука тянется к холсту пока картина стоит у тебя перед глазами. Увы! Не одна картина испорчена таким образом)))

    Ответить
  4. Шуракова Анна

    У меня всегда вызывали недоумение высказывания о том, что «не могу начать рисовать, надо вдохновиться где-то»... Какое вдохновение, если я еще ничего не умею)) Для того, чтобы изучать форму предметов, их взаимосвязь друг с другом и с фоном на картине, грамотное построение композиции... Этот список можно продолжать и продолжать. Живопись — это тяжелый каждодневный труд. Если хочешь чему-то научиться, то надо, как завещал один гениальный дедушка, «работать, работать и еще раз работать». Можно вдохновиться чем-то, нарисовать, разочароваться в результатах (а как же, мастерства-то нет) и впасть в уныние. А можно не ища вдохновения трудиться и радоваться, если что- то начало получаться. Это и есть истинная радость, которой не страшны депрессивные послевкусия.

    Замечательная статья, Александр! Творческих успехов вам!!!

    Ответить
  5. Наталья

    я вдохновение черпаю просматривая картины художников (у меня список тех, кто мне очень нравятся))), а вообще это труд, надо себя заставлять писать, и тогда это может войти в привычку или вы настолько влюбитесь в этот процесс, что вам будет недоставать этого занятия. я иногда прям кидаюсь писать, даже могу проснуться с идеей, а иногда заставляю себя но стоит только выложить краски, поставить мольберт и достать палитру и все...я в творчестве. не надо ждать это вдохновение, оно может и не прийти просто так, зато будет потерянное время... подумайте сколько бы вы успели...

    Ответить
  6. Крючкова Алёна

    Одна из моих специальностей — врач.Я всегда смеялась над правополушарной живописью. Кто-то же это придумал? А почему не обратиться к психотерапевту? Какое отношение эта «живопись» имеет отношение к искусству? И самое главное. Ценность такие работы представляют только для того кто их писал.А насчёт живописи... Это труд , кровь и пот.Чтобы чего-то добиться надо много учиться и работать. Но «дорогу осилит идущий...»

    Ответить
  7. Ольга

    «не существует никакого правополушарного рисования как метода или как школы, и вообще никак, кроме коммерческого предложения, где Вам якобы помогают отключить левое полушарие и творить только правым.»

    Браво, Александр!

    Вот эти Ваши слова всплывают первыми, когда я слышу разговор о правополушарном рисовании. Наконец-то я их «увидела» и прочитала!

    Было бы не плохо отослать их тем живописцам, которые ведут МК по провополушарному рисованию на интернете.

    Тем, кому надо «запихнуть» свои проблемы подальше, стоит научиться рисовать простое ЯЙЦО простым же карандашом. А за одно он (она) научится различать свет и тень, блик и рефлекс. А там, и до вдохновлённого натюрморта не так уж далеко.

    Отличная статья! Большое спасибо.

    Ответить
    • Светлана

      Наконец-то я услышала мнения по провополушарному рисованию )у меня эти мк кроме улыбки ничего не вызывали .меня хватало минут на 5 и я выключала их.такой бред...рада что не одна так думаю

      Ответить
  8. Светлана Прокошева

    Про вдохновение я тоже нмножко знаю. Это райская птичка не живет в северных широтах, она щебечет в райских кущах где-нибудь на острове Таити или поет на реях кораблей пиратов южных морей. Лично меня вдохновляют хорошие фильмы о художниках, их жизни и творчестве. Изчезает ненужное чувство одиночества и возникает ощущение сопричастности к великому братству художников. Это вдохновляет!

    Ответить
  9. Ольга Воронина

    Александр, спасибо огромное за полезную и ценную статью!

    Ваши слова: « поставить цель, обрести недостающие знания и двигаться в направлении результата.

    В такой последовательности и сам процесс станет увлекательным, захватывающим путешествием в мир изобразительного искусства.» — ИСТИННЫЕ.

