arrow up
Александр Григорьев Саврасов
О живописи и не только простыми словами…

Секрет “Чёрного квадрата” или какими бывают картины?

В моей новой статье я расскажу Вам о картинах с разных точек зрения. Это интересно, потому что реальность многогранна, порой стоит немного изменить угол, и будет совсем другая ситуация. Вы скажете, что ещё ты сможешь добавить, какие тайны нам открыть — уже столько было открывателей, писателей, фантазёров!

Можете причислить меня к кому угодно, одно я знаю точно — прежде чем высказаться, я пользуюсь своей головой, а не дядиной, я не пересказываю ничьих рассказов, не присваиваю чужих мыслей, какими бы они ни были, у меня своих полно, а значит, есть повод поделиться.

Начнём с самого простого. Какую картину Вы хотели бы видеть в своей спальне, кухне или прихожей, на какие картины Вы ходите смотреть в музеи?

Давайте честно выбросим всю пафосную ерунду из возможных вариантов и ответим просто. Картина — это символ тех вещей, событий, мечт, которыми Вы хотели бы обладать, картина замещает их, как бы закрывая Ваши потребности. Согласитесь, это способ визуализировать то, чего у Вас нет в реальности.

Например, берег моря или пышный букет роз, или портрет любимого человека. Если мы расширим диапазон того, что висит на стенах у большинства людей, то там будут и изображения автомобилей, и обнажённые девы, и накрытые заморскими яствами столы, и многое другое, что входит в потребности и желания обладателей этих “шедевров”.

Секрет “Чёрного квадрата” или какими бывают картины?

Простыми словами, Вам не нужна картина ради картины, Вам нужно то, о чём она повествует, визуальное содержимое определяет, повесите Вы её на стену или нет.

Логично предположить, что пышная дева в неглиже будет неуместна над кухонным столом, а селёдка с лимоном в спальне. В гостиной можно повесить что-то вроде “Над вечным покоем” И. Левитана или более современный вариант — модульные картины с дикими цветами и туманными сюжетами, а в прихожей “Иван Грозный убивает своего сына” И. Репина для острастки незванных гостей.

Конечно, всё это будут репродукции или работы неизвестных художников, впрочем, это не играет никакой роли, потому что важно лишь изображенное на картине.

С картинами, висящими у нас дома, разобрались, вопрос, на какие же мы идём смотреть в музей?

В музейных залах нас встречают огромные полотна с батальными сценами, берёзовыми рощами, портретами исторических деятелей и религиозными сюжетами.

Что привлекает наше внимание, на что мы смотрим, разглядывая музейные шедевры? Конечно, виртуозность исполнения художника — первое, что нам интересно. “Я так не умею!”, “У меня так никогда не получится!”, “Он гений!” — восклицаем мы, узрев чудо.

В залах импрессионистов, постимпрессионистов, постмодернистов восторги большей частью утихают, и мы весьма можем услышать “Я тоже так смогу!” или что-то в этом роде.

Согласитесь, несправедливо — кто-то развешивает чьи-то каляки-маляки в музеях, они продаются за бешеные деньги на аукционах, а Вы не понимаете, где Вас обманывают.

Другое дело — виртуозы-мастера, добивающиеся близкой схожести с реальностью. Вот какие картины Вы хотите видеть на стенах в своем доме, картины, написанные ради узнаваемого сюжета. За иллюзию Вы будете ценить приобретённый Вами холст или репродукцию, потому что сюжет отражает Ваши потребности.

В этом нет ничего зазорного. Мы живём в мире ограниченных ресурсов, хочется иметь и то, и это, попробовать так, сяк, и лучше, чтобы всего было много. А картина — символ желаемого, пусть репродукция, пусть бумажка, но моя.

Давайте посмотрим, как может быть иначе. Почему каляки-маляки и многое другое непонятное мешают нам жить в стройной системе ограниченных ресурсов и простого желания обладать, иметь, владеть.

У кого дома висит репродукция “Чёрного квадрата”, кто расположил на видном месте композицию Кандинского или, может быть, Виллем де Кунинг тот художник, что украшает стены Вашей гостиной? Уверен, немного найдётся обладателей подобных интерьеров, впрочем, среди предпочтений современных образованных людей встречается и такие. Им необходимо быть актуальными, а значит и креативными в планировке дизайна своих домов и офисов.

Почему современные художники, презрев законы тяготения к насущным потребностям, рисуют непохоже, не то, не так, как мы привыкли видеть и желать?

Ответ прост — они не копируют реальность, и это первое, что следует знать!

Окружающий нас мир — это не просто предметы, объекты, живая и мёртвая природа, это ещё и мир символов, знаков, геометрических форм. Художник учит себя видеть мир иначе, наблюдаемый объект для него — пятно в системе пятен, то есть в среде.

