arrow up
Александр Григорьев Саврасов
О живописи и не только простыми словами…

Зачем художнику этюдник?

До  того  как  человечество  придумало  металлические  тюбики   для  хранения быстровысыхающих  смесей,  мир  изобразительного  искусства  был  другим.  Возможность  хранить,  переносить  краски  в  закрытых  тубах  и  появление  ящиков,  называемых  этюдниками,  позволило  художникам  по-новому  взглянуть  на  прежние  нормы.

Случилось  нечто  невообразимое,  так  как  художники,  до  того  времени  работавшие  в мастерских  по  классическим  канонам,  вышли  на  пленэр  и  столкнулись  с  миром  реальным,  в  котором  всё  не  по  заученным  правилам,  а  главное,  всё  изменчиво  и  мгновенно.

Конечно  же,  речь  идёт,  в  первую  очередь,  о  живописи,  о  том,  что  цвет  и  свет  предмета  далеко  не  статичны,  как  было  принято  ранее.  Классические  тёплые  тени,  общая  цветовая  скупость  никак  не  вязались  с  миром,  увиденным  вновь,  когда  художники  покинули  свои  мастерские  в  поисках  реальных  сюжетов.

Новаторы,  а  попросту  смельчаки,  бросившие  вызов  догмам,  опровергли  сухую  науку,  взяв  за  основу  наблюдения  за  природой  цвета.  Наконец-то  художник  смог  выразить  своё  восхищение  мгновением,   которое  он  созерцал  наяву,  в  мире  реальном,  а  не  иллюзорном,  существующем  по  законам   той  или  иной  школы  живописи.

Цвета,  взорвавшие  картины  импрессионистов,  предвосхитили  новую  эру  в  изобразительном  искусстве.  Тот  факт,  что  правила  можно  нарушать,  впоследствии  откроет  двери  для  всех  родов  новаторской  художественной  мысли.  Это  переломное  время  поспособствует  рождению  бесконечного  множества  новых  течений,  приводящих  как  в  восторг,  так  и  в  ужас  общественное  мнение.

Как  прежде  уже  не  будет.   В  изобразительном  искусстве  свобода  выбора  творческого  пути  для  художника  будет  играть  всё  большую  роль,  пока  не  станет  абсолютной  свободой  от  правил  школы,  идеологий  и  вообще  каких-либо  правил.

Не  стану  давать  оценку,  хорошо  это  или  плохо.  Я  думаю,  что  данный  процесс  -  естественный  ход  эволюции,  в  котором  далеко  не  последнюю  роль  сыграли  металлический  тюбик  и  этюдник,  ставшие  передовыми  орудиями  художника.

Давайте  попробуем  разобраться,  зачем   художнику  этюдник,  какие  достоинства  и  недостатки  у  него  есть  в  отличие  от  стационарного  мольберта,  какие  вообще  ящики  для  художников  существуют  и  как  их  выбирать?

Преимущества  явные  и  неоспоримые.  Первое  и  основное  -  это  мобильность.  Обладатель  этюдника  может  развернуть  свою  переносную  мастерскую  в  любом  интересном  ему  месте  и  со  всеми  удобствами  приступить  к  работе.  То  есть  холст  будет  закреплён  на  нужной  высоте  и  под  нужным  углом,  палитра  будет  расположена   удобно,  кисти  и  краски  будут  тут  же,  под  рукой,  как  и  баночка  с  растворителем.  При  наличии  специального  зонта  для  укрытия  от  солнца  и  дождя  рабочее  место  просто  идеально.

Если  Ваш  холст  или  грунтованный  картон  не  превышают  размеров  этюдника,  то  он  становится  ещё  и  футляром  для  транспортировки  свежей  картины.   Этюдник  универсален,  а  значит,  он  может  быть  основным  инструментом,  заменяя   стационарный  мольберт  даже  в  мастерской.

Если  говорить  про  минусы,  следует  отметить,  что  работать  над  большим  произведением,  используя  этюдник,  крайне  неудобно,  а  порой  вообще  невозможно,  и  тут  без  мольберта  не  обойтись.  Собственно,  студийный  мольберт  -  главный  конкурент  переносному  этюднику  (шаткость  и  определённая  неустойчивость  терпимы  в  полевых  условиях,  но  не  в  мастерской,  где  желательна  жёсткость  всех  креплений).