    Когда у меня нет настроения писать, а я понимаю, что надо каждый день трудиться, иначе канал творчества закроется совсем, то как утреннюю зарядку необходимо делать каждый день, так для меня необходимо начать день с просмотра работ художников, и, видя это чудо искусства, рука сама начинает тянуться к кисти. Еще раз благодарю Вас и всех, кто включается в обсуждение Ваших статей и делится своим мнением! Во всем этом присутствует настоящая поддержка.

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Ольга! Вам Спасибо и всем тем, кто читает и комментирует мои статьи, я вижу Ваш интерес, а значит, тружусь не зря!

      Ответить
  10. Alexandra

    Спасибо за доступное описание процесса творчества, как движения к поставленной цели. Вопрос вдохновения, для меня, — это как минимум душевное спокойствие (в состоянии стресса, когда вообще ничего не хочется, творить, а тем более креатив но- не реально), плюс наличие времени ( которое можно посвятить процессу, когда ничего 'не горит', не нужно никуда срочно бежать и тп- то есть наличие свободного времени. И, конечно, желание. Согласна, что мозг не делим, и каждый использует его в целом в процессе творчества и не только в нем. У меня вопрос к Александру по статье: по Вашему мнению, абстрактная живопись предполагает ли некоторое 'отключение' сознания, или все-же, как и в целом в живописи- это тот же процесс следования изученным методикам и тп?

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Александра! Любое пластическое решение, будь-то графика либо живопись станковая или абстрактная существуют по одним правилам, а именно, законам композиции. Самое лучшее спонтанное решение — это продуманное решение. Зрителю может даже казаться, что это случайность, но таковой она быть не должна, то есть на плоскости всё неслучайно. Спасибо за отзыв!

      Ответить
      • Катерина

        Супер! Очень рада услышать это. Снялся стереотип, что художник «должен уметь» писать спонтанно (у меня это никогда не получалось).

        А «продуманные» картины понемногу продаются.

        Спасибо!

        Ответить
  11. Любовь

    Александр, спасибо, важная тема, отличная статья!

    Ответить
  12. Наталия Урбан

    Спасибо, Александр! Просматривая статьи и рекламу о правополушарном рисовании, чувствовала недоумение. Как же можно донести идею, которой нет через навыки, которых нет и получить то, не зная сами что? :) Я пробовала нарисовать пятнами то самое « не зная что», следуя интуиции и настроению. Что получилось? Детская наивная раскрашка. Жаль было потраченной краски и времени. А с вдохновением все просто: берешь бумагу, карандаши, кисточки и начинаешь вдохновляться. Вопрос, наверное, в том, где легче работается? Мне- на природе. Другие может преподчут, шумный город и многолюдные улицы. Ещё на выездном пленэре поняла, что мне трудно сосредоточиться в группе. Наверное, я — одиночка? Я ухожу в себя и не люблю отвлекаться. Как быть, если занимаешься с группой людей? Я говорю о реальном обучении. В классе об' ясняют, ставят задачу, потом все работают. Но мне не хватает времени. Нужно ли художнику ставить временные рамки в работе? Вот у меня ,например,даже на sketchbook уходит не меньше 40 минут. А многие преподаватели требуют на зарисовки 30 сек до 10 мин?

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Наталия! В том, что Вы не успеваете, нет ничего страшного. Главное, чтобы Вы понимали поставленную задачу и двигались в направлении её реализации. На совместных занятиях Вы можете увидеть, как решают данные задачи другие участники, и это тоже Вам в помощь, а главное, Вы получите консультации преподавателя. Совместные занятия с группой, где есть преподаватель, нужны, в первую очередь, для знаний, а результат будет после, как на занятии, так и в самостоятельной работе. Спасибо за отзыв!

      Ответить
  13. Мира

    Александр статья класс результат и труд все перетрут а правополушарие чуш для недалеких

    Ответить
  14. Senya

    Описанные в статье и комментах вещи происходят, когда человек занимается не своим делом. Я убежден, что творчество «через пот и кровь» — верный способ выработать отвращение к рисованию. Займитесь тем, что вас радует, не насилуйте себя, и будет вам счастье. Если вы рисуете через силу, если цель творчества – заработать денег или заявить о своей крутости, то вряд ли появится вдохновении, процесс будет унылым и безрадостным. Мотивацией творчества должна быть потребность выразить свою душу через искусство. Только тогда можно войти в медитативное состояние, став одним целым со своим творением.

