arrow up
Александр Григорьев Саврасов
О живописи и не только простыми словами…

Жизнь слишком коротка, чтобы рисовать чужие картины

Недавно получил сообщение от читателя блога. Вопросы, заданные мне, интересны, я посвятил им эту статью. Ниже публикую текст, адресованный мне, полностью.

“Здравствуйте, Александр! Вы просто взбудоражили меня своими статьями. Если бы всё то, о чём вы пишете сейчас, нам преподавали в худ. училище, когда учился я, то, вероятно, на нашем поприще осталось бы больше людей! Боюсь, что отвлекаю вас, но даже у меня возникли вопросы. Да, полностью согласен с тем, что нужно писать, словно играешь, но прокормить семью только лишь на работах практически нереально. Ведь авторская работка 50×30 будет стоить примерно 10-20 тыс. рублей, какой обыватель возьмёт её, он пойдёт на рынок и купит там постер за 1 тыс. рублей. Вот все наши преподаватели и подрабатывают кто лекциями, кто ещё чем. Это один вопрос — что выбрать: идти по желанию заказчика или продвигать своё видение. Конечно, у нас в России великое множество городов и посёлков, и там живут и творят художники как профессионалы, так и любители (ещё лучше профи) и тем не менее никуда не исчезли «старые голландцы», наши Репин, Васнецов, Шишкин и многие другие. Так получается, что как бы человек не писал — не каждому уготован путь нашего Шилова. Как это донести до разума начинающего? Сейчас прочёл статью о роли масляной живописи и акварели. А как вы относитесь к масляной пастели?
Прошу прощения ещё раз за то, что отрываю, возможно, от творчества, ну, уж больно вы завораживающе описываете. Хотя прежде чем получится что-то стоящее, уйдёт в урну масса набросков, потратится уйма времени на поиск мотива, света (в природе конечно), израсходуется килограммы краски и т.д. Готовы ли студенты нынешние ко всему этому? Задал вопрос и боюсь, что и меня вы посчитаете брюзгой (помню вашу статью, где вы дали “на орехи" тем, кто говорит о том, «как было в мои годы», и тем не менее, труд художника — это мучительный путь. Я видел работы Никаса Сафронова, видел, как некоторые студенты ломали свои кисти после просмотра. Как уберечь молодых от зависти к другим? Кстати, Сафронов подаёт себя достаточно эпатажно (как бы любуясь собой), это спесь или заслуженное отношение к своему творчеству?”

Буду отвечать последовательно. Начнём со злободневного — как прожить на картинах, как совместить увлечение, хобби, призвание и быт?

Никак. Это несовместимо, всё равно что пытаться подружить крокодила с курицей. Мы все знаем, чем кончится такая дружба — отличным перекусом для рептилии и трагедией для птички.

Вывод: держите своих птичек подальше от хищного быта, иначе он оставит Вам лишь воспоминания в виде пёрышков на сытой морде.

А если серьёзно, то в сообщении уже есть ответ: “все наши преподаватели подрабатывают кто лекциями, кто ещё чем”.
Подрабатывают многие, большинство имеют вторую, а то и третью профессию, чтобы скармливать ненасытному быту не свои выстраданные картины, а время, посвященное заработку для решения насущных проблем.

Более того, нет в этом никаких противоречий. Если мы с Вами говорим о творчестве, то будет справедливо сказать, что это не профессия с бытовой точки зрения. Иметь неоправданные ожидания, что сотворённая нами картина непременно должна быть оценена по достоинству, значит, заблуждаться и морить голодом своих детей.

Творчество — это призвание, потребность, то, без чего блекнут все жизненные краски, это пища для души, для внутренней необходимости самовыражаться. Мне менее всего хотелось бы сейчас вспоминать пересказанные кем-то сказки про великих художников, как они пробивались в суровой действительности. Кроме них самих об этом на самом деле никто не знает.

