Творческий человек — кто он, как себя определяет, к чему стремится, каким идеалам следует? Недавно на одной из онлайн встреч я поделился тем, как понимаю становление творческой личности.

Тема оказалась востребована, и я решил написать статью, которая должна помочь Вам разобраться в себе, а значит, быстрее достичь поставленных целей.

С другой стороны, тема может быть интересна и начинающим художникам, и тем, кто причисляет себя к зрительской аудитории, так или иначе, творец и зритель — две стороны одной медали.

В моей классификации пять “Я” творческого человека — это пять ступеней роста отдельно взятой личности, его путь к подлинному самовыражению.

Мне периодически приходится слышать оправдания вроде: “Я не умею рисовать”, “Вот я сначала научусь, а затем позволю себе творить” или “Все рисуют, а мне не дано — природа обделила”. Бывают и такие высказывания: “Кто сказал, что ты художник? Нет никаких художников, иди работай на завод!”

Уверен, Вы тоже слышали подобное, а возможно, и сами позволяли себе так выражаться. Помню, лет в тринадцать-пятнадцать я ещё мог сомневаться в себе, обижаться на вышеприведенные замечания, но со временем опыт и знания расставили всё на свои места.

Сейчас, прежде чем давать оценку себе или тем, с кем мне довелось работать, прежде чем на кого-либо обижаться, задаюсь вопросом, а с каким из пяти “Я” мне приходится иметь дело?

Давайте разберёмся и начнём с первой ступени (отмечу, что перепрыгнуть через ступень нельзя, каждый из нас проходит этот путь последовательно с пункта номер один по пункт номер пять).

Первая ступень — “Я отрицаю”. То есть человек в принципе не верит в существование художников и искусства вообще. Так или иначе, все мы были в этом состоянии в детстве, а некоторые там и по сей день. Более того, есть люди, воинственно настроенные в своём отрицании искусства, и, к сожалению, мне приходилось с ними сталкиваться.

С такими людьми бесполезно говорить на темы творчества, они видят мир только через призму материальных благ, собственной выгоды и бесполезности всего, что не может быть оценено здесь и сейчас в денежном или ином эквиваленте, способном оправдать абстрактное “Я творю”.

Вторая ступень — “Я допускаю”. На этом этапе происходит трансформация человека. Он уже согласен, что художники есть и искусство вообще есть, но считает, что ему не дано, природа талантом обделила и т.д. В отличие от отрицающих, личность на втором уровне способна слышать и принимать тех, кто говорит с ней на языке искусства. Именно на этой ступени человек делает шаг навстречу своим возможностям, здесь начинается путь к творческой свободе и самовыражению. Однако всё это ещё впереди, а реальность заключается в преодолении убежденности “мне не дано”.

Третья ступень — “Я художник”. Победа над неуверенностью сменяется верой в свою гениальность, именно так характеризуется третий этап роста. Начинающий художник овладевает базовыми знаниями, ему становятся доступны техники и приёмы из арсенала профессионалов. “Я гений, я всё могу!” — думает и говорит художник, декларация собственного “Я” — основная отличительная черта личности на этом этапе.

Важно! Третья ступень является отправной точкой для дальнейшего роста, потому как овладение мастерством, техническими знаниями происходит именно здесь. Творчество невозможно, если нет базовых знаний и наработанного опыта.

Следует отметить, что более девяноста процентов художников так и остаются на третьей ступени, постоянно “якают” и доказывают себе и окружающему миру, что умеют рисовать, что они большие специалисты в своём деле.

Концентрация на себе, на своих победах и поражениях не даёт объективно видеть мир, порой художники на третьей ступени воюют с представителями иных взглядов и течений в искусстве. Для них существует только одна точка зрения и один художник, к которому они прислушиваются, то есть они сами.

Собственно, третья ступень может оказаться как отличным стартом для дальнейшего роста, так и лабиринтом, в котором можно бесконечно ходить по кругу, плутая в закоулках своего “Я”.

Пять "Я" творческого человека. Узнайте, какое из них Ваше?

Четвёртая ступень — “Я ищу себя”. Не так велик процент людей, осознавших, что помимо них есть и другие художники, не менее талантливые, что сам факт умения рисовать, обладания базовыми знаниями ещё не делает тебя творцом.

Рисовать похоже или, говоря обывательским языком, “как на фотографии”, становится тошнотворно. “Я же не принтер,” — думает художник на этом этапе своего роста. Его начинают волновать вопросы творческого языка, уникального видения, ему становится важно рисовать не “как вижу”, а “как чувствую”.

Приходит пора экспериментов, поиска, чувствования, своего видения, и это в корне отличает четвёртую ступень от третьей, где ключевое — это базовые знания и их совершенствование.

Люди на четвёртой ступени отличаются тем, что умеют видеть и слышать. Они чаще сомневаются, нарушают правила, провоцируют, больше отдают, нежели