arrow up
Александр Григорьев Саврасов
О живописи и не только простыми словами…

Я боюсь неумелых каляк или как научить ребёнка рисовать?

В канун первого сентября задался вопросом, как научить ребёнка рисовать, но эта тема содержит в себе больше смыслов, нежели воспитание детей. Все мы когда-то были детьми и, более того, остаёмся ими, а значит, отвечая на узкий вопрос о детях, есть шанс докопаться до правды в целом и больше узнать о нас, взрослых.

Концепция моего блога не обременена шаблонами и рамками, я выражу своё мнение и дам Вам повод высказаться. Пишите, что думаете об этом, в комментариях.

Вспомним, как нас учили рисовать или как мы учим своих детей.

“Точка, точка, запятая —
Вышла рожица кривая.
Ручки, ножки, огуречик, —
Получился человечек!”

Показав на собственном примере, мы передаём опыт, сокращая путь к цели ребёнку. Всё бы хорошо, но эта же модель заложена в системе образования и оценочная практика полностью к ней привязана. То есть если ученик изменит последовательность или, не дай бог, внесёт что-то своё, то сразу окажется за бортом корабля знаний, несущего к светлому будущему только стандартно мыслящих.

Стереотипы мышления или по-простому шаблоны — вот что управляет нашими жизнями как в целом, так и в частности. Жизнь по кальке заложена в наше поведение с детского сада, и то, что в начале пути помогало нам адаптироваться в мире не выделяясь, не привлекая внимания, сегодня не позволяет стать уникальным.

Обратите внимание на противоречие, существующее в каждом обывателе. Делая стандартную работу, проявляя себя шаблонно, по кальке, он при этом хочет быть уникальным. Он хочет, чтобы его и продукт, им созданный, ценили, выделяли из сотен подобных, считали достойным особого внимания.

Друзья, признайтесь уже, что Вас обманули, а сейчас Вы обманываете своих детей, требуя от них стереотипного поведения. Таская своё чадо по школам, выстраивая стандартный путь и требуя стандартных результатов, что Вы получите на выходе? Подскажу, чтобы Вы не мучились с ответом — отличных исполнителей, копиистов, стереотипно мыслящих, напичканных шаблонами, готовыми формулами, короче, всем, что якобы должно облегчить жизнь.

Каждый мало-мальски состоявшийся художник знает, самое ценное, что у тебя есть — это нестандартность мышления. Не мастерство, не знания, не опыт, а умение мыслить самостоятельно (только поймите меня правильно, я не сказал, что мастерство и знания не нужны. Моё мнение: они вторичны, первично уникальное видение мира).

Творчество — это создание нового. Вопрос, как можно создать новое, как вообще творить, если твой путь как художника с самого детского сада был построен на шаблонном мышлении?

Обратимся к взрослым и самому популярному способу обучения сейчас — мастер-классам, а попросту “повтори за мной и уйдёшь домой с картиной, сделанной своими руками”. Да, руками своими, но далеко не своими мозгами. Вот Вам и стандартное мышление, шаблон, калька, впрочем, и с ней будет нелегко справляться, потому что оригинал кальки остался в мозгах того, кто демонстрировал Вам чудо.

Ничего, думаете Вы, “Москва не сразу строилась”. Вот повторите ещё раз сто и сможете сами такие мастер-классы показывать. И здесь Вы правы — после сотого повторения шаблон закрепится навечно. Теперь Вы носитель стереотипного мышления и способны уверенно делиться им с другими такими же искателями “мастерства”.

Я боюсь своих “каляк”, если я начинающий художник, боюсь возюканья, пачкотни своего ребёнка, если он проявляет интерес к краскам, я вообще боюсь выражать себя, а ещё мне страшно за своё дитя — куда ему с таким творчеством? Примерно так мыслит среднестатистический житель нашего времени.

Но, согласитесь, творить хочется. Пусть для себя, в стол, но попробовать обязательно нужно, и что Вы делаете? Конечно, пробуете, робко, неуверенно повторяете, копируете, “слизываете” сладкие картинки.

Вы будто печёте вкусные пирожки, такие ароматные, солнечные, так и хочется сказать “ням-ням”. Вы не согласны? А Вы себя видели за этим занятием? Да-да, пирожки, не иначе.