Просто примите как факт, что нам никто ничего не должен, что бы мы о себе не думали. А ещё меня всегда удивляют оправдания: “Нужно кормить детей, поэтому я и ...” Если Вам нужно кормить детей, то почему бы изначально не выбрать более денежную профессию, а не пытаться угодить “и вашим, и нашим”.

Конечно же, обыватель купит постер за тысячу рублей, если ему придётся выбирать между картиной за двадцать и более тысяч и напечатанными фантиками в позолоченных рамках. Я не вижу в этом никаких противоречий, более того, будь я обывателем, то поступил бы так же.

Творчество — заведомо убыточная деятельность. Созданное Вами сегодня для обывателя не имеет ценности, так как не решает его первоочередные проблемы.

Если всё так печально, то зачем вообще становиться творцом, и что следует говорить в напутствии начинающим художникам?

Покажите мне хоть одно традиционное учебное заведение в сфере изобразительного искусства, где давали бы гарантии на счастливое будущее в профессии. Их нет и быть не может, обижаться на систему образования бессмысленно, тем более во времена рыночной экономики.

К слову сказать, одна претензия у меня есть. Почему среди множества учебных дисциплин нет и никогда не было предмета, который бы учил учиться? Урок по самообразованию был бы полезнее многих, потому что этот навык необходим в течение всей жизни, а не только во время сессии.

Что же делать? “Идти по желанию заказчика или продвигать своё видение?” Для меня ответ однозначен — творить, выражать себя, быть честным по отношению к себе, прежде всего, по-моему, здесь всё предельно ясно.

Как же согласовать это с бытом, с неустроенностью жизни и миллионом “хотелок”, которые есть у каждого из нас? Повторюсь, не впускайте крокодила в курятник и не пытайтесь с ним договориться, он всё равно сожрёт всё, что Вам дорого.

Если Вы творческий человек, если у Вас есть потребность выражать себя, разделите мир на две половины, а именно, быт и творчество. Если есть возможность сделать выбор, то лучше откажитесь от быта, пока он не перемолол Вас на фарш.

Меня удивляют люди, заявляющие, что им хотелось бы того и этого, но для достижения своих целей ничего не делающие. Или же все их потуги по сути вполсилы, где вторая половина уходит на отдых, развлечения, диван и телевизор.

Лично я ничего не имею против быта, в моём мире этот лютый зверь живёт отдельно на выделенной ему территории. Да, я трачу на него часть своего драгоценного времени, взамен он верно мне служит.

Выкиньте Ваши диваны и телевизоры! Если Вы творческий человек, то эти капканы совсем ни к чему. Они тянут на дно, где Вас уже ждёт вязкий ил оправданий, жалости к себе, страха что-либо менять и желания мечтать, а не делать.

Перестаньте ходить хожеными тропами, жизнь слишком коротка, чтобы рисовать чужие картины, начните сочинять свои прямо сейчас, не откладывая на завтра.

Да, сейчас — это именно СЕЙЧАС! Можете не читать дальше, действуйте, лучший мотиватор — это Вы сами. Каждая Ваша творческая победа — стимул для следующей. Вот увидите, что начав движение как черепаха, вскоре будете двигаться стремительно и быстро, как гепард.

Благодарю читателя за вопросы, вот ещё один: “готовы ли студенты нынешние ко всему этому?”

Если творчество — это потребность, а мы выяснили, что оно убыточно в контексте бытовых нужд, то речь идёт, скорее, о стиле жизни. А стиль жизни — это воздух, которым мы дышим. Готовы ли Вы дышать или будете задыхаться от бытовухи — выбор за Вами.

Мне хотелось бы посмотреть на тех студентов, которые ломали кисти после просмотра выставки названного Вами персонажа. Мне интересно, кто их до этого довёл, наверное, “изверги” педагоги?

