До  того  как  человечество  придумало  металлические  тюбики   для  хранения быстровысыхающих  смесей,  мир  изобразительного  искусства  был  другим.  Возможность  хранить,  переносить  краски  в  закрытых  тубах  и  появление  ящиков,  называемых  этюдниками,  позволило  художникам  по-новому  взглянуть  на  прежние  нормы.

Случилось  нечто  невообразимое,  так  как  художники,  до  того  времени  работавшие  в мастерских  по  классическим  канонам,  вышли  на  пленэр  и  столкнулись  с  миром  реальным,  в  котором  всё  не  по  заученным  правилам,  а  главное,  всё  изменчиво  и  мгновенно.

Конечно  же,  речь  идёт,  в  первую  очередь,  о  живописи,  о  том,  что  цвет  и  свет  предмета  далеко  не  статичны,  как  было  принято  ранее.  Классические  тёплые  тени,  общая  цветовая  скупость  никак  не  вязались  с  миром,  увиденным  вновь,  когда  художники  покинули  свои  мастерские  в  поисках  реальных  сюжетов.

Новаторы,  а  попросту  смельчаки,  бросившие  вызов  догмам,  опровергли  сухую  науку,  взяв  за  основу  наблюдения  за  природой  цвета.  Наконец-то  художник  смог  выразить  своё  восхищение  мгновением,   которое  он  созерцал  наяву,  в  мире  реальном,  а  не  иллюзорном,  существующем  по  законам   той  или  иной  школы  живописи.

Цвета,  взорвавшие  картины  импрессионистов,  предвосхитили  новую  эру  в  изобразительном  искусстве.  Тот  факт,  что  правила  можно  нарушать,  впоследствии  откроет  двери  для  всех  родов  новаторской  художественной  мысли.  Это  переломное  время  поспособствует  рождению  бесконечного  множества  новых  течений,  приводящих  как  в  восторг,  так  и  в  ужас  общественное  мнение.

Как  прежде  уже  не  будет.   В  изобразительном  искусстве  свобода  выбора  творческого  пути  для  художника  будет  играть  всё  большую  роль,  пока  не  станет  абсолютной  свободой  от  правил  школы,  идеологий  и  вообще  каких-либо  правил.

Не  стану  давать  оценку,  хорошо  это  или  плохо.  Я  думаю,  что  данный  процесс  —  естественный  ход  эволюции,  в  котором  далеко  не  последнюю  роль  сыграли  металлический  тюбик  и  этюдник,  ставшие  передовыми  орудиями  художника.

Давайте  попробуем  разобраться,  зачем   художнику  этюдник,  какие  достоинства  и  недостатки  у  него  есть  в  отличие  от  стационарного  мольберта,  какие  вообще  ящики  для  художников  существуют  и  как  их  выбирать?

Преимущества  явные  и  неоспоримые.  Первое  и  основное  —  это  мобильность.  Обладатель  этюдника  может  развернуть  свою  переносную  мастерскую  в  любом  интересном  ему  месте  и  со  всеми  удобствами  приступить  к  работе.  То  есть  холст  будет  закреплён  на  нужной  высоте  и  под  нужным  углом,  палитра  будет  расположена   удобно,  кисти  и  краски  будут  тут  же,  под  рукой,  как  и  баночка  с  растворителем.  При  наличии  специального  зонта  для  укрытия  от  солнца  и  дождя  рабочее  место  просто  идеально.

Если  Ваш  холст  или  грунтованный  картон  не  превышают  размеров  этюдника,  то  он  становится  ещё  и  футляром  для  транспортировки  свежей  картины.   Этюдник  универсален,  а  значит,  он  может  быть  основным  инструментом,  заменяя   стационарный  мольберт  даже  в  мастерской.

Если  говорить  про  минусы,  следует  отметить,  что  работать  над  большим  произведением,  используя  этюдник,  крайне  неудобно,  а  порой  вообще  невозможно,  и  тут  без  мольберта  не  обойтись.  Собственно,  студийный  мольберт  —  главный  конкурент  переносному  этюднику  (шаткость  и  определённая  неустойчивость  терпимы  в  полевых  условиях,  но  не  в  мастерской,  где  желательна  жёсткость  всех  креплений).

Выбирая  этюдник,  следует  обращать  внимание  не  только  на  качество  сборки,  но  и  на  различия  в  модельном  ряде.  Существуют  модели,  где  крепления  для  рабочей  поверхности  холста,  картона  могут  находиться  как  спереди,  так  и  сзади  относительно  самого  ящика.  Выбирайте  этюдник   согласно  тому,  будет  ли  Вам  удобна  в  работе  данная  модель,  классический  вариант  выглядит  как  на  картинке  ниже.