В это время Ваше чадо, перепачкав всё вокруг, рисует чёрной краской невообразимые каляки на выданном ему листе белоснежной бумаги. “Нет, из него ничего не выйдет”, — констатируете Вы в лучшем случае и оставляете дитя в покое (пусть возюкает), в худшем — ищете способ научить его шаблонному мышлению.

Вы так боитесь нелепых каляк, ошибок, неудач, непропечённых пирожков, несладких картин нестандартного мышления, что забыли о главном.

Никто и никогда не появился на свет состоявшимся художником, музыкантом, математиком, путь каждого начинался с ошибок. Дайте же наконец законное право своим детям совершить все возможные ошибки! Более того, возьмите и совершите их сами. И совсем неважно, сколько Вам лет. Творчество — это создание уникально нового, а значит, оно невозможно без великого множества ошибок.

Стремление получить всё и сразу — современная норма поведения. Вопрос, что Вам втюхали на волне Ваших желаний? Ещё один шаблон, кальку? Вы сами загоняете себя в клетку, в инкубатор посредственностей, и Вас это устраивает?

Вернёмся к детям. Если творчество — это продукт, то именно умение мыслить креативно, неординарно, самостоятельно превратит конечный результат в уникальный. Но откуда возьмётся уникальный результат, если всё, чем занимается традиционная система образования — это навязывание стереотипов?

Лично я, сколько себя помню, постоянно слышу главный постулат нашего образования — сначала научись, как надо, а потом делай, как хочешь. В итоге прилежный ученик знает, как надо, но совсем не знает, как хочет. Мастеров-копиистов, подражателей сейчас пруд пруди, а интересных самодостаточных художников по пальцам перечесть.

Обучая ребёнка рисованию или обучаясь сами, помните, что чужие шаблоны нужны, но не переусердствуйте с их освоением. Пройдите простой тест на результат, попробовав самостоятельно решить ту или иную творческую задачу. Если самостоятельно у Вас ни “бе ни ме” не выходит, значит, Вы что-то не то делаете.

Не исключаю, что Вы вообще не видите разницы в различных художниках, и критерием оценки для Вас служит, дотянул автор свою работу до фотографии или нет. В таком случае мне Вас жаль, мир через призму стереотипов — чёрно-белое кино.

Собственно, взрослым самим решать, в каком мире им жить, только помните, что дети свободны от любых шаблонов, и это ценно. Каждый раз, когда Вы требуете сначала научиться “как надо”, Вы отнимаете у них право делать “как хочу”. В итоге они не только больше не хотят, но и не знают, как хотеть, как вернуть себе себя, как услышать в хаосе чужих мнений единственное — своё.

Как же обучать наших детей рисованию? Конечно, в первую очередь, любя, а вообще, необходимо поощрять инициативу в творчестве, развивать креативное мышление, а затем на эту базу наносить удобрение из технических знаний, умений и опыта. То есть приоритет — способность мыслить самостоятельно, хотеть самостоятельно, а затем знания, иначе зачем они вообще, если человек ничего не хочет.

Итог: не мучайте своих детей, любите их, поощряйте их фантазии, желания, амбиции. И, конечно, дозировано давайте знания, чтобы их таланты росли и развивались, подобно крепкому красивому дереву, способному дышать и отдавать миру кислород, так необходимый всему живому на земле.

Пусть первое сентября как, впрочем, и весь год станет для Ваших детей поводом к самореализации себя, своих талантов, желаний и мечт, а знания будут не целью, а нужным инструментом на этом пути.

Напишите в комментариях, что Вы думаете по этому поводу.

Комментариев 25
  1. Марина

    Полностью согласна! Я учитель ИЗО и работая с детьми именно так и поступаю, вопреки требованиям программы.

    Ответить
    • Наталья

      Полностью с Ваши согласна, Александр

      Ответить
  2. ольга

    Боже,как Вы,Александр правы!Когда я училась в 1 классе,а это было 50 лет назад ,на уроке рисования я написала такой шедевр,по моему мнению,но это было не по шаблону,и мне поставили 2, мама меня жестко наказала,потом долго меня учили как надо,а я мучительно хотела лететь,тайком рисовала свое...Потом жизнь затянула...институт,семья,дети,работа ,пациенты,...но среди этой суеты вдруг остановишься,задохнешься от вдруг увиденной красоты,и так захочется это написать...О...эти закаты,Облака, Отажения в капле росы...Но Как это возможно?Пошла в вечернюю худ школу,но что-то не так.Почему-то по душе те картины,кот написаны без шаблона,на впечатлении,на одном дыхании...Прошла чз массу мастер классов в интернете,но это копирование и в результате разочарование...Вот сейчас на ваших курсах,Александр,по Вкусной живописи,...я думаю я нашла то что искала 50 лет...почти всю жизнь.