Выбирая  этюдник,  следует  обращать  внимание  не  только  на  качество  сборки,  но  и  на  различия  в  модельном  ряде.  Существуют  модели,  где  крепления  для  рабочей  поверхности  холста,  картона  могут  находиться  как  спереди,  так  и  сзади  относительно  самого  ящика.  Выбирайте  этюдник   согласно  тому,  будет  ли  Вам  удобна  в  работе  данная  модель,  классический  вариант  выглядит  как  на  картинке  ниже.

Вообще,  возможные  вариации  мобильных  ящиков  для  художников  бесконечны,  трудно  описать  их  в  одной  статье,  да  этого  и  не  нужно.

Если  у  Вас  ещё   нет  собственной  мастерской,  то  наличие  этюдника  Вам  просто  необходимо.  В  собранном  виде  он  не  занимает  много  места,  при  этом  все  краски  и  кисти  хранятся  в  нём.  Многим  знакома  такая  картина,  когда  кухня  или  комната  преображаются  в  мир  фантазий  и  творчества,  стоит  только  установить  запылившийся  под  кроватью  этюдник.

Помимо  этюдников  существуют  приспособления  для  художников,  которые  просто  необходимы  как  начинающим,  так  и  профессионалам.  Меня  периодически  спрашивают,  как  транспортировать  только  что  написанную  работу,  если  она  больше  размеров  этюдника?

На  данный  вопрос  определённого  ответа  нет,  все  выкручиваются  как  умеют,  но  более  опытные  художники  решение  нашли  и  благополучно  им  пользуются.  Это  всё  тот  же  ящик,  но  приспособленный  только  для  переноски.  Ниже  привожу  различные  вариации,  все  они  изготовлены  кустарным  способом,   в  продаже  их  нет.

Вы  можете  сделать  ящик  сами  или  заказать  в  столярной  мастерской.  Его  наличие  навсегда  избавит  Вас  от  головной  боли,  как  довезти  ещё  пачкающуюся  работу  до  мастерской,  не  испортив  вдохновенный  труд  и  не  измазав  ни  себя,  ни  салон  автомобиля  масляной  краской.

Обратите  внимание,  на  фотографиях  видно,  что  внутри  ящика  есть  фиксаторы  для  холста  либо  картона.   Они  не  дают  соприкасаться  друг  с  другом  нескольким  работам,  которые  располагаются  в  нём,  как  в  кассетнице.

Так  у  художников  заведено  -  творческая  мысль  не  останавливается.   Если  что-то  требует  доработки  или  вообще  не  существует,  то  сделают  сами,  доведут  до  совершенства,  лишь  бы  ничего  не  мешало  и  не  доставляло  неудобства  в  любимом  деле.

Вот  ещё  что  интересно.  До  того  как  у  Вас  появился  этюдник,  Вы  чувствовали  себя  неуверенно,  робко,  но  совсем  иначе,  став  счастливым  обладателем  данного  инструмента.     Кто  уже  имеет  опыт  работы  с  переносным  ящиком  художника,  наверняка  помнит  этот  момент  преображения.

Стоит  нам  только  расположиться  где-нибудь  в  людном  месте,  как  взгляды  прохожих  и  вопросы  любопытствующих   будут  адресованы  к  нам  как  художникам,  независимо  от  нашего  опыта,  звания,  наград,  заслуг  и  т.д.  Конечно,  на  подобную  смелость  духу  хватает  не  всем  начинающим  живописцам,  зато  те,  кто  бросил  вызов  своим  страхам,  будут  вознаграждены  похвалой  соучаствующих  зрителей  и,  не  исключено,  удачным  результатом.

В  моём  багаже  личных  воспоминаний  о  пленэрной  практике  были  разные  случаи,  как  интересные,  так  и  не  очень.  Много  было  написано  этюдов,  много  было  случайных  зрителей,    однажды  даже  набрёдший  на  меня  в  лесной  глуши  лось  долго  и  изумлённо  изучал  мою  картину,  но  так  и  ушёл,  ничего  не  сказав.

Я  хочу  пожелать  всем  испытывающим  восторг  от  смешивания  красок  и  ещё  не  имеющим  этюдника  обязательно  его  приобрести,  а  затем  отправиться  на  пленэр,  чтобы  прочувствовать  радость  творчества,  которую  может  дать  только  натура.

В  этом  году  пленэрный  сезон  закончен.  Надеюсь,  тем,  кто  делает  выбор,  поможет  моя  статья,  и  к  следующему  сезону  Вы  будете  во  всеоружии.