Зачем художнику этюдник?

Вообще,  возможные  вариации  мобильных  ящиков  для  художников  бесконечны,  трудно  описать  их  в  одной  статье,  да  этого  и  не  нужно.

Зачем художнику этюдник?

Зачем художнику этюдник?

Если  у  Вас  ещё   нет  собственной  мастерской,  то  наличие  этюдника  Вам  просто  необходимо.  В  собранном  виде  он  не  занимает  много  места,  при  этом  все  краски  и  кисти  хранятся  в  нём.  Многим  знакома  такая  картина,  когда  кухня  или  комната  преображаются  в  мир  фантазий  и  творчества,  стоит  только  установить  запылившийся  под  кроватью  этюдник.

Помимо  этюдников  существуют  приспособления  для  художников,  которые  просто  необходимы  как  начинающим,  так  и  профессионалам.  Меня  периодически  спрашивают,  как  транспортировать  только  что  написанную  работу,  если  она  больше  размеров  этюдника?

На  данный  вопрос  определённого  ответа  нет,  все  выкручиваются  как  умеют,  но  более  опытные  художники  решение  нашли  и  благополучно  им  пользуются.  Это  всё  тот  же  ящик,  но  приспособленный  только  для  переноски.  Ниже  привожу  различные  вариации,  все  они  изготовлены  кустарным  способом,   в  продаже  их  нет.

Зачем художнику этюдник?

Зачем художнику этюдник?

Зачем художнику этюдник?

Вы  можете  сделать  ящик  сами  или  заказать  в  столярной  мастерской.  Его  наличие  навсегда  избавит  Вас  от  головной  боли,  как  довезти  ещё  пачкающуюся  работу  до  мастерской,  не  испортив  вдохновенный  труд  и  не  измазав  ни  себя,  ни  салон  автомобиля  масляной  краской.

Обратите  внимание,  на  фотографиях  видно,  что  внутри  ящика  есть  фиксаторы  для  холста  либо  картона.   Они  не  дают  соприкасаться  друг  с  другом  нескольким  работам,  которые  располагаются  в  нём,  как  в  кассетнице.

Так  у  художников  заведено  —  творческая  мысль  не  останавливается.   Если  что-то  требует  доработки  или  вообще  не  существует,  то  сделают  сами,  доведут  до  совершенства,  лишь  бы  ничего  не  мешало  и  не  доставляло  неудобства  в  любимом  деле.

Вот  ещё  что  интересно.  До  того  как  у  Вас  появился  этюдник,  Вы  чувствовали  себя  неуверенно,  робко,  но  совсем  иначе,  став  счастливым  обладателем  данного  инструмента.     Кто  уже  имеет  опыт  работы  с  переносным  ящиком  художника,  наверняка  помнит  этот  момент  преображения.

Стоит  нам  только  расположиться  где-нибудь  в  людном  месте,  как  взгляды  прохожих  и  вопросы  любопытствующих   будут  адресованы  к  нам  как  художникам,  независимо  от  нашего  опыта,  звания,  наград,  заслуг  и  т.д.  Конечно,  на  подобную  смелость  духу  хватает  не  всем  начинающим  живописцам,  зато  те,  кто  бросил  вызов  своим  страхам,  будут  вознаграждены  похвалой  соучаствующих  зрителей  и,  не  исключено,  удачным  результатом.

В  моём  багаже  личных  воспоминаний  о  пленэрной  практике  были  разные  случаи,  как  интересные,  так  и  не  очень.  Много  было  написано  этюдов,  много  было  случайных  зрителей,    однажды  даже  набрёдший  на  меня  в  лесной  глуши  лось  долго  и  изумлённо  изучал  мою  картину,  но  так  и  ушёл,  ничего  не  сказав.

Я  хочу  пожелать  всем  испытывающим  восторг  от  смешивания  красок  и  ещё  не  имеющим  этюдника  обязательно  его  приобрести,  а  затем  отправиться  на  пленэр,  чтобы  прочувствовать  радость  творчества,  которую  может  дать  только  натура.

В  этом  году  пленэрный  сезон  закончен.  Надеюсь,  тем,  кто  делает  выбор,  поможет  моя  статья,  и  к  следующему  сезону  Вы  будете  во  всеоружии.

Интересно,   есть  ли  среди  читателей  начинающие  художники,  имеющие  опыт  работы  с  этюдником  на  пленэре?  Расскажите  о  нём  в  комментариях.