Талант художника. В чём он заключён, как его измерить, где ключ к тайной двери скрытых возможностей, откуда они вообще берутся — эти неуловимые таланты?

Согласитесь, интересно заглянуть за ширму, недаром сейчас так популярны научные фильмы о тайнах мозга, его огромном потенциале и неведомых механизмах, влияющих на всех нас вне зависимости от степени одарённости.

Не стану рассуждать абстрактно, а затрону одну волнующую меня тему, которую считаю основополагающей частью подлинного таланта. Что это за тема или, если быть точным, навык? Давайте поговорим.

Порой подсматривая за “а-ля мастерами”, обучающими изобразительному творчеству, не перестаю удивляться тому, что они ставят во главу угла для начинающего художника. Держите, мол, кисть так, штрихуйте так, тряпочкой втирайте так, пальчиком мажьте эдак… Чудеса и только, подобные уроки можно смотреть, как сериал.

Представляю, как, неуклюже оттопырив пальчик, начинающий художник тычет им в поверхность холста, тут же трёт тряпочкой, затем штрихует кистью и вуаля — “шедевр” готов!

Будем объективны, каким бы крючковатым и удобным в работе не был Ваш пальчик — этого мало. Да, своим перстом Вы можете писать, можете ковырять в носу, можете сжать в кулачок от злости к постоянным творческим неудачам, но если Вы тренируете только его, то рискуете бесконечно тыкать пальцем в небо, так и не достигнув желаемых результатов.

Что же следует тренировать, развивать, прокачивать, на что в первую очередь обращать внимание и держать под постоянным прицелом, как снайпер, готовый к точному выстрелу?

Собственно, ответ уже прозвучал — это Внимание. Как всегда, всё гениальное просто, не тренированный пальчик — ключ к Вашим победам, а внимание, умение видеть то, чего не видят другие.

Буддийская истина гласит: “Смотри на Луну, а не на палец, на неё указующий”.

Талант художника. В чём он заключён?

Как часто мы теряем фокус внимания, пытаясь узреть чудо в пальце, как трудно порой осознать очевидное, как тяжела дорога того, кто не видит дальше собственного носа.

Для художника внимание — это обостренное чувство, я бы сказал — воспаленный орган, которым он ощущает мир. Ничто не проходит мимо незамеченным — ни розовый слон, ни даже мысль случайного прохожего, в спешке забытая им в уличном кафе.

Настоящий творец сродни рентгену наблюдает суть вещей сквозь серые лица, холодные одежды и множество житейских мелочей.

Вопрос, если Вы не обладаете вниманием, зачем Вам тренированный пальчик, во что будете им тыкать? Смею предположить, в пустоту, которую заполняют картинки, скачанные из интернета.

Мне сейчас часто приходится встречать людей, разочаровавшихся в изобразительном искусстве. Они больше не видят путей развития своего творчества по причине ямы, в которую попали.

Что на дне этого колодца? Ничего, всё та же пустота, потому что после надоевшего срисовывания, копирования, повторения ничего не остаётся — ни радости, ни творческих побед, ни новых горизонтов.

Жаль этих людей, так и не ставших самими собой!

Я вообще не могу себе представить художника, писателя, музыканта, не обладающих гипертрофированным вниманием. То есть Вы обычный человек, если Ваша степень внимания к окружающей жизни в пределах нормы.

Что из себя представляет особая наблюдательность, присущая художнику? Давайте разберёмся, в чём же суть талантливых людей.

Вы замечали за собой такую особенность? Рисуете Вы, например, вазу с цветами, а кто-то со стороны, возможно, педагог, наставник говорит: “Будь внимательней, разве такая форма у вазы?”

После подробного анализа Вы удивлены, как могли так ошибиться? Это же очевидно, что ваза не выпуклая, а прямая, цилиндрическая, яблоко на переднем плане вдвое больше того, что Вы изобразили, а цвета не такие дикие. Согласитесь, будь Вы чуточку внимательней, таких явных ошибок бы не совершили.

Конечно, всё можно списать на особенности нашего мозга и того, как мы видим. Узнавание предмета происходит мгновенно, а дальше мы фиксируем внимание на наиболее заметных и важных деталях, например, бутонах цветов и в частности на их лепестках. Мы помним, что ваза есть и яблоко есть, но они не главные. Зачем уделять им лишнее внимание, необходимо сосредоточиться на главном, как нам кажется.

Талантливые художники действуют и видят иначе, они не разбазаривают внимание, их не загипнотизировать красотой лепестков. Они знают — самое прекрасное то, что скрывается за ними.

Простыми словами, только наблюдая во всех подробностях изображаемый объект, понимая его конструктивные особенности и все присущие ему визуальные качества, можно написать осознанное произведение. В противном случае мы получим зомбо-картинку, созданную в состояние транса от созерцаемых лепестков, как в случае с букетом.

Подлинный творец ничего не выдумывает в своих произведениях, он не фантазирует на тему, не создаёт высосанные из пальца образы, не рассуждает абстрактно. У него есть инструмент сродни волшебной палочке, он видит Луну, а не палец, на неё указующий.

Зачем что-то выдумывать, если мир полон мелочей, и каждая соринка готова рассказать великую историю. В малом кроется большое, нужно лишь иметь зоркий глаз, чтобы ни одна случайность, ни одна деталь не ускользнула от Вашего пристального наблюдения.

Ваш радар внимания всегда на боевом дежурстве, всегда сканирует мир в пределах горизонта. Вам интересно всё: и птичка в небе, и круги на воде от тяжёлых капель дождя, и взгляд старой знакомой, ищущей Вашего внимания в набитом до отказа автобусе.

Кто-то скажет, таким надо родиться, это дар от “Высших Cил”. Совсем нет, так же, как пальчик, Вы можете тренировать свой орган внимания.

Работая с натуры, Вам следует изучить каждую деталь. Сначала просто проговорите то, что Вы видите. Делайте это осознанно, помните, что-то в наблюдаемой реальности обязательно будет кричать: “Смотри на меня, я здесь главный!” Не поддавайтесь, смотрите не на палец, а на Луну.

Представьте, вскоре в Вашем багаже подмеченных мелочей, интересных случайностей и ярких наблюдений накопится целая библиотека реальных воспоминаний. Вот тогда-то Вы станете Властелином мира, Вами созданного мира.

Впоследствии все Ваши творения будут убедительны, потому что в их сути будет лежать жизненная правда. Вы ничего не выдумываете, всё, о чём Вы говорите в своих произведениях, узнаваемо и всегда находит отклик в зрительских сердцах.

Я даю Вам лестницу, выбирайтесь скорей из ямы, в которой Вас кормят чужими идеями, готовыми пошаговыми решениями, и суррогатными продуктами массового потребления.

Бегите прочь от чёрных дыр подражания к самому себе, только в Вас есть та правда, которая интересна зрителю, читателю, слушателю.

Хочу отметить, что ни в одном учебном заведении нет предмета, который бы обучал вниманию, то есть у Вас нет оправданий в отсутствии этого качества, вне зависимости от того, заканчивали Вы академии или нет.

Подведём итог. Умение видеть, подмечать мелочи в окружающей жизни даёт нам драгоценный материал для творчества, мы сами добывает руду, сами плавим из неё драгоценные слитки.

Знаю, что тема статьи может показаться кому-то необычной, поэтому задам несколько вопросов. Задумывались ли Вы на тему внимания, каким считаете самого себя — наблюдательным или, наоборот, рассеянным, как Вы справляетесь со своими недостатками? Не исключено, что Вы талантливый художник, тогда поделитесь, какую роль играет внимание в Вашем творчестве?