В современном мире у каждого есть право выражать себя в том или ином направлении изобразительного искусства, будь то реализм, авангардизм, импрессионизм, поп-арт или потворство обывателю. По-моему, есть только один справедливый цензор — это закон. Мы с вами живём в правовом государстве, где то, что не противоречит законам, имеет право быть. Другое дело — личный выбор. Вы можете как пойти на выставку, так этого и не делать, зачем кисти-то ломать?

Беречь молодых от зависти ни в коем случае не нужно, иначе придется беречь их от гордыни, прелюбодеяния, обжорства, лени и т.д. по списку. Все эти качества каждый из нас должен обуздать в себе сам, как и взрастить лучшие. Думаю, здесь комментарии излишни.

По поводу масляной пастели скажу, что отношусь к этой технике прекрасно, как и к любой другой, если она в надежных руках мастера.

Ещё раз спасибо за поставленные вопросы автору сообщения, а мне хотелось бы узнать мнения читателей на эту тему. Жду Ваших комментариев!

Комментариев 34
  1. Татьяна Никулина

    Александр! Вашу статью можно применить к любой творческой деятельности. Спасибо за возможность читать Ваши советы и наставления.

    С уважением, Татьяна Никулина

    Ответить
  2. Оксана Комаровская

    Некоторым людям достаточно просто существовать. Может быть им повезло. Им легко. И у всех для этого разные потребности-малые, средние, большие, огромные(млрд.долларов).

    А есть категория людей, которым существования недостаточно. Им хочется жить! А жизнь деньгами не измерить! И они пытаются делать это с помощью творчества. Если нужно как-то существовать Вам и Вашим детям и одновременно с этим у Вас есть неистребимое желание жить — учитесь совмещать. А что ещё можно посоветовать? Только мне почему-то кажется, что у кого действительно есть это сумасшедшее желание жить, не станет даже задаваться таким вопросом.

    Ответить
  3. Ольга Береснева

    А мнение моё такое: Александр, Вы великий мотиватор, прямо талантище у Вас в этом. После прочтения Ваших статей прямо бегом и спотыкаясь хочется мчаться к мольберту с холстом -)). Ну правда, я не шучу!!

    Ответить
    • Оксана Комаровская

      Ольга! Вот и мчитесь к мольберту! Помните наш чемпионат по креативности? У меня перед глазами стоит Ваша девушка на лошади. Может в тот момент и вырвалось наружу Ваше настоящее, кто знает?

      Ответить
      • Ольга Береснева

        Оксана, как мне приятно такое слышать, спасибо! Но я всё ещё не определилась со своим «настоящим»...

        Ответить
  4. Ольга Меркульева

    «Жизнь слишком коротка, чтобы рисовать чужие картины»! Это очень важное изречение.Конечно быт очень мешает творчеству. Крадет драгоценное время.Порой этот быт меня доводит до слез, не оставляя минутки для творчества.Но без него нельзя. И без творчества тоже.Но желание творить лично у меня перевешивает и быт постепенно минимизируется и оптимизируется.И, уж конечно, я не выделю время для рисования чужих картин. Я сейчас еще только учусь живописи и двигаюсь ну очень медленными шажками. Но уверена — наступит момент, и я — полечу! И задвину этот быт куда-нибудь подальше... ))

    Ответить
    • ольга соболева

      Жена художник — беда в семье.