    И еще: творчество –это не результат, это процесс.

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Senya! Я не берусь учить тому, как выражать свою душу — это скорее категория веры! Мои задачи иные, а именно, выразить себя как личность, как художник средствами изобразительного искусства. К сожалению, не знаю ни одной профессии, где человеку всё давалось бы легко, и он припеваючи решал бы сложные задачи. Увы — это не так! Вы можете сколько угодно убеждать себя в том, что создали нечто значимое, талантливое и т.д., и при этом думать, что занимаетесь своим делом. Вопрос, кто Вам об этом сказал? И тем ли делом Вы занимаетесь? Оценка нашего труда — это сопереживание зрителя результату нашей работы. Чему он будет сопереживать, если результата нет? Тому, что Вы расскажете ему про свой процесс? Мне как зрителю Ваш процесс неинтересен, просто потому, что я в нём не участвовал. Что значит, рисуете через силу? Вот уж точно никого нельзя заставить насильно рисовать! Это смешно! В процессе работы мы преодолеваем трудности, и это усилие — естественный процесс. Повторюсь, не знаю ни одной профессии, где всё происходит иначе. Если Вы работаете на результат, Вы преодолеваете. Возможно, Вы говорите мне про правополушарное рисование, где результат действительно неважен. Вы правы, в данном случае неважно всё, потому что такого рисования не существует! Да, и по поводу медитативного состояния Вы не по адресу. Я не колдун, данными техниками не обладаю, а главное, мой блог не об этом. Спасибо за отзыв!

      Ответить
      • Ксения

        Александр, медитацией не колдуны занимаются. И, по-моему у вас неверное представление о медитативном состоянии. Медитация — это глубокая сосредоточенность, погруженность в процесс, в свой внутренний мир. Неужели Вам незнакомо это состояние??? Состояние, в котором нет времени, в котором вы не замечаете того, что творится вокруг, когда даже мысли замирают. Творчество без такой погруженности — однобоко.

        Вы напрасно так агрессивно и скептически настроены к этим методикам, которые не менее древние, чем само искусство рисования. И тот факт, что вы не испытывали это на себе лично, не говорит о том, что эти методы не эффективны. Да, они не научат вас рисовать. Они преследуют другие цели. Но они способны обогатить ваше творчество. Вы лишаете себя интереснейшего опыта. Единственное, что... не на вэбинарах этому учиться.

        Ответить
        • Александр Григорьев

          Здравствуйте, Ксения! Повторюсь, мой блог не об этом! Вашей теме будут ближе эзотерические интернет площадки. Но я Вам отвечу, чтобы поставить все точки над и. Сколько себя помню, мною постоянно кто-то хотел манипулировать, думаю, как и всеми нами. Сначала это были религиозные фанатики, сектанты, затем истинно верующие и т.д., поэтому у меня выработался стойкий иммунитет к подобного рода учениям. Вы сказали, они не научат нас рисовать! И я это знаю! На данном блоге я говорю только о том, как выражать себя посредством изобразительного искусства. Всё остальное, потустороннее — манипуляция мною и читателями блога. В данном тексте нет никакой агрессии, как и в предыдущем, я назвал всё своими именами. За мой опыт не волнуйтесь, я сам о нём побеспокоюсь. Да, и по поводу однобокости творчества. Уверяю Вас как автор и как зритель, главное — это результат. Зрителю неинтересно, каким путём Вы его достигли, он либо сопереживает, либо нет. То есть, Вы можете хоть на голове стоять во время Вашего творчества, но произведение Ваше состоится только в одном случае — если Вы исполните его по всем законам изобразительного искусства. Спасибо за отзыв!