Обобщая видимый мир до знаков, до пластических пятен, художник освобождает себя от рабского отношения к натуре. Теперь он свободен, теперь он подлинный создатель!

Повторюсь, в корне такого творчества лежит обобщение. Не пустые фантазии, не попытка сочинить, а наблюдение натуры и обобщение.
Знаменитое высказывание “Я так вижу!” может быть понято по-разному. В первом случае художник прячет за этими словами своё неумение, непонимание, незнание, во втором он переосмысливает видимое и осознанно обобщает.

Собственно, в данном методе видеть нет ничего нового, великие художники им пользовались всегда. Так они наблюдали натуру, так они начинали свои работы и, конечно, чтобы быть понятыми зрителями, выходили на деталь, на материальность предметов в картине.

Импрессионизм и последующие художественные течения освободили автора произведения от необходимости угождать массовому зрителю. С этого момента зритель перестал быть потребителем. Теперь он соавтор, а значит, трудяга.

Вывод: если Вы как зритель не готовы потрудиться в соавторстве с художником, следовательно, понять и принять данное произведение Вам не удастся. Ваш удел — созерцать то, что символизирует желаемые ресурсы.

Что значит потрудиться? Напрячь мозг, но если он пуст, это так же бесполезно, как поддерживать хорошую физическую форму, не покидая любимый диван.

Чтобы быть потребителем, достаточно оставаться тем, кто Вы есть. Если же хотите понимать современное искусство, коим до сих пор является Малевич и иже с ним исторические деятели, то без знаний не обойтись.

Мы видим только то, что знаем — это факт. Расширьте свой кругозор, будьте пластичны, будьте открыты, будьте трудолюбивы.

Ещё будучи пацаном, я услышал высказывание: “Самая тяжёлая работа — это физическая работа”. Но наблюдая жизнь, я вижу обратное. Большинство из нас, выбирая между умственным и физическим трудом, готовы жертвовать многим, лишь бы не утруждать собственный мозг.

Секрет “Чёрного квадрата” остаётся секретом только для тех, кто воспринимает картины как символы желаемых ресурсов. В их системе ценностей не укладывается, как это вообще возможно назвать картиной. Впрочем, “Квадрат” Малевича — песчинка в мире искусства, созданного для соавторства художника и зрителя, это маленькая дверка, приоткрыв которую, Вам откроется мир безграничных творческих возможностей.

Завершая статью “Какими бывают картины”, скажу — разными. Одни интуитивные, случайные, другие осознанные, выполненные согласно единству разума и чувств.

Мне как зрителю искушённому интересны вторые. Вам же самим решать, какие полотна будут висеть в Вашем доме и на какие любоваться в музеях. Напишите в комментариях Ваши мысли на эту тему.


Комментариев 20
  1. olmy

    Большое спасибо за статью!

    А нельзя ли еще раскрыть тему, как создавать картины (и не только) согласно единству разума и чувств. Очень часто в самом начале творческого пути идет полный разрыв такого единства, а оно одно из самых главных связующих.

    Благодарю!

    Ответить
  2. Ольга

    Я выросла в семье рабочих, и картины никогда не висели у нас на стенах, да и сейчас висит всего одна. Картина известного в городе художника Седухина Евгения Васильевича «У Чусовой. Весна». Мне её подарили на заводе к юбилею. Вначале я не не оценила это произведение: «Не очень-то и похоже, и цвет у скал странный, нагромождены так, что и речку не видно...» Но жизнь идёт, я сама стали писать, изучаю живопись с помощью Александра... И картина стала открываться мне удивительным расположением свето-теневых пятен, интереснейшей композицией, мягким и нежным колоритом, весенней атмосферой... Теперь я очень ценю этот подарок великого для меня художника (его произведение "Огни трудового Тагила (1984 г) было приобретено Третьяковской галереей с выставки) .

    Ответить
  3. Мария

    Благодарю за энергию и открытость Ваших статей! Очень полезно и интересно читать такие искренние материалы!

    Ответить
  4. Святослов

    Справедливости ради я хочу сказать, что у меня есть несколько знакомых, не коллекционеров, у которых на стенах в качестве весят абстрактные работы.По стилю эти работы близки Кандинскому или Клее, то есть это декоративная абстракция.Так что вы Александр неправы, народ вешает на свои стены и абстракцию, но при условии, что она декоративна.

