А  Вы  задавали  себе  вопрос,  кто  Вы  по  натуре,  график  или  живописец,  что  Вам  ближе -линия  или  пятно?  Какими  материалами  Вы  пользуетесь,  красками  либо  карандашом,  пером  или  мелками?

Большинство  считает  себя  универсальными  художниками  и  использует  большой  спектр  художественных  материалов,  не  задумываясь  о  том,  что  лучше  сосредоточиться  на  чём- то  одном.

Довести  одну  технику  до  совершенства,  работать  с  одним  материалом  свойственно  профессионалам,  в  то  время  как  начинающие  художники  берутся  сразу  за  всё.

Мною  замечен  тот  факт,  что  многие  великолепные  графики,  работавшие  в  данном  жанре  до  девяностых  годов,  перешли  на  живопись  в  погоне  за  длинным  рублём.  Появился  стихийный  рынок,  на  котором  всё  покупалось  и  продавалось,  а  картина,  как  известно,  должна  быть  написана  «маслом»,  иначе  не  купят.

Мы потеряли  много  чудесных  художников,  так  как  последующее  их  творчество  в  живописном  исполнении  никуда  не  годится,  разве  что  дырку  в  обоях  закрыть.

По-настоящему  универсальных  мастеров  очень  мало,  таких,  чтобы  и  линию  чувствовали,  и  пятно,  и  колорит,  не  каждому  дано  во  всех  направлениях  развиваться.

У  нас  есть  хороший  пример — художник-универсал  Н. Фешин.  Вот  это  талантище — живописец  и  график.  Его  графические  листы — эталон,  ему  нет  равных  как  рисовальщику,  и  в  то  же  время  его  живописные  полотна  вошли  в  историю  отечественной  и  зарубежной  живописи.

fesin jivopis1

Н. Фешин

 

fesin obnaj

Н. Фешин

Мне  больно  смотреть,  на  начинающих  художников,  мучающих  свои  произведения,  работая  акварельными  красками  как  темперой,  а  масляной  краской  как  акварелью.

Многие  считают,  что  масляные  краски  созданы  для  настоящих  художников,  и  поэтому  стремятся  как  можно  быстрее  ими  овладеть.  Ведь  только  работая  в  данной  технике,  есть  возможность  применять  чудо-инструмент  под  названием  мастихин.

Мастихин  как  скатерть-самобранка  сам  решит  за  Вас  все  творческие  задачи,  с  ним  не  нужно  владеть  академическим  рисунком,  не  нужно  лепить  форму,  её  можно  просто  заляпать  и  сказать,  что  Вы  так  видите.

Как  определить,  какой  же  из  художественных  материалов  Ваш?  Я  давно  заметил,  что  художники  делятся  на  два  типа,  одни  мыслят  линией,  а  другие  пятном.  То  есть  первые  строят  форму,  прибегая  к  линейному  рисунку,  и  рисуют  линией,  начиная  с  силуэтов,  а  другие  идут  обратным  путём,  сразу  создавая  пятно,  придавая  ему  нужную  форму.

Как  правило,  те,  кто  мыслит  линией,  больше  графики,  нежели  живописцы.  Их  произведения  суховаты,  порой  математически  продуманы.  В  их  основе  линия,  которая  может  быть  жёсткой,  а  может  быть  живой,  игривой,  лёгкой.

Из  них  получаются  великолепные  графики,  которые  свободно  владеют  любым  графическим  материалом.

Те  из  художников,  кто  ведёт  свою  работу,  прибегая  к  пятну,  чаще  становятся  живописцами.  Их  произведения  пластичны,  они  легко  манипулируют  пятном,  играют  силуэтами.  Рисунки,  созданные  такими  художниками,  можно  назвать  живописными,  даже  если  они  исполнены  графическими  материалами.

Важно  осознать,  кто  Вы,  и  что  Вам  ближе,  пятно  или  линия.  Не  стоит  себя  переделывать,  нужно  знать  свои  сильные  стороны,  именно  в  этих  направлениях  и  следует  развиваться.

Если  Вам  интересней  линия,  не  переучивайте  себя.  У  Вас  простой  выбор — стать  великолепным  графиком  или  посредственным  живописцем.

Понаблюдайте  за  собой,  как  Вы  решаете  те  или  иные  творческие  задачи,  и  Вы  сами  сможете  ответить,  какая  техника  Вам  ближе,  и  с  чем  следует  работать.

Не  исключаю,  что  кто-то  чувствует  себя  уверенно  с  любым  материалом,  так  тоже  бывает.