          Ответить
          • Светлана

            Александр! Спасибо за статью, которая вызвала много размышлений. Живопись-это и процесс и результат. Результат не существует без процесса. А по поводу медитации... В медитативное состояние мы можем входить неосознанно. Медитация-это когда мы сосредотачиваемся на чем-то, забывая об остальном. А разве художник не сосредотачивается на своей картине? Согласна с тем, что без преодоления трудностей нельзя чего-то достичь значительного, но преодолевая трудности, мы получаем истинную радость.

            Ответить
    • Инна

      Полностью с Вами согласно, творчество — это процесс, а не результат!

      Ответить
  15. Анжелика

    Хорошая статья. Если ждать вдохновения-можно так и не начать картину...Главное,и самое трудное-начать.Даже через"не хочу"-уже через пару минут тебя затягивает процесс,и уже не оторваться.

    Это как летом на пляже иногда сначала боязно войти в прохладную воду.а потом когда нырнешь-сразу все в кафй,и невозможно вылезать на берег.

    Извините что не очень интеллектуальное сравнение.мне 12 лет я в художке учусь.

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Анжелика! Вам не стоит извиняться, Вы выражаете своё мнение, я с Вами полностью согласен. Спасибо за отзыв!

      Ответить
  16. Инна

    Здравствуйте, Александр! Вопрос задавала я. А ответа на него так и не услышала. Может я не правильно сформулировала. Но во-первых, я не спрашивала Вас о правополушарном рисовании, и прежде всего потому, что знаю, что профессиональные художники делятся на две половинки, одна из которых за правополушарку, а другая категорически против. Во-вторых я не говорила, что сижу и жду вдохновения. Если помните, я написала, что ХОЧУ, но не могу взяться за кисть. Сожусь за мольберт и впадаю в ступор, не знаю что и как делать, просто отрубает мозг. Вот в этом был вопрос, наверное я не объяснила. А что касается творчества, согласитесь никогда не будет результата без процесса, и когда мы творим, мы именно процессу отдаемся, если нам процесс неприятен, результат будет отвратителен. И тогда зрителю станет интересно, как художник умудрился такое натворить. До 37 лет я не рисовала, и будучи зрителем мне всегда было интересно как это сделано, и я много других таких зрителей знаю. Так что, и в этом моменте с вами не соглашусь.

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Инна! Давайте будем исходить из Вашего текста. Вы начали с того, что посещали правополушарные тренинги. Как Вы хотите, чтобы я Вам ответил? Если бы Вы написали о том, что закончили Академию Художеств, а затем у Вас пропало вдохновение, мой ответ был бы иным. Не знаю ни одного профессионального художника, который бы выступал за правополушарное рисование. Хочу Вам пояснить. Когда я отвечаю Вам в статье — это не приватная беседа, я отвечаю всем читателям блога, так как проблемы у всех схожие, и я выношу их на общее обсуждение. Я не экстрасенс, чтобы догадываться, что Вы хотите, но могу предположить, почему Вы и многие другие не могут взяться за кисть после правополушарного рисования. Повторюсь, отсутствие реальных знаний, а значит, и возможности что-либо создать — одна из причин. Что касается творчества, не соглашусь — без поставленной цели нет и процесса. Вас ввели в заблуждение. Вас уверяют в том, что процесс — это самоцель, но это не так. Посетите музей, обратите внимание на любой из шедевров. Вы думаете, он создан спонтанно, и автор не знал того, к чему он стремится ещё до того, как взял в руки кисть? Вы не знаете, поэтому и впадаете в ступор. Мой Вам совет: учитесь! Будут знания, будете знать, к чему Вы стремитесь и, конечно, получать удовольствие от процесса. Спасибо за отзыв!