      Ответить
      • Анна

        Ольга, отчасти согласна! Бывает такое, что нет возможности несколько дней взять в руки кисть, тогда хотя бы карандашик и маленький листочек и хотя бы урывками и мысли мысли мысли... смотришь, раскладываешь на цвет ,оттенки, тон... Быт, а куда без него! Слава Богу семья, муж, дети! Но это тоже чувства, эмоции как без них? Пустота... Да, не просто... а когда легко? « Господи! Что же ты мне дал такой тяжелый крест?»'-говорите вы. « Идём , дитя, выберешь легче.»- отвечает Господь. Выбираешь , выбираешь, все тяжелые, а вот, легкий!!!! « Да это же твой!»- сказал Господь! А по поводу копирования великих художников резко и однозначно говорить нельзя! Вы же не собираетесь присваивать своему имени их работы, да и скорее всего не выйдет даже в техническом плане да и это глупо, а поучиться, присмотреться, прикоснуться, подумать почему, как, попробовать и понять вот это не лишнее и , я думаю, любому не помешает! А там смотришь и свои мысли завертелись и захотелось сделать это и то , и вот то! А жизни хватит ровно на то ,на сколько вы можете ...

        Ответить
  5. Светлана

    Помните, у Высоцкого: ... и надо свернуть,

    обрыв обогнуть,

    но мы выбираем трудный путь,

    опасный, как военная тропа.

    Ответить
  6. Оксана Комаровская

    Да! Высоцкого в данном контексте можно приводить в пример бесконечно!

    Что же нам не жилось, что же нам не спалось?

    Что нас выгнало в путь по высокой волне?

    Нам сиянья пока наблюдать не пришлось.

    Это редко бывает — сиянье в цене!

    Ответить
  7. ГалинаМ

    Александр! Спасибо Вам за вашу мудрость и щедрость души! вы так ненавязчиво и грамотно расставляете все по полочкам, что даже нет никаких возражений и сомнений. И даже такое чувство иногда возникает, что Вы заглядываете внутрь души и описываете ее мысли и состояние, только своими словами — словами Мастера.

    Ответить
  8. Людмила

    Благодарю!

    Ответить
  9. Лариса Безикова

    Александр,здравствуйте!Творчество, мне думается, это потребность самовыражения!У кого то есть ЭТА потребность, у кого то нет!Люди разные!Профессионализм- это другое!Это ПРОФЕССИЯ!Высоко классные специалисты востребованы ВСЕГДА! В любой профессии!А все остальное- ОТМАЗКА! С уважением!

    Ответить
  10. Татьяна

    Александр, благодарю за супер-статью. Вопросы, заданные в пространство, пришли от вас))))))))))

    Ответить
  11. Екатерина

    Александр, спасибо за ваши рассуждения на эту тему! Думаю, во все времена творчество было ограниченно востребовано. Я удивляюсь, когда некоторые художники говорят, что зарабатывают на вполне обеспеченную жизнь, продавая свои работы; и это не сильно известные художники. Вот, думаю, лукавят они, или правда у них так получается?

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Екатерина! Да, скорее всего, они говорят правду, что зарабатывают себе на обеспеченную жизнь, продавая свои работы. Вот только вопрос, много ли творческого в этих работах? Тема творчества мною уже не раз рассматривалась, вкратце скажу, что угодничество рынку не имеет ничего общего с ним. Спасибо Вам за комментарий и всем авторам, оставившим свои отзывы.

      Ответить
  12. Игорь

    Чудеса. Статья Александра появилась точно в момент моих начавшихся колебаний — копировать или не копировать. Все понял, большое спасибо за помощь.

    Ответить
  13. Анна Шуракова

    Забавно, но у меня нет ни телевизора, ни дивана))

    Ответить
  14. Людмила Дедюхина

    У меня есть телевизор у дивана, ежемесячно плачу за антену, но, после знакомства с Александром, очень редко его включаю. Живу в комнате с красками ))).

    Ответить
  15. Т Ерохина

    Не соглашусь с противопоставлением творчества и быта. Уж для женщин возможностей творить в любых бытовых делах — много. Например, готовить с мыслью о том, что приготовленное несёт здоровье, благополучие и т.п. едящим (а богатый стол всегда был символом благополучной жизни), гладить, разглаживая складочки-шероховатости в отношениях или заминки в делах, убираться, очищая свой дом от нехорошестей и т.п.