    Ответить
    • Ирина

      ну декор в стиле абстракции все-таки не абстракционизм, в нем нет концепции, без которой это направление в искусстве не существует, декор — это нечто вроде узора, чтоб приятно глазу было

      Ответить
  5. Елена

    Александр,благодарю за интересные мысли. Хорошо,когда в произведении искусства, в том числе в картинах, присутствует некая недосказанность,тайна.Это побуждает творческое воображение зрителя безгранично расширять и расцвечивать идею автора под свои индивидуальные запросы.Но не всегда и не у всех.Иными словами,картина (или кто-то) интересна зрителю и он входит с ней в контакт только на резонансе,когда между ними есть общие точки соответствия («крючки»,которые цепляют и удерживают изнутри) и эта общность требует дальнейшего совместного развития. По принципу «Что внутри, то и снаружи».А то, что не имеет с нами точек пересечения, просто не попадает в область нашего внимания или мы его идентифицируем, как не интересное.И конечно, с ростом ( или упадком) нашего личностного и духовного развития меняются и наши потребности.

    Ответить
  6. Тлеулес Абельдинова

    Благодарю!Всегда интересно познавать новое. Развитие с помощью искусства дает положительную энергию, заряд и стимул на открытие и расширение границ мира.

    Ответить
  7. Татьяна Никулина

    Спасибо большое, Александр!Ваши статьи помогают жить и более осмысленно относиться к окружающему миру.Их хочется читать и читать.

    Ответить
  8. Татьяна

    Александр,благодарю Вас за пищу к размышлению!Картины как ресурс,как окно в другое пространство,как ассоциативная тропинка к самому себе,другим,миру, как то живое,с чем можно общаться,что работает!главное ,наверное это видение через восприятие и внутреннюю конфигурацию мастера,а это обобщение,конечно соглашусь с Вами!

    Интегральное восприятие,картина или психический процесс это высоко и элегантно!

    Спасибо Вам!учусь вместе с вами и у Вас!)

    Татьяна.

    Ответить
  9. Ольга Меркульева

    Такая короткая, но очень серьезная статья.Обобщать до простых пластических форм. Кажется так просто... Но как сложно... Этому надо учиться. Думать, анализировать, видеть. А в моем случае еще и воплощать в творческих произведениях... Спасибо, Александр, за этот акцент!)

    Ответить
  10. Светлана

    Александр, Вы очень просто изложили сложные вещи, спасибо. Полностью согласна. Красивые изображения-копии окружающего мира воспринимаются просто и очень понятно. Но это всего лишь копии, как бы хорошо они не были исполнены. Другое дело картины, которые заставляют задуматься, анализировать, увидеть что-то свое. Мне кажется, что с помощью импрессионизма, абстрактного искусства человек познает сам себя, причем, это происходит и когда он сам пишет картину и когда он смотрит на картину другого художника. С тех пор, как я взяла в руки кисти, я совершенно иначе смотрю на окружающий мир и считаю его с каждым днем все более удивительным. Воспринимая все это разнообразие мира и пропуская через себя, каждый художник находит свой способ выражения бесконечного внутреннего мира на маленьком холсте, заставляя зрителя остановиться и задуматься.

    Ответить
  11. Ирина

    Мне кажется так. Зритель выбирает то, что ему дорого и ценно. Есть ли чисто человеческая ценность в том же квадрате Малевича? Нет, зрителю ее там не найти. Какие бы ни стояли художественные задачи в современном искусстве, но пока они не коснутся человеческих тем, они не затронут сердце зрителя. Можно подивиться, можно взять на вооружение даже и применить это в жизни. Но чтобы испытывать теплые чувства, внутренне измениться, стать окрыленным или стать лучше, чище, добрее — для этого нужны человеческие темы в искусстве, близкие переживаниям человека. И форма может быть любой, любого стиля, лишь бы содержание трогало человеческую душу. Искусство может быть разным, но вешать себе в комнаты зритель будет то, что лично его трогает. А селедка с автомобилем на стене — это уже из разряда языческих ритуалов заклинаний ))

    Ответить
    • Лариса

      Полностью согласна с Вами, советую также послушать лекцию на тему «От черного квадрата к черной дыре» А.Кончаловского (в интернете), где он развивает эту же тему.

      Ответить
  12. Людмила Алехина

    Всем доброго времени суток! Я вспоминаю своё детство и помню огромную репродукция картины « Тарас Бульба». Я могла часами смотреть на картину и мысленно представлять, что будет дальше. По соседству жил заслуженный художник Украины Андрей Исаевич Дмитренко.Вот здесь и приоткрылся мир живописи. Я помню как удивляли его картины. Большие и непонятные мазки вблизи , отойдешь- букет роз. Потом в школе я начала собирать марки с папой. Левитан, Брюлов, Репин и так далее. Дальше был Эрмитаж, Дрезденская галерея, АРТ выставки, которые проходят ежегодно в Ростове — на — Дону. Но осознано я начала понимать и читать картины после курса « Арсенал знаний». Спасибо огромное Александру.