    Ответить
    • Ольга

      "Вкусная живопись(вкусный проект, вкусная идея, вкусный ...) -это современный сленговый ШАБЛОН, с претензией на неординарность, как выражение про сыр в мышеловке.

      Ответить
  3. Ольга Меркульева

    Очень серьезная тема. И объясняете Вы, Александр все правильно. И кажется, чего проще — фантазируй, твори... Слава Богу шаблонами свою голову я забить не успела. Смотрела МК много, но пошагово сделала всего несколько работ. Не интересно рисовать чужие картинки. Благодаря Вам, Александр, взяла кисти и краски в руки и начала творить своё. И сразу услышала комментарий — чистый наив. Не живопись, а раскраска.Я приняла это как критику.Поняла — надо учиться. Теперь моя голова забита теорией, а на практике применить не могу. Не получаются у меня мазочки. Хочется закрашивать. И вот тут вопрос — как не воспользоваться уже готовыми «шаблонами»? Я не в первом классе уже очень давно)) А сейчас буквально изобретаю велосипед. А ведь раньше Великие художники учились у других Великих, глядя как они пишут свои холсты. Может в этом плане МК нужны? Или таким путем никогда не выработается свой стиль? Но если подойти к данному вопросу с головой, то может быть и выработается?

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Ольга! Из Вашей истории следует, что камнем преткновения является сторонняя оценка Вашего труда и Ваше нежелание выделяться своим неумением, ошибками, неудачами. Согласен, мало хорошего в том, что тебе тычут пальцем в ошибки. Вопрос, а хорошо ли, что Вы, например, скопировали работу и ждёте зрительских похвал? Ещё хуже, если Вы выдаёте её за свою. Начните с наива, но это будет Ваш наив, затем развивайте свои умения, экспериментируйте, ищите. Именно поиск своего видения мира, техники, своего языка отличает творца от подражателя. То есть это единственно верный путь к самому себе. Вы говорите, что голова забита теорией, значит, у Вас есть компас, который указывает верное направление, осталось только начать движение. Обратите внимание, движение, а не робкие шаги с оглядкой на критиканов. Как ни странно, чтобы творить, нужно иметь смелость. Все ищут лёгких путей, наименьшего сопротивления, и это нормально, но правда в том, что их не существует. Примите как факт — трудно будет всегда! Те художники, которых Вы упомянули, жили в эпоху иных художественных задач, в современном мире искусство другое и мы другие. Спасибо за комментарий.

      Ответить
    • Людмила Кравцова

      Ольга, наивное искусство — это целое направление в живописи, сейчас оно стало общепризнанным и совершенно не надо стесняться этого слова. Художники-мастера часто ходят в музеи наивного искусства и учеников своих посылают, у наивников есть чему поучиться, а именно искренности, верности наблюдения, символизму, вообще многому.

      Цитата:

      «В широком смысле стиль «наивное искусство» обозначает изобразительное искусство, отличающееся простотой, ясностью и формальной непосредственностью изобразительно-выразительного языка. Ввиду того, что в русском языке слово «примитивизм» имеет негативный смысл, в России получил распространение термин «наивное искусство». Искусство талантливых художников-примитивистов XX века, не получивших профессионального художественного образования, но ощутивших в себе дар художественного творчества и посвятивших себя самостоятельной его реализации в искусстве, прославили новое направление. Француз Анри Руссо и грузин Нико Пиросманисоздали настоящие шедевры, вошедшие в сокровищницу мирового искусства. Наивное искусство по видению мира и способам его художественной презентации в чем-то приближается к искусству детей, с одной стороны, и к творчеству душевнобольных — с другой. Но, на самом деле, это и не то, и не другое. Сюжеты художники наивного искусства чаще всего берут из окружающей их жизни, фольклора, религиозной мифологии или собственной фантазии. Им легче, чем многим художникам-профессионалам удается спонтанное, интуитивное, не затрудненное никакими правилами и запретами творчество. В результате чего возникают оригинальные, удивительно чистые, поэтичные и возвышенные художественные миры, в которых господствует некая идеальная наивная гармония между природой и человеком.»