Перестаньте  думать,  что  настоящие  художники  те,  кто  пишет  картины  масляными  красками — это  далеко  не  так.  Искусство  многогранно,  и  каждый  может  найти  свой  собственный  язык,  как  и  технические  средства.

Будучи  ещё  студентом,  я  познакомился  с  одним  очень  интересным  художником,  правда,  тогда  он  мне  таким  не  казался.  Он  работал  только  графическими  материалами,  такими  как  карандаши  и  гуашь.

В  то  время,  когда  все  писали  масляными  красками,  в  надежде  поймать  мгновение  на  пленере,  он  чиркал  что-то  в  своём  альбоме  карандашом.  Я  не  решался  подойти  и  спросить,  какие  творческие  задачи  он  перед  собой  ставит,  но  всё  стало  понятно  само  собой  после  того,  как  я  посетил  его  персональную  выставку.

Меня  поразили  живые  графические  листы,  линия  в  его  работах  вытворяла  чудеса,  ритмы  небрежно  заштрихованных  пятен  звучали  музыкой,  и  мне  хотелось  слушать  и  слушать  эти  красивые  мелодии.

Я  тогда  впервые  был  поражён  графикой  и  изменил  своё  отношение  к  художникам,  работающим  графическими  материалами.  Я,  как  и  все  начинающие,  боготворил  живопись  и  считал,  что,  только  написав  серьёзное  полотно,  можно  выразить  себя  в  изобразительном  искусстве.

Я  ошибался,  сейчас  я  это  знаю и  очень  внимательно  отношусь  к  художникам,  которые  выражают  себя  графическими  материалами.

Один  из  мною  любимых  художников — А. Фонвизин  избрал  своим  материалом  акварель,  изначально  предназначенную  для  графических  решений.  Вы  посмотрите,  что  он  ею  вытворял — это  живопись,  не  иначе.  Образы,  созданные  им,  живописны,  они  прозрачны  и,  в  то  же  время,  насыщены  цветом.

fonvizin

А. Фонвизин

Нет  никаких  правил,  кроме  того,  что  Вы  должны  чувствовать  материал,  которым  работаете,  понимать  поставленную  задачу, тогда  у  Вас  всё  будет  получаться.

Конечно,  поначалу  следует  перепробовать  все  доступные  техники,  но  лишь  для  того,  чтобы  найти  свою,  понять,  к  чему  Вы  больше  расположены,  кто  Вы — график  или  живописец.  Кроме  Вас  самих  на  данный  вопрос  никто  не  ответит,  и  бесполезно  искать  ответы  на  стороне.

Меня  удивляют  художники,  заявляющие  о  своей  универсальности,  якобы  они  способны  на  всё — от  классической  станковой  живописи  до  татуировок,  росписи  стен  и  портрета.  Для  меня  всё — это  значит  ничего!

Понимаю,  для  многих  творчество — это  способ  заработать,  заявляя  о  том,  что  они  могут  всё.  Они  говорят,  что  владеют  ремеслом,  но  ремесло — это  не  искусство  и  даже  не  творчество.

Давайте  поставим  точки  над  «и».  Если  Вы  начинающий  художник,  советую  Вам  определиться,  что  для  Вас  важно.  Всё  или  то,  в  чём  Вы  будете  действительно  сильны,  если  станете  двигаться  в  одном  направлении.

Не  стоит  преклоняться  перед  материалом  и  видами  изобразительного  искусства,  они  интересны  только  тогда,  когда  находятся  в  нужных  руках.

Помните,  что  акварельные   краски  прозрачные,  а  гуашевые,  темперные,  масляные,  акриловые — глухие.  То  есть  в  акварели  белилами  служит  бумага,  а  в  укрывистых,  плотных  красках — белила.  Не  стоит  придумывать  велосипед,  всё  уже  придумано  до  нас,  только  бери  и  пользуйся.

Главное  то,  ради  чего  Вы  вообще  берёте  в  руки  тот  или  иной  материал,  чем  хотите  поделиться  со  зрителем.  Неужели  только  ремеслом  и  умением  пользоваться  каким-либо  из  художественных  материалов?

Как  бы  изящно  Вы  не  штриховали  карандашом и  не  лессировали  кистью,  весь  труд  напрасен,  если  он  не  несёт  эмоции,  пережитые  Вами,  истории,  рассказанные  Вами.

Подводя итог,  выбирайте  материалы  для  творчества,  согласно  поставленной  Вами  задаче,  почувствуйте,  кто  Вы?  Живописец  или  всё-таки  график,  что  Вам  ближе — пятно  или  линия?

Расскажите  истории  на  тему  поиска  своего художественного  материала.

Жду  Ваших  комментариев!