    Ответить
  13. Нели

    «Если долго всматриваться в бездну, бездна начинает всматриваться в тебя» ©Фридрих-Вильгельм Ницше, Казимир Малевич.

    Нет ничего нового во внешнем мире. Все в вашей внутренней бездне...Если она есть... И если Вы не побоитесь туда заглянуть...;)))

    А ларчик просто открывался...)))Все гениальное просто...)))

    Ответить
  14. Владимир

    По больше бы таких статей . А вобще я бы ввёл в школьную программу «Историю искусств» и обязательным предметом в ЕГ.

    Ответить
  15. Сергей Китаев.

    Чтобы понимать Малевича нужны знания.В это вся беда.Если для восприятия полотна необходимо прочитать 10 страниц текста...то здесь пропадает элемент жизни,исчезает взгляд мига распахнутыми глазами.Чтобы восхитится пением птицы нет нужды читать тома научных книг как распространяются звуковые волны в воздушной среде великолепие её исполнения понятны всем без предварительной подготовки.Решать уравнения вместе с художником перед его полотном это слишком сухо и безжизненно.Малевич это распад и вырождение искусства когда больше не надо иметь профессиональные навыки и умения достаточно просто ЗАЯВИТЬ и поставить точку на холсте и назвать это шедевром.И эта точка будет логическим завершением живописи.Грустно от всего этого...мертвечиной веет.

    Ответить
    • Александр Григорьев-Саврасов

      Здравствуйте, Сергей! Вы правы, чтобы понимать Малевича, нужны знания. Да, придётся потрудиться, но это не так сложно, как кажется, сложнее себя заставить эти знания получить. Вам не нужно читать десять страниц к каждой картине, знания — это ключ ко всем. Вы рассуждаете, как потребитель, пение птиц воспринимать — потреблять — переваривать легче. Это как вкусный тортик — сам тает во рту. Если «элемент жизни» для Вас только потребление, только тортик, то для меня, например, способность мыслить, быть соавтором, быть творцом — подлинный «элемент жизни». Вы позволяете себе выносить вердикт Малевичу, провозглашая вкусненькое искусством, а там, где Вас приглашают к сотворчеству, клеймите произведения «мертвечиной». Возможно, проблема не в Малевиче, а в Вас, в Вашем пристрастии к сладенькому, к отсутствию желания знать, трудиться. Мы с Вами говорим об искусстве, а оно больше, чем украшательство и услада наших органов чувств. Прежде чем отвергать что-либо в нём, притормозите, не спешите с выводами, тем более, что они ошибочны. Спасибо за комментарий!

      Ответить
  16. Всеволод

    Здравствуйте! Насчёт Малевича:

    «Если искусство непонятно, то оно никому не нужно». Илья Глазунов, народный художник СССР.

    «...к Малевичу же отношусь как к гениальному аферисту от искусства. Ведь он, как и гениальные портные из притчи «Новое платье для короля», заставил всех искусствоведов (а ведь они у нас самые «умные») более ста лет писать многочисленные тома и исследования по этому «произведению». Малевич после первого эпатажа «сшил» ещё одно «платье», ещё… И смеялся над глупыми искусствоведами, и получил свои миллионы». Андрей Гриц, художник, г. Ржев.

    Я думаю, здесь на самом деле имеет место эпатаж, то есть нечто умышленно провокационное, стремящееся «свести на нет» все достижения мирового искусства до этого. Скажу более — это и есть тот самый постмодернизм, в центре которого — смерть (в центре классики — Бог, в центре модерна — человек). Наши последние век-полтора характеризуются наибольшим отдалением людей не только друг от друга, но и от Создавшего их. Отсюда и Малевичи, и Дали, и Миро. Мне, к примеру, видятся отвратительными бесовские штучки Шемякина. Это ведь даже похуже, чем салонная безвкусица Шилова. Как говорится, «ИМХО», но мы, христиане, всё же имеем право на своё видение правды.

    Ответить
  17. Всеволод

    ДОПОЛНЕНИЕ.

    Где там (в известном «Квадрате») талант чувства?

    Где там мастерство?

    Где там красота?

    Где там ломка традиций? (их просто нет, по Кончаловскому).

    Это — не произведение искусства. Это — рыночный продукт. Но, кроме этого, это и «икона пустоты». Раскрученный «бренд» плюс кощунство. То есть мы над вами поглумимся, и ещё на этом и заработаем. Чем, в принципе, многие «творцы»(концептуалисты, например) и занимаются.

    Ответить
Ваш ответ
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.