В моей новой статье я расскажу Вам о картинах с разных точек зрения. Это интересно, потому что реальность многогранна, порой стоит немного изменить угол, и будет совсем другая ситуация. Вы скажете, что ещё ты сможешь добавить, какие тайны нам открыть — уже столько было открывателей, писателей, фантазёров!

Можете причислить меня к кому угодно, одно я знаю точно — прежде чем высказаться, я пользуюсь своей головой, а не дядиной, я не пересказываю ничьих рассказов, не присваиваю чужих мыслей, какими бы они ни были, у меня своих полно, а значит, есть повод поделиться.

Начнём с самого простого. Какую картину Вы хотели бы видеть в своей спальне, кухне или прихожей, на какие картины Вы ходите смотреть в музеи?

Давайте честно выбросим всю пафосную ерунду из возможных вариантов и ответим просто. Картина — это символ тех вещей, событий, мечт, которыми Вы хотели бы обладать, картина замещает их, как бы закрывая Ваши потребности. Согласитесь, это способ визуализировать то, чего у Вас нет в реальности.

Например, берег моря или пышный букет роз, или портрет любимого человека. Если мы расширим диапазон того, что висит на стенах у большинства людей, то там будут и изображения автомобилей, и обнажённые девы, и накрытые заморскими яствами столы, и многое другое, что входит в потребности и желания обладателей этих “шедевров”.

Секрет “Чёрного квадрата” или какими бывают картины?

Простыми словами, Вам не нужна картина ради картины, Вам нужно то, о чём она повествует, визуальное содержимое определяет, повесите Вы её на стену или нет.

Логично предположить, что пышная дева в неглиже будет неуместна над кухонным столом, а селёдка с лимоном в спальне. В гостиной можно повесить что-то вроде “Над вечным покоем” И. Левитана или более современный вариант — модульные картины с дикими цветами и туманными сюжетами, а в прихожей “Иван Грозный убивает своего сына” И. Репина для острастки незванных гостей.

Конечно, всё это будут репродукции или работы неизвестных художников, впрочем, это не играет никакой роли, потому что важно лишь изображенное на картине.

С картинами, висящими у нас дома, разобрались, вопрос, на какие же мы идём смотреть в музей?

В музейных залах нас встречают огромные полотна с батальными сценами, берёзовыми рощами, портретами исторических деятелей и религиозными сюжетами.

Что привлекает наше внимание, на что мы смотрим, разглядывая музейные шедевры? Конечно, виртуозность исполнения художника — первое, что нам интересно. “Я так не умею!”, “У меня так никогда не получится!”, “Он гений!” — восклицаем мы, узрев чудо.

В залах импрессионистов, постимпрессионистов, постмодернистов восторги большей частью утихают, и мы весьма можем услышать “Я тоже так смогу!” или что-то в этом роде.

Согласитесь, несправедливо — кто-то развешивает чьи-то каляки-маляки в музеях, они продаются за бешеные деньги на аукционах, а Вы не понимаете, где Вас обманывают.

Другое дело — виртуозы-мастера, добивающиеся близкой схожести с реальностью. Вот какие картины Вы хотите видеть на стенах в своем доме, картины, написанные ради узнаваемого сюжета. За иллюзию Вы будете ценить приобретённый Вами холст или репродукцию, потому что сюжет отражает Ваши потребности.

В этом нет ничего зазорного. Мы живём в мире ограниченных ресурсов, хочется иметь и то, и это, попробовать так, сяк, и лучше, чтобы всего было много. А картина — символ желаемого, пусть репродукция, пусть бумажка, но моя.

Давайте посмотрим, как может быть иначе. Почему каляки-маляки и многое другое непонятное мешают нам жить в стройной системе ограниченных ресурсов и простого желания обладать, иметь, владеть.

У кого дома висит репродукция “Чёрного квадрата”, кто расположил на видном месте композицию Кандинского или, может быть, Виллем де Кунинг тот художник, что украшает стены Вашей гостиной? Уверен, немного найдётся обладателей подобных интерьеров, впрочем, среди предпочтений современных образованных людей встречается и такие. Им необходимо быть актуальными, а значит и креативными в планировке дизайна своих домов и офисов.

Почему современные художники, презрев законы тяготения к насущным потребностям, рисуют непохоже, не то, не так, как мы привыкли видеть и желать?

Ответ прост — они не копируют реальность, и это первое, что следует знать!

Окружающий нас мир — это не просто предметы, объекты, живая и мёртвая природа, это ещё и мир символов, знаков, геометрических форм. Художник учит себя видеть мир иначе, наблюдаемый объект для него — пятно в системе пятен, то есть в среде.

Обобщая видимый мир до знаков, до пластических пятен, художник освобождает себя от рабского отношения к натуре. Теперь он свободен, теперь он подлинный создатель!

Повторюсь, в корне такого творчества лежит обобщение. Не пустые фантазии, не попытка сочинить, а наблюдение натуры и обобщение.
Знаменитое высказывание “Я так вижу!” может быть понято по-разному. В первом случае художник прячет за этими словами своё неумение, непонимание, незнание, во втором он переосмысливает видимое и осознанно обобщает.

Собственно, в данном методе видеть нет ничего нового, великие художники им пользовались всегда. Так они наблюдали натуру, так они начинали свои работы и, конечно, чтобы быть понятыми зрителями, выходили на деталь, на материальность предметов в картине.

Импрессионизм и последующие художественные течения освободили автора произведения от необходимости угождать массовому зрителю. С этого момента зритель перестал быть потребителем. Теперь он соавтор, а значит, трудяга.

Вывод: если Вы как зритель не готовы потрудиться в соавторстве с художником, следовательно, понять и принять данное произведение Вам не удастся. Ваш удел — созерцать то, что символизирует желаемые ресурсы.

Что значит потрудиться? Напрячь мозг, но если он пуст, это так же бесполезно, как поддерживать хорошую физическую форму, не покидая любимый диван.

Чтобы быть потребителем, достаточно оставаться тем, кто Вы есть. Если же хотите понимать современное искусство, коим до сих пор является Малевич и иже с ним исторические деятели, то без знаний не обойтись.

Мы видим только то, что знаем — это факт. Расширьте свой кругозор, будьте пластичны, будьте открыты, будьте трудолюбивы.

Ещё будучи пацаном, я услышал высказывание: “Самая тяжёлая работа — это физическая работа”. Но наблюдая жизнь, я вижу обратное. Большинство из нас, выбирая между умственным и физическим трудом, готовы жертвовать многим, лишь бы не утруждать собственный мозг.

Секрет “Чёрного квадрата” остаётся секретом только для тех, кто воспринимает картины как символы желаемых ресурсов. В их системе ценностей не укладывается, как это вообще возможно назвать картиной. Впрочем, “Квадрат” Малевича — песчинка в мире искусства, созданного для соавторства художника и зрителя, это маленькая дверка, приоткрыв которую, Вам откроется мир безграничных творческих возможностей.

Завершая статью “Какими бывают картины”, скажу — разными. Одни интуитивные, случайные, другие осознанные, выполненные согласно единству разума и чувств.

Мне как зрителю искушённому интересны вторые. Вам же самим решать, какие полотна будут висеть в Вашем доме и на какие любоваться в музеях. Напишите в комментариях Ваши мысли на эту тему.