      Так что не слушайте никого, творите. А учиться — это базовая человеческая потребность. Учиться надо, развиваться, осваивая теорию, применяя ее на практике, именно решая задачи, как говорит Александр, но не копируя слепо чужие мастер-классы. Так можно своё лицо потерять. Бережно отнеситесь к своему восприятию мира.

      Ответить
  4. Ирина

    Сколько себя помню — никогда не хотелось что-то скопировать, в детстве помню только один раз был, когда я копировала картинку, и то из любопытства к самому процессу — ведь другие дети то и дело копировали. Мне никогда не было понятно ЗАЧЕМ делать то же самое еще раз? :)

    Мне не повезло в детстве с красками, кистями и бумагой — ими невозможно было управлять, и получалась мазня, да на рваной бумаге :) Только совсем недавно, попробовав масляные краски, открыла для себя новый мир — открылась возможность изображать то, что хочется, что впечатляет — гораздо лучше передавать ощущения от увиденного, чем раньше до этого я пыталась это сделать с помощью фотоаппарата.

    Не могу ничего сказать про потребность творчества и создания чего-то нового, у меня другая потребность — запечатлевать чувства от увиденного, мысли о мире, — не думаю, что они могут быть новы и уникальны, наоборот, если они окажутся созвучны другим, то другие примут мои работы как что-то близкое, свое — и это для меня ценно вдвойне. Форма — да, согласна, может быть уникальной, — как почерк. Но разве в уникальности почерка и языка заключается ценность написанного художественного произведения? По-моему — в мыслях и чувствах, которые оно выражает с помощью этого языка и почерка.

    Мне кажется, ценность произведений искусства не в новаторстве, а в ценности выражаемого и гениальности выражения — одновременно. Мне кажется, что многое, что называют искусством, им не является, и в музеях, на мой взгляд, многие экспонаты не должны находиться. Мне кажется, это дань моде, время все расставит по своим местам.

    (Ценность выражаемого определяется культурой. Культура — это общие ценности для всех, ей принадлежащих.)

    А детей вообще ограничивать нельзя. Можно дать навыки, но нельзя, чтобы дети думали, что что-то нельзя :)) (в пределах морали, разумеется)))

    Ответить
  5. Татьяна Никулина

    ...Вернуть себе себя... чем раньше, тем надежнее

    Ответить
  6. Валентина

    Вот порадовал, как всегда, Александр! И опять вовремя, в самом начале нового учебного года. Я работаю с детьми уже очень давно, и наблюдаю, как правило, за творческим развитием конкретного ребенка. Могу сказать, что смелых, ярких, неординарных детских работ — единицы. Большинство боится выразить себя, боится «испачкать чистый лист», или просто списывает у соседа. Сама терпеть не могу стереотип мышления, и стараюсь «вытащить» из ученика его «я — сам», его «изюминку», учу смело мыслить. Сейчас наше образование докатилось до стандартов — ввели ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт). Ввели рабочие тетради почти по всем предметам, и по Изобразительному искусству в том числе. Зачем?! Вот уж, действительно, заставляют работать по шаблону и учителя, и учеников. Досадно, однако. Я считаю, что на уроки ИЗО надо давать не один час в неделю, а три, как минимум,и обязать директоров школ выделять отдельные помещения для проведения полноценных творческих занятий. Знаю, что многие сейчас похихикают, мол, чего захотела? Да! Хочу разбудить в ребенке художника, настоящего творца, а не загонять его под стандарты. Чем свободнее ребенок мыслит, тем ярче его работы. И мне очень приятно, когда тусклый, безжизненный по-началу рисунок, буквально расцветает, и глаза юного автора светятся от радости за полученный результат. За первой, маленькой победой, обязательно последует вторая! А если случится ошибка — не беда, я протяну руку помощи, и все получится.