    Полагаю, что речь в данном случае идёт именно о самовыражении через живопись (потребности, как написал Александр) — так это одна из сторон нашей жизни. И стороны эти не всегда можно разделить без потерь. Ведь вынашивание задумки своего будущего творения происходит, скорее всего, именно в процессе занятий повседневными делами. И совершенно согласна с Александром — каждый человек сам выбирает, сколько времени, сил, важности уделять этим самым разным сторонам одной собственной жизни.

    Ответить
    • Ольга Береснева

      Ах, Татьяна, как Вы правы! Всё-таки творческий процесс (во всей его полноте)у мужчин-творцов и женщин-домохозяек-творцов протекает по-разному -)))

      Ответить
  16. Любовь Васильева

    Есть и диван, и телевизор...но, как бездельники стоят,

    меня невидимая сила к холсту и краскам пригвоздила,

    и я с неистовым упорством рисую много дней подряд...

    Александр, Вы, как всегда правы! Интересные у Вас статьи.

    Ответить
  17. Екатерина

    Очень здорово написано,и правда как будто в душу заглянули...

    Ответить
  18. mila

    Вот согласна на 100%! Мне быт помогает собраться внутренне,позаботиться о близких и заслужить время на творчество.Зато потом!!! Отрывайся как можешь и где хочешь! Но это мой план и мой ритм жизни,и я не раз об этом думала и старалась осознанно это выстроить.Прочитала и решила прям хорошо подумать на эту тему,потому что частенько иду «творить» и заворачиваю на диван,наверное из- за недостатка таланта .Мне кажется именно талант не дает людям покоя.Я себя успокаиваю тем,что еще пока пробую,ищу,смотрю,изучаю...Возможно именно этого я и хочу,не знаю,но это для меня тоже творчество!Долгая история рассказывать...Кстати! Была в галерее Шилова как то.Впечатлило!Мастер,конечно же! Но не о чем подумать. Недосказанность,настроение,неоднозначность мне все таки ближе основательности и стабильности в живописи,вот так для себя решила.А статья классная,зацепила!

    Ответить
  19. ocsana

    Я хоть и поставила лайк ,но всё таки не согласна с мнением , что мир надо делить на быт и творчество.Безусловно ,надо стремиться к творчеству и оно может разрушиться бытом,если в нем погрязнуть.Но такое разделение чревато психологическими травмами,депрессиями и разными когнитивными проблемами. Как бы мы не утешали себя .что обыватель не понимает искусства,созданного нами,тем не менее надо признаться , что это отмазка и самообман. Все хотят быть востребованными ,успешными и как итог счастливыми.Поэтому надо честно себе сказать , : — если мое творчество никому не нужно,за него не хотят платить ,то ЗАЧЕМ я этим занимаюсь,зачем я пополняю рады копирайтов ? Напрашивается два варианта ответа : либо всё бросить ,либо совершенствоваться,анализировать действительность и искать такие способы и техники ,которые привлекут внимание других.Ведь ,мы счастливы от того ,что становимся востребованными и нужными.Творчество должно быть сродни полезному изобретению, а успех — это его патент.Иначе всё к черту !

    Ответить
    • Оксана Комаровская

      Ocsana! А в какую-бы Вы сумму оценили такие слова, пришедшие мне в личном сообщении:

      «Здравствуте, Оксана! Смотрю концерт ... Исполняется песня... Вспомнила вашу картину. Трогает.» С какими деньгами это соизмеримо. Это ли не успех, это ли не патент, если мы говорим о творчестве?

      Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Оcsana! По поводу Вашего несогласия с делением мира на быт и творчество поясню свою точку зрения, но сначала мне бы хотелось разобраться в Вашей. Почему же разделение ведёт к депрессии и тому подобному, как Вы пришли к такой теории? Без Ваших пояснений она выдумана, не иначе. Второе. Будем мы себя утешать или нет, но факт в том, что искусство требует подготовленного зрителя, слушателя, читателя и т.д., самообман заключается в том, что мы все видим, слышим, думаем одинаково. Это неправда, ввиду различного жизненного, а главное, культурного опыта. Мы вообще можем не понимать друг друга, даже общаясь на родном языке. Третье. Вы смешали два несовместимых понятия — успех и счастье. Можно быть успешным в карьере, но несчастным в личной жизни и наоборот. Успех — это категория карьеры, бизнеса, положения в обществе, а счастье — интимная сфера, здесь вообще не важны внешние атрибуты. Четвёртое. Ни при каких условиях нельзя выносить себе приговор. Исходя из внешних оценок, кроме Вас никому не ведом тот огонь, который питает Ваше творчество. В корне не согласен с Вашим определением творчества как полезного изобретения и его мерилом — успехом. Творчество безусловно несёт в себе решение бытовых проблем, но лишь отчасти, вместе с тем творчество — это познание себя, прежде всего, и мира в целом. По поводу деления мира на быт и творчество скажу, что это образный пример, который иллюстрирует профессиональный подход к делу. Пока у нас в голове хаос, а именно, бытовые задачи соседствуют с творческими, бесполезно ожидать каких-либо существенных результатов как в быту, так и в творчестве. Спасибо за комментарий!

      Ответить
    • Катерина Соловьева

      Ocsana Настоящий Творец не может бросить, несмотря ни на что! Это очень мощная потребность, не зависящая от материальных благ. Не пишешь — испытываешь просто «ломку», как наркоман. Подстроиться под других невозможно!

      Если с художником этого не происходит — это очень хороший ремесленник, который может «совершенствоваться, привлекать внимание других, и быть счастливым от востребования». Успех, действительно, его патент. И, что важно, он может работать в любой другой сфере.

      Художник-Творец не может.

      Ответить
  20. mila

    УХ! Как здорово,что только Вы,Оксана,так думаете!Не хочется что бы все были разделены категорично на обывателей и художников,тем более,что все люди когда нибудь по отношению к друг другу,в зависимости от ситуации, то обыватель,то художник.Да и востребованность и успех,к счастью,все понимают по разному. Одно радует!Анализировать,совершенствоваться,искать надо точно всегда,всю жизнь,независимо от того сколько вам заплатят и кто вас признает,хотя бы для того, что бы быть интересной самой себе!А там,глядишь, и другие подтянутся...Успехов вам!!!

    Ответить
    • Ольга Береснева

      Мила, наверное, Ваш пост был в ответ комментатору под ником «ocsana»? А то получилось недоразумение: кажется, что свой ответ Вы адресовали Оксане Комаровской, но это ведь не так!

      Ответить
      • Оксана Комаровская

        Ольга!Я вначале тоже немножко обалдела! Но потом решила так же как Вы!:)) Иначе как-то не логично.

        Ответить
  21. Денис

    Добрый день! Может быть, для того чтобы картина продавалась в 20 раз дороже постера, она должна быть во столько же раз лучше? Можно ли заменить, например,картину Сурикова «боярыня Морозова» постером? Сомневаюсь. И дело тут не в технике, а в идее , которую вложил художник в свою картину.

    Ответить
  22. Елена

    Быт или творчество? Рассматриваю этот вопрос несколько под другим углом, пишу картину -обязательно в замечательном настроении!!!, вот как рука ляжет -творчество, (правда уже пол года всего одна картина (настроение не то) и вуаля -применяем в быту-для друзей и родственников всегда находится подарок (многие говорят-"хочу именно эту картину или хотя бы похожую") на день рождения или памятную встречу. А заработок картинами -поживем увидим, может еще наступит эпоха возрождения и искусство начнут ценить, наша же задача до этого момента точить мастерство.

    Ответить
  23. Любовь

    Здравствуйте, Александр. Вы ничего не ответили про масляную пастель! Она меня тоже интересует. Спасибо

    Ответить
Ваш ответ
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.