Интересно,   есть  ли  среди  читателей  начинающие  художники,  имеющие  опыт  работы  с  этюдником  на  пленэре?  Расскажите  о  нём  в  комментариях.

Комментариев 17
  1. Ирина

    Вам, художнику, легче выходить на пленэр, Вас люди будут уважать, а вот те, кто пробует себя на этом поприще, испытывая разные смелые задумки и «нагло» экспериментируя, мягко говоря, вызывают протест у прохожих :) Про лося — и весело, и страшно!! Не страшно было за спиной иметь такого зрителя? Громадный все-таки, как интересно вести себя в таких случаях?? Опыт пленэрной живописи: в прошлом году открыла для себя зимний сезон пленэра! Нет преград творчеству — есть плохо одетый художник :) ну и с размером холста не стоит переборщить — чем он меньше, тем быстрее, и можно не успеть совсем закоченеть :) ...Последний этюд с натуры в прошлое воскресенье подозрительно напомнил новогоднюю открытку, и, при взгляде на прошлогодние этюды, показалось, что деградирую...С другой стороны, тогда я старалась следовать натуре, передать ее визуальное впечатление, теперь же ставлю перед собой задачу передачи не столько визуального впечатления, сколько внутренне-эмоционального, может, находясь на перепутье, ощущаю эту деградацию, которая вовсе не деградация, а переходное состояние? А вообще, чего только ни бывает на пленэре, каких только историй можно понаписать, -прямо как у Чехова, рассказики...

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Ирина! Когда я выхожу на пленэр, на мне не написано, что я профессионал, и единственная подсказка — это результат. Но не все же прохожие этот результат видят, тем более иногда он так и остаётся сырым и дорабатывается в мастерской. Протест у прохожих бывает, согласен, но, как правило, такие прохожие бывают сильно пьяны или что-то в этом роде, адекватные люди ведут себя сдержанно, даже если им пришлось не по душе увиденное. Лося не испугался, так как таких встреч у меня было много (и не только с лосями), всё моё детство я провёл в лесах Архангельской области. Ваш творческий поиск приветствую, копировать можно не только с репродукции, но и с натуры. Ловите себя за руку, когда чувствуете, что срисовываете, анализируйте, выявляйте главное и обобщайте второстепенное. Спасибо за отзыв!

      Ответить
  2. Владимир Трухачев

    Спасибо) А если просто купить этюдник без ножек с фиксатором для холста или бумаги, как думаете, это будет удобно?

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Владимир! Если Вы будете ставить его на стол, то будет удобно, но тогда Вам придётся носить с собой ещё и стол, если Вы решите поработать на пленэре.

      Ответить
  3. Всеволод

    Здравствуйте! Я ходил на этюды 10 сезонов, это бывало то чаще, то реже. Запомнился один выход прошлой зимой. До того я выходил на открытие сезона лишь в феврале, а то и в марте, к концу. А тут решил рискнуть и выйти в конце января: показалось, что потеплело. Пошёл на высокий берег Волги, место пустынное, встал там среди деревьев. Поставил этюдник, начал работу. Ничто не предвещало ухудшения погоды — оттепель. Но радовался я рано: потеплеть-то потеплело, да тут ветер с Волги как задует! Одной рукой пишу, а другой этюдник держу! Ветер стихает, два-три мазка сделаю, а он опять! Опять держу свой «парус». Людей вокруг не было, хотя я и привык к ним уже в предыдущие годы, но в данный момент зрителей бы около себя видеть не хотел. «И хорошо, что нет никого,» — думал я, поспешно делая очередные мазки, пока «отдыхает» ветер.

    Но не тут-то было. Вскоре из-за ближайших деревьев показалась медленно идущая пожилая пара — видимо, решили совершить «променад» после обеда. Они молча прошли мимо меня, как будто бы меня не заметив. Но мне, конечно, было слегка не по себе. Но лишь слегка. Вообще, этюды — вещь заманчивая. Зимой по ним скучаешь.