    Ответить
    • Марина

      Я согласна полностью с тем, что ФГОС очень ограничил творчество ребенка. Приходится перестраивать урок, чтобы найти время именно для творчества детей. А то, что мало времени 1 часа в неделю — это так. Пока стереотипы и выделение «главного» в образовании преобладают не в лучшую сторону.

      Ответить
  7. Эллада Керимова

    Все точно. Александр! Как трудно найти педагога (не только по ИЗО), который поощряет в ребенке нестандартное мышление. Как правило, стараются подогнать под общий стандарт, словно молотком бьют по шляпке гвоздя — не высовывайся. Дочери повезло, в школе попала в экспериментальную группу, которая обучалась не по стандартной системе. Как итог — выработался иммунитет к стандарту, и она в любом деле ищет прежде всего «свой почерк». Ее сыну (моему внуку) не повезло. «Осадили» при тестировании. Я, увидев его ответы на тесты, пришла в восторг, настолько они были своеобразны. Например, на предложенное задание обвести все хаотично разбросанные треугольники зеленым цветом, а все кружки красным, он не стал раскрашивать каждую фигуру в нужный цвет, а просто обвел все треугольники зеленой линией, скомпоновав их в единую группу. то же проделал и с кружками. И, представляете, мой пятилетний малыш посмел еще и отстаивать свое решение, резонно объясняя директрисе, что в задании не было указано обводить КАЖДЫЙ предмет, чем вверг ее в состояние близкое к истеричному. Проучившись год, с этой школой мы, уонечно. распрощались. Но поощряя в нем желание отстаивать свое право «делать так, как я считаю нужным», иногда я боюсь. что он «сломается», т.к. стремление испробовать сначала свой подход к решению и осуществлению той или иной задачи, вот уже шестой год наталкивается на то, о чем Вы пишете «сначала научись, как надо, а потом делай, как хочешь». Как можем, мы всегда поддерживаем его самостоятельное мышление. Немного жаль. что живопись его не очень интересует, по натуре он график, но творческий подход необходим в любой области, в том числе и в его любимой математике. Глядя на него, я вижу, как мне не хватает той легкости и свободы, как мешает шаблонная «окостенелась», давно пытаюсь вырваться из нее и даже учиться этому у моего мальчика. И, казалось бы, «случайная» встреча с Вами, Александр, отнюдь не случайна, а воспринимается мною. как награда за все мои попытки и поиски. Ваши курсы убирают пелену не только с глаз, но и с мозгов! Огромная Вам благодарность за них и за Ваш блог, читая который, находишь ответы на многие вопросы, убираются сомнения и подтверждается то, что у уже созрело!

    Ответить
  8. Нелли

    Знаете, жизнь настолько непредсказуема, а уж психический аппарат человека тем более...Каждый индивидуум маленькая часть вселенной и одновременно целая отдельно взятая вселенная...Нет универсальных советов как вырастить талант и в чем он проявится и что тому поспособствует...Равно как и нет априори истинного мнения что считать талантивой работой, а что нет...Критерий всегда субъективен и сравнителен...По моему, субъективному мнению есть только один критерий мастерства и он примитивен: цепляет или не цепляет. Есть отклик в душе или нет...Все! А мастерство дело упорства и техники. Ван Гог не учился чьей то технике и вообще был психически нестабилен и тем не менее лично меня завораживает его цветущий миндаль...А вот подсолнухи эмоций не вызывают. Но техника исполнения картин его настолько личная и в общем и целом вызывает уважение и восхищение именно как творцом...Я смотрела мк С.Андрияки, И.Сахарова и еще в «художнаке онлайн» Д.Куцаеву по городскому скетчингу акварелью(мне это нужно, чтобы делать быстрый набросок, так сказать словить момент на бумаге) и мк кого то там по графике, не помню кого. Повторять за художникми я даже не пыталась, только слушала и смоьрела в оба...Так вот из каждого мк я для себя вынесла по крупичке пользы. И это в мою личную шкатулочку багажа польза.Но как учителя выбрала Александра. Близко по духу и по информационной насыщенности что ли...А вообще уверена в том, что у каждого мастера есть свой маленький секретик мастерства, обретенный в процессе творчества и вот его он не отдаст не за какие деньги. И именно этот секретик будет делать мастера уникальным...)))

    Ответить
  9. Светлана.