      Ответить
  17. Галина

    Хочу обратиться к Инне. Вам не стоит обижаться. Я имею психологическое образование и думаю, что имею право Вам написать о правополушарном рисовании. Александр правильно написал, что это ТРЕНИНГ. Не стоит это ставить в один ряд с живописью. Данный вид рисования направлен на выравнивание эмоционального фона + диагностику эмоционального состояния человека, а часто и состояния здоровья. Живопись, как Вы сами понимаете, несколько другое. Не всегда и не каждый может взять и начать спонтанно рисовать, тем более цель ставите одну (получить картину), а средства выбираете другие (медитативные и психотерапевтические практики). Вот в этом-то и дело. Попробуйте начать с самого простого...прислушайтесь к себе...Вы хотите что-то нарисовать? Почему или зачем? Может Вас зацепила какая-то эмоция?! А может Вам хочется пообщаться с каким -то определенным цветом))) Если Вас в хорошем смысле преследует какой-то цвет, то попробуйте загрунтовать холст или лист этим цветом, может быть Вам это поможет определиться и придут какие-нибудь образы. Как многие пишут выше, действительно очень вдохновляет рассматривание картин художников или фото с красивыми пейзажами. Попробуйте!!! Главное, что Вам хочется рисовать! И это здорово!!! И очень полезно! Не бойтесь холста!!! В конце концов ВЫ не экзамен же сдаете! Удачи Вам и хорошего настроения, да и всем нам этого!!!

    Ответить
  18. Елена

    Здравствуйте,Александр!

    В который раз Ваша статья — огромная поддержка для меня,придающая уверенность и развеивающая мои иллюзии. Все вопросы,которые возникли у меня рассеяны. И про ступор перед мольбертом,и про правополушарку,и про суть изобразительного искусство ,и про труд и усилия,и про отсутствующие знания...Согласна с Вами полностью. И мне теперь понятно,что делать.

    Спасибо Вам.

    Ответить
  19. Mila

    Спасибо Александр! Вы как всегда « в десятку» Мне очень важны ваши советы, замечания и размышления!!!!!! Почаще пишите, это очень необходимо и для начинающих и... для состоявшихся художников.

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Мила! Насчёт состоявшихся художников сомневаюсь, им мои советы ни к чему, они их знают, а вот начинающим, уверен, пригодятся. Постараюсь писать почаще. Спасибо за то, что являетесь читателем и активным участником моего блога!

      Ответить
  20. Елена

    Совершенно согласна со всем вышесказанным,можно и не дождаться вдохновения, я думаю все самоучки начинают писать из любопытства,,услышав восторженные охи в сторону своих шедевров, подстегиваются и начинают творить,и в какой-то момент ,понимаешь, что ты делаешь что то не то,начинаешь копаться,искать новые пути, искать себя . Это на самом деле переломный момент ,если устоишь, то возможно пойдёшь дальше и может быть когда нибудь и кто нибудь купит твои картины,а может и нет и это тоже не должно пугать. Для кого мы пишем, конечно для людей которые захотят на это смотреть и оценивать! Это и есть цель. Вдохновение везде : небо, трава,краски природы, сны, мысли... Все и везде. Устал ,не хочешь брать кисть в руку- просто надо отдохнуть и с новым вздохом начать учиться писать,снова и снова познавать новые техники и стили и искать себя...

    Ответить
    • Ольга

      Елена, мне понравился Ваш комментарий.

      Читая про все эти сложности, совсем не хочу писать. Ищу ответ, почему не хочу.

      А ведь может быть просто устала. Красивое вижу и замечаю. Но не хочу красок.

      Мне кажется вдохновение- это желание. И его надо как- то аккумулировать

      Мыль о том, что труд художника — это тяжелы, прям таки пахотный труд, не радует.

      Ответить
  21. Венера

    Прочитала Вашу статью « Где художнику искать вдохновение» , верно и доходчиво написано.

    Я вдохновение беру в саду. Рано утром выхожу во двор, утренняя прохлада, туман — красота. Обязательно с собой ношу фотоаппарат, чтобы сфотографировать, если мне что-то понравилось. Любуюсь на цветы выращенные мной и их щелкну, Что-то необычное ( грибы на пеньке), соберу урожай овощей ли ягод ли, фруктов ли кладу как для натюрморта и сфоткаю. Вот так собираю материалы для будущих картин. Думаю зимой обязательно их напишу т.к. сейчас совершенно времени нет. Весь этот богатый урожай надо переработать. Конечно делаю наброски, это не то. Не знаю правильно ли поступаю или нет, что потом придется по фоткам писать картину. Но меня вдохновляет и в предвкушении, что вот- вот скоро начну писать картины.