    Ответить
  4. Светлана

    Здравствуйте. И у меня есть один незабываемый случай из пленэрной практики. Было это в Торопце. очень живописном старинном городке под Москвой. Мы взбирались на холмы, откуда открывались изумительные панорамы на город, блястящие золотом купола церквей, извивающуюся синию ленту реки. Это было очень раннее утро, я взобралась на самый высокий холм, наверное за прекрасным утренним небом, что писала , сейчас не вспомнить, но состояние было под стать небу, хотелось взлететь и кричать: я птица...! Места там довольно пустынные, да во время этюдов зрители художнику ни к чему. И вот так забывшись, оборачиваюсь и вижу, что по трапинке медленно поднимается огромная человеческая фигура, в длинном, до пят, дождевике, а в капюшоне прячется опущенная голова,показалось, что утренний туман прячет этого человека в себе и он, как- бы вышедший ниоткуда. Для меня он стал « Всадником без головы»..., ноги приросли к земле, бежать поздно и некуда! И что-же Вы думаете, это « чудовище» оказалось обыкновенным местным жителем, фермером, чье хозяйство располагалось неподолеку, у подножия холма. В его хозяйстве не было женщины, а наше вдохновение ему понравилось, он долго наблюдал за нами, а потом решил подняться на вершину холма и хотите верьте, хотите нет, с предложением руки , сердца и своего хозяйства. Вот такая история.

    Ответить
  5. Ольга Транквиллевская

    Александр, здравствуйте! А подскажите, пожалуйста, в ящике для переноса картин — получается, что высота картин должна быть у всех одинаковая? Ширина, понятно, там может быть максимально равна ящику, но может быть и уже. А вот по высоте, выходит, какой ящик создам, таковы и будут все мои этюды?

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Ольга! Да, какой ящик по размеру, такие и холсты. У Вас может быть два ящика — один большой, другой поменьше, будете выбирать согласно необходимому размеру.

      Ответить
  6. Елена

    Спасибо Вам от души за ваши нужные и важные статьи .Я начинающий художник. Мой маэстро это Кирик Рита Ивановна живописец из Донецка .Я уже около двух лет беру уроки живописи и рисунка у неё .Рисую с натуры ,но ни разу к сожалению не пробовала пленерные работы. Мы живём в Сибири и климат у нас суров,а тёплых деньков по пальцам счесть . Ждём ...

    Ответить
  7. Валентина

    Александр! Спасибо огромное за Ваши статьи! Уже само прочтение дает некий заряд бодрости и свежих сил на новые творческие «подвиги» :)))

    Этюдник есть. Осталось начать сначала по-весне...

    Ответить
  8. Загальск

    Интересно предложить детям поросовать на пленере с настоящим этюдником. Город Инсбрук в Австрии «не балован» такими сценками, не то что, скажем, Петербург.

    И сам начинающий художник сразу расправляет свои худенькие плечи и кажется становится чуть выше ростом. Он с удовольствием объясняет любопытным взрослым, что именно он рисует и как это надо правильно делать (а для преподавателя — хорошая возможность «подслушать» профессиональные мысли юного художника.

    И вся картина будет полна этого счастливого ощущения своей значимости и причастности к великому и у взрослого и у ребенка. Рисуйте на пленере!

    Ответить
  9. Ольга Мальцева

    Александр, спасибо за интересную статью! Рисовать я начала недавно, и даже мысли не возникало про этюдник. Не знаю, отважусь ли выйти на улицу рисовать в своем городе, подумаю. Но в поездке как-то попробовала порисовать с натуры. Это было на берегу моря. на небе плотным покрывалом висели облака, на пляже люди все же лежали и делали вид, что загорают. Вдруг поднялся сильный ветер, разорвал покрывало и на морском горизонте засияла зеркальная полоска. А на ней изящно наклонившись, словно летели, два маленьких парусника. Это было так красиво, что я побежала за своей акварелью и листом бумаги. Примостившись на скамье, которая стояла на высокой террасе над пляжем, я устроила лист на согнутые колени. Вода, налитая в питьевую бутылочку, и краски «сидели» на скамейке вместе со мной. Рисовала «по сырому» и удивлялась, как необычно краска стекает, подгоняемая ветром, иногда совсем не в ту сторону... Но мне это нравилось, я крутила лист, пытаясь управлять этим процессом. Вдруг с сильным порывом ветра лист выдернуло из рук и он полетел над пляжем. Пока я спустилась, уже почти все люди, только что загорающие, носились по пляжу и ловили мой листок. Мы его поймали, согнутый пополам... Тем не менее я дорисовала набросок. Он так и остался тем самым наброском, но что удивительно, в нем словно все ещё светит то самое яркое солнечное пятно, дует сильный ветер и летают два парусника... И знакомые всегда отмечают этот рисунок, как будто знают, что он тоже летал за парусниками.