    ... Я вспомнила свой случай из школьного детства.В начальной школе одним из уроков является изображение осенних листьев. Учитель раскладывает листочки по партам, затем показывает как рисовать на доске, затем предлагает ученикам сделать то же. Так было, и когда я училась, такие уроки и сейчас никто не отменял.Шаблонно? Да. Стериотипно? Да.Тот урок остался у меня в памяти навсегда.Многие из детей не смогли нарисовать листок, тогда учительница предложила обвести выданную « натуру» и затем раскрасить.Были просто цветные карандаши, даже помню, что учительница говорила брать один зеленый,может быть, еще и желтый.Я была очень старательной ученицей и всегда смотрела учителям, как говориться , « в рот», и постаралась выполнить задание так, как говорила учительница.Как я была поражена, когда она, постояв за мной, взяла мой альбом и показала мой рисунок другим детям, всему классу.И сказала, что он не такой, как у других. Он какой то другой. И поставила мне"4".И знаете, чего мне больше всего хотелось тогда? Быть такой, как все. И еще, почему мне поставили «4»? Вывод: с одной стороны, стереотип — это хорошо, а с другой он держит в тисках жестких, устаревающих с течением времени, определений.

    Ответить
  10. Ольга

    Александр статья интересная, но отклики на то, что происходит засилье стандартов в школе удивляет. Школа-это и есть государственный стандарт. Правила дорожного движение-это стандарт. И что (о, ужас) — правила английского языка-это тоже стандарт, и никто из родителей , оплачивая курсы для детей по изучению этого языка, не возмущается, что вот есть правильные глаголы и НЕПРАВИЛЬНЫЕ, которые надо ТУПО ВЫУЧИТЬ. НЕТ, учат и даже хвалятся тем, что ходят на изучение такой ШАБЛОННОГО английского языка. И те дети, которые изучают музыкальную грамоту, — сначала учат ноты, постановку руки (иначе может в последствии руки ломаться), тренируются играть гаммы и только потом импровизируют в предмете. Здесь же в отзывах- ах, творчество душат. Да, не душит никто в школе творчество, а прививают культурные нормы. А культура-это не распущенность и вседозволенность, а система норм и правил в обществе. Поэтому, если ребенку дали задание раскрасить треугольники и кружочки на ТЕСТИРОВАНИИ- их надо раскрасить, а не вырезать, обводить или писать в них цифры и буквы, потому что сейчас ему так захотелось, и он не принимает инструкции «творчески подходит к выполнению задания» Родителям с такими установками хочу задать вопрос:"хотели бы вы, чтобы пилот самолета, на котором вы пассажир,выполнял свою работу «творчески» и отбросив все правила и шаблоны, выполнял в небе «бочки» и «мертвые петли»? Или нейрохирург, во время операции на головном мозге, решил бы отбросить стандарты, начал творить так как ему в этот момент ЗАХОТЕЛОСЬ? Поэтому в голове своей надо навести порядок- где общеобразовательная школа, с ее государственным стандартом, а где есть пространство для выражения творческих идей, но именно творчества, а не того, что граничит или прямо заходит в психиатрию с деструктивными последствиями.

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Ольга! У меня нет цели огульно хаять традиционную систему образования, я говорю о наболевшем. Комментарии, оставленные здесь — мнения таких же, как и Вы, читателей блога. Согласен с Вами, что культура — это система норм и правил в обществе, но они не должны уничтожать личность, быть насильно навязаны. Есть единственно верный путь — это привить правила и нормы, вовлечь ребёнка, начиная с игры, дать возможность выбирать, научить разбираться в причине и следствии. По поводу пилотов, хирургов и других специалистов, от которых зависят жизни людей, буду ещё категоричней. Вопрос выбора для них — это жизнь и смерть. Зная о том, что творчество — это выбор и ответственность за него, уверен на сто процентов, что дети, воспитанные на необходимости выбирать, на понимании причины и следствия будут великолепными пилотами, хирургами и т.д., в противном случае их давно бы заменили на роботов, действующих всегда по инструкции. Кстати, Ваш комментарий невольно иллюстрирует современное отношение к творчеству, якобы пилоты и хирурги должны нести ответственность за свои действия, а художники нет. Вы можете мне не верить, но творец в лучшем смысле этого слова — личность, способная отвечать за собственные действия, за каждую каракулю, за каждое слово. Спасибо за комментарий!