    Спасибо Вам, за замечательную статью!

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Венера! То, что Вы делаете наброски — это правильно, по ним Вы сможете работать впоследствии, а ещё по памяти. Вы же будете помнить то, что переживаете сейчас, наблюдая за Вашим садом. Фотографии пусть тоже будут, но не берите их за основу, они не помогут Вам передать состояние. Спасибо за отзыв!

      Ответить
  22. Ольга

    Александр, здравствуйте! Искренне не понимаю, как болезнь может созидать? Думаю, что трудно достижимые цель, это путь к унынию. Как унынием может помочь в творчестве? Предполагаю, что цели должны быть близкие, легко достижимыми, понятными. Тогда будет приятно и эффективно делать дело. Любое дело. С уважением!

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Ольга! Надеюсь, Вы не понимаете мои слова буквально, я говорю образно. В данном примере болезнь для меня — жажда творчества как жажда жизни вообще! Вирус созидания очень заразен, Вы можете подхватить его, общаясь с творческими людьми, я искренне желаю Вам такого общения. По поводу цели — всё просто. У Вас должна быть одна большая цель и много маленьких на пути к ней. С каждой достигнутой маленькой целью Вы ближе к большой. Уныние — это отсутствие каких-либо стремлений в принципе! Спасибо за отзыв!

      Ответить
      • Ольга

        Александр, спасибо! Рада, что поняли друг друга.

        Ответить
  23. Мрина

    Добрый день, Александр, спасибо , за статью, очень своевременно, многие начинающие художники сталкиваются , как и я , с вопросом, а каков мой путь , почему мои картины , не так выразительны, как хотелось бы, не хватает опыта в технических приемах, не качественно ложаться на холст краски, я в этом году пытаюсь писать масляными красками. Вдохновение, вдохновением, а когда хочется показать свои работы людям, понимаешь, что над качеством исполнения надо работать. Если Вы откроете какие то секреты, выполнения работы маслом, будет здорово, спасибо заранее, до свидания.

    Ответить
  24. Ольга

    Здравствуйте, Александр! Спасибо большое за статью! Где-то на уровне подсознания подозревала, что правополушарное рисование — какая-то фикция, особенно укрепляли эти подозрения работы, как результат такого рисования. Совершенно с Вами согласна, что рисование, особенно «настоящее» — это тяжелейший труд, знания и, обязательно, опыт. Вы совершенно правильно говорите, что главное, поставить ЦЕЛЬ, остальное плавно вытекает из этой цели: и процесс изучения, и познание и вдохновение и неизбежный (в хорошем смысле :) )результат. Спасибо еще раз за то, что помогаете начинающим!

    Ответить
  25. Борис

    Замечательная статья! Полезная не только для начинающих художников...

    Ответить
  26. Анна

    Александр, здравствуйте! Очень интересная и информативная статья. Начинаешь задавать себе вопросы и искать ответы. Спасибо.

    Мне только все же хотелось бы сказать несколько теплых слов о тренинге правополушарного рисования. Название, конечно, странное, но название — это ведь не самое главное. До этого рисование было моей несбыточной мечтой. Несбыточной, потому что как можно рисовать, если никогда этому не училась? Увы, в детстве и юности не сложилось, ничего теперь не поделаешь, рассуждала я.

    Очень благодарна судьбе, что попала на этот тренинг, там со мной произошло чудо. Рухнул внутренний барьер, и я почувствовала — Я МОГУ РИСОВАТЬ! Наверное, это и есть главная задача таких тренингов. Плюс нам показали несколько несложных техник. Счастью моему не было предела! Рисовала, не могла остановитья ))

    Потом были мастер-классы, копирование чужих картин, иллюзии, что я занимаюсь творчеством. И вдруг прозрение, что я увязла в каком-то болоте...

    Ответить
    • Анна

      Впрочем, мастер-классы — это уже другая история.

      С огромным интересом читаю Ваш блог, нахожу много важного для себя. Спасибо.

      Ответить
  27. Светлана

    Благодарю, Александр! Все верно сказано. Приходишь с работы, не хочется ничего, но если уж усадила себя за рисование, то не оторваться. С вдохновением все понятно. Сложнее с реальными целями для самоучек и понять на чем остановится...маркеры, карандаш, акварель...пастель...а может попробовать акрил или масло. Не знаешь, где будет получаться лучше. В общем хочется найти себя...в этом вся проблема лично у меня.

    Ответить
  28. Светлана

    Александр, спасибо за статью. Как раз много об этом размышляю, где взять это вдохновение.Вроде столько планов в голове и то бы надо и это, а не получается.Всё таки надо делать первый шаг и приступать к работе на холсте, а то так всю жизнь и промечтаешь))) Картины , которые я писала сама или по видео уроку, так как учусь самостоятельно, после их окончания меня иногда вводили в ступор, я смотрела на них и думала неужели это я нарисовала,какое то странное чувство возникает. Что это?Наверное это и есть счастье, когда видишь свой результат . Спасибо ещё раз!!!

    Ответить
  29. Анастасия Кириллова

    Хорошая статья, поучительная. Все слишком ждут вдохновения. Для меня вдохновение сродни какой-то хорошей идее, которую я обязательно запомню и постараюсь реализовать.Но совершенно нет смысла просиживать штаны в ее ожидании. Нужно и без всяких вдохновений начинать работать, пытаться, делать. Не становиться рабом этого пусть и приятного, но всего лишь мимолетного настроения. А про правополушарные курсы тоже согласна. была на таком. Ну да, из ничего-и конфетка. Но это все как-то очень притянутым за уши еще тогда казалось. Сейчас, когда и ваш курс прохожу , и какую-то информацию самостоятельно смотрю-читаю, прекрасно вижу, что это лишь релаксация, не более. Все-таки надо называть вещи своими именами.

    Ответить
  30. Ольга Меркульева

    Еще одна замечательная статья. Еще раз заставляет нас задуматься — зачем мы рисуем. Я, как и многие из начинающих интернетных учеников живописи, тоже первоначально погрузилась в так называемые правополушарные уроки. С увлечением смотрела, как работают художники. Но при этом оставался вопрос — я не видела, что они создают свои работы в каком-то бессознательном состоянии. Было очевидно, что все, что происходит на экране вполне осознанно.Что творящий вполне владеет техникой живописного искусства, что есть какие-то законы, согласно которым они творят. И я стала пытаться понять эти законы. А так как я тоже хотела выразить свои внутренние впечатления с помощью искусства рисования, то появилась цель — узнать как можно больше об этой науке живописи, о ее секретах и возможностях.Как только была определена цель, была поставлена задача — найти достойных учителей. И они проявились среди множества предложенных в МК вариантах. По крупице, по зернышку пошло знание. И оно оказалось вовсе не простым. И можно было бы впасть в уныние и забросить это неблагодарное занятие, но во мне живет огромное желание творчества.А возможность реализации этого желания я вижу именно в живописи.На сегодняшний день в моей голове поместилось уже достаточно теоретических знаний. Теперь дело за практикой. И вот новая цель — овладеть техникой живописи в той мере, чтобы мое творчество доставляло мне удовольствие. Хотя даже на самом начальном моем уровне, как только я беру в руки кисти или карандаш, наступает какое-то трепетное предчувствие чего-то необычного, волшебного. И приходит удивительное ощущение вдохновения. И уходит страх. И — как в омут с головой... )

    Ответить
  31. Ольга Береснева

    Замечательная статья!Небольшая но такая ёмкая по смыслу. Я насчитала в ней девятикратное употребление слова «цель». Да-да, именно цель движет всем в истории человечества. Умение поставить цель — признак ЦЕЛЬности, осознанности, здравомыслия в любых делах и поступках Homo sapiens. А бесцельно, «интуитивно»-бессознательно могут мазать краску и слоны хоботом, и обезьяны конечностями, и птицы клювом... -)))

    Ответить
Ваш ответ
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.