    Ответить
  10. Ирина Кучинская

    Несколько дней назад, случайно, натолкнулась на блог Александра. Решила выбраться на пленэр, недалеко, к себе во двор. Живу в пригороде. Живописный участок, есть за что глазу зацепиться. Этюдника не имею, поэтому сложила в коробочку краски, кисти, палитру небольшую, баночку с растворителем, и небольшой холстик. Погода стояла великолепная, 0 градусов, снег лежит, солнца особо нет, но и не пасмурно. Вышла, как-то на поленнице приспособилась, начала писать. Краски густоватыми стали, хоть мороза и нет, но настроение бодрое, через 5 мин. вдруг, повалил снег, краски смешались с мокрым снегом, стали елозить по палитре. Побежали в дом, где-то был старый пляжный зонт, продолжаем писать этюд с дровами, я и мой лабрик. Порыв ветра — зонт улетел, но в принципе я успела. Думала, что-то в помещении допишу, ан нет — не пишется, вроде, как все и завершено. Запал остался, решила из окна пару валунов под снегом и можжевельник изобразить, все-таки не фотография, а натура. Завтра поеду в соседний лес, попробую не выходя из машины елки нарисовать, потому что очень уж густеют краски на холоде.

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Ирина! Спасибо за Вашу историю. Конечно, на холоде писать трудно, порой невозможно, зимой лучше посвятить больше времени работе по памяти, по воображению. Если это будет грамотный композиционный поиск, то данный опыт не пройдёт зря. А во время оттепелей писать можно, подтаявший снег очень живописный.

      Ответить
  11. Ольга Береснева

    Два года назад, когда я ещё только-только начинала свои художества и не имела ни единой мысли об этюднике, но имела зато «наглую» уверенность новичка, что мне всё под силу, все по плечу, стоит только начать, мы с подругой двинулись в Питер на наши первые этюды. Не мудрствуя, краски и все причиндалы упаковали в целлофановые пакеты, туда же отправились и холсты. Вот так, почти налегке, и добрались до вожделенной натуры. Невзирая на толпы туда-сюда фланирующих туристов, тут же, на лавочке в парке и разложили всё своё хозяйство. С самоуверенным видом бывалых художников на глазах снующей и любопытствующей публики стали «раскрывать» холсты. Любопытствующие быстро нас обступили, щедро отсыпая нам свои Ц.У. А мы,с не дрогнувшими ни единым мускулом лицами, продолжаем «творить», хотя внутреннее напряжение достигло предела! Но самое интересное, что НИКТО из облепивших нас вплотную «ценителей искусства» ни произнёс ни единого слова, которое бы подвергло сомнению нашу состоятельность как художников, а даже наоборот! Спасибо им, вот тогда-то и стало понятно, в чём «сила искусства» :-)))

    P.S. До сих пор считаю, что эти первые этюды с натуры были самыми удачными в моей пленэрной практике.

    Ответить
  12. Ольга Береснева

    Да, про этюдник забыла. Подарили мне его два года спустя, но я от него использую только ящик, устанавливая где на пенёчке, где на брёвнышке, а где и на камешках. Ножки какие-то хлипкие и неустойчивые у него, а на природе редко где ровнёхонькое место встретишь: всё бугорки да ямки какие-нибудь... А холстики легче всего переносить в пакете, скрепив их лицом к лицу и оставив между ними зазор, с помощью мебельного степлера и полосок картона. Совсем не тянет рук! А ящик для картонок хорош, конечно, но тяжёл, вот и пользуюсь из-за этого на натуре малыми холстами (20×30 или 30×40).

    Ответить
  13. Вера Розина

    Кто хоть раз побывал на пленэре, и поймал этот кайф, будет стремиться туда снова и снова!!! Мой живописный и пленэрный опыт не велик. Живу в сельской местности, из зрителей только птицы да назойливые насекомые, вечно влипающие в краски))А вообще народ уважает нашу художественную братию!!! Плавала на этюды на Валаам, расположилась с этюдником на палубе- красота кругом сказочная. Затеяла нашлёпок, народ гуляет, краешком глаза поглядывает, но с разговорами не лезет)) Надо было отлучиться на пять минут, возвращаюсь а вокруг этюдника фото сессия в полном разгаре!!!Из-за угла наблюдала- умилялась))

    Ответить
Ваш ответ
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.