      Ответить
    • Эллада Керимова

      Ольга, прочитав ваш пост, поняла, что он, в основном, адресован родителям с «неправильными установками». Это порадовало, т.к. наши коменты читаются не только Александром. Но удивило некое раздражение, которое сквозит за вашими строками. Разве кто-то оспаривает тот факт, что правила необходимы не только в школе, но и в социуме? Или факт необходимости единой школьной програмы? Шаблон или стандарт школьной программы предназначен, прежде всего, для педагогов, но он не исключает поиска новых методов и решений и творческого индивидуального подхода к учебному процессу, как у самого преподователя, так и у его учеников. При чем здесь вседозволенность и распущенность? Конечно, легко учить из года в год детей, не отходя от четко заданных инструкций и правил, и требовать того же от учеников. И не принимать во внимание нестандартные их ответы, нестандартные решения, нестандартные подходы. Иначе надо меняться самому, менять свои привычные взгляды и действия. Те примеры, которые Вы привели, просто смешны, т.к. относятся именно к «психиатрии с деструктивными последствиями». Только тот человек, который не «зашорен» сомнениями и страхами, способен найти выход из критической ситуации вопреки шаблонным инструкциям, устаревшим стандартам. Будь то летчик, или, тем паче, нейрохирург! Сколько жизней было спасено и теми, и другими, благодаря их умению принимать нестандартные решения в критических ситуациях! Наверное, в детстве им был задан правильный вектор мышления.

      И, знаете, Ольга, именно Вы и проявили ту шаблонность, о которой радеете. Вас возмутил сам факт отступления ребенком от инструкции, а не способ ее выполнения! Ведь в задании было указано ОБВЕСТИ (!) все фигуры, а не Раскрасить! Возможно, это результат того, что Вы школу отделили от пространства для выражения творческих идей.

      Ответить
    • Зинаида Александровна

      Статья Александра Очень нужная. Я всегда читаю их с большим интересом,но ваш комментарий мне тоже понравился и я согласна с вами,Ольга.

      Ответить
  11. Надя

    Мое глубокое убеждение: для развития творческих способностей абсолютно ПРОТИВОПОКАЗАНА критика! И обязательна ПОХВАЛА — причем за рисунок любого качества! Считаю также, что критика других художников и методов их работы (в том числе мастер-классов) — это показатель ущербности критикующего... Настоящий мастер не опустится до этого, поскольку высокое искусство доступно не так уж и многим, а мастер-классы на это и не претендуют.

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Надя! Уважаю Ваши глубокие убеждения, Вы имеете на них полное право. Вы меня критикуете? Не исключаю, что в отличие от Вас я мастер ненастоящий и в «высоком искусстве» ничего не смыслю, однако своё скромное мнение имею. Пусть в бочке мёда будет моя ложка дёгтя, возможно, и не одна, не всё же «сладким художникам» мнения высказывать! А с Вашими показателями будьте осторожней... Спасибо за комментарий.

      Ответить
  12. Загальск

    Без претензии перещеголять вышеопубликованных дам привожу совсем свежий пример из жизни. Я сейчас преподаю шахматы, совсем недавно — полгода, как закончила специальный курс тренеров. Среди 8 уеников один попался, у которого шахматы просто «летели». И он всего полгода как впервые познакомился с фигурами. летом ожидался международный шахматный турнир, к которому мы стали его готовить. Мы вместе учились — он играть в шахматы, а я УЧИТЬ играть в шахматы. Мы постигали все премудрости вместе, только я, как взрослый человек чуть быстрее могла понять и выделить главное, чуть быстрее обобщить ряд процессов до системы и радостно делилась с учеником своими открытиями. И он, подсмотрев что-то необычное, немедленно сообщал мне — в любое время, даже ночью мог написать сообщение:" Я нашел решение той задачи!" И я тоже могла, как только пришла в голову идея, написать ему (освободится — прочтет). Но речь не о шахматах. Однажды мальчишка прямо за шахматной доской говорит: «Научи меня рисовать портреты». Вот прямо как Маленький принц у Экзюпери — «Нарисуй мне барашка!» И я почувствовал, как он долго пробовал и не получалось, не знал у кого спросить, а спрашивая, не получал помощи. И тут посреди шахматной партии без тормозов вывалил, что его на самом деле мучило, чего он ОЧЕНЬ ХОТЕЛ. Мы перевернули формуляр для записи партии и прямо на доске стали постигать «шаблон». И надо сказать, что схема попала на благодатную почву — вскоре мальчик нарисовал портреты братьев и отца. Строгий учитель бы отметил несовершенства, но рисунки были очень индивидуальны, со своим почерком, была в них и похожесть, и отношение художника к модели. Потом был турнир и мальчик, не отвлекаясь, занимался шахматами. А на окончание турнира я сделала юному шахматисту неожиданный подарок — свой лучший карандаш, не новый, хорошо пользованный, но отлично заточенный и достаточно мягкий, чтобы деликатно нарисовать портрет.

    Ответить
  13. Татьяна

    Трудно не согласиться с Вами, Александр, по поводу проводимых нынешних вебинаров. Бездарное копирование фотографий сбивает с толку людей, верящих, что так можно научиться писать хорошие работы. Конечно, есть слушатели, которым достаточно получить в результате такую картинку, и это их право. Может, кому-то из совсем начинающих полезно посмотреть на этих встречах технику письма какими-то материалами. Но многие вводятся в заблуждение, что за несколько занятий копирования они станут чуть ли не профессионалами. И это не совсем честно, особенно, если учесть цену обучения. Сейчас только два-три художника-академиста иногда ведут занятия, достойные внимания. Но опять же, разобраться и получить новое для себя там может только человек подготовленный. Для этого надо читать книги по теории живописи, очень много читать. И это не просто, и это время. Поэтому кому-то достаточно просто копировать. Получаются яркие, быстрые работы. И если они кому-то нравятся — прекрасно! Это ваш выбор. Только не называйте это живописью!

    Ответить
  14. Евгения

    Александр,соглашусь с Вами относительно уроков рисования. Когда я смотрю МК живописи по интернету ,то от каждого МК получаю много полезного.

    Ответить
  15. Ольга Береснева

    Считаю, что статья задела многих за живое. Кто-то лично испытал на себе или на своих родственниках, как некие ревнители шаблонов старались подогнать его под общую гребёнку. Под усреднённую стандартную массу. Как повезло тем, кто сумел сохранить себя!

    Ответить
  16. таня

    Нам повезло и в возрасте 3лет мы попали в группу рисования к интересному педагогу, психологу и очень творческому человеку. Наверное тут были правы сказав, что для занятий нужно специальное помещение, все это всегда накладывает отпечаток. Ну и творческий подход, это просто замечательно! А в маленьком возрасте дети еще не успевают стать стандартом.

    Мы приходили на занятия в большую комнату, где вокруг преподавателя были расставлены мольберты, пусть к ним и крепили обычные альбомные листочки, но какое ощущение... всем преподаватель раздавала палитры, кисти.

    А начинался урок со сказки, сначала она читала сказки с картинками, потом они рисовали какого нибудь персонажа...

    А еще всегда стоя у мольбертов она всегда показывала как правильно держать палитру и как пальчик должен прыгать на кисточке. Каждый урок был непохож на другой, то это была акварель, то гуашь, то смешанные техники масляная пастель с акварелью, то просто пастель, то графика в карандаше...

    Когда болели и не могли ходить на занятия смотрели нестандартные техники рисования дома и рисовали сами.

    Правда потом это все успели в школе подогнать под стандарты...самое страшное в этом, что учебник по ИЗО был единственный — у учителя, и дома объяснить что надо рисовать не всегда могут дети... Ведь они не знают, что такое хохлома или городецкая роспись. Я вообще не понимаю зачем такие умные подходы к рисованию изучать в начальных классах. Я думаю, что и учителя к этому не готовы, ведь для таких сильных занятий мало знать просто оттенки для рисования, тут есть определенная техника как и что пишут мастера, они ведь рисуют фрагмент одним взмахом руки не отрывая кисть от листа, одно касание- один фрагмент... А с такими техниками кроме шаблонов ничего не может привиться. Я тоже считаю, что раз уж в начальных классах пытаются привить нестандартную технику математики или русского языка, то почему бы не начать с нестандартного восприятия мира — реализацию себя на уроках изо.

    Ответить
Ваш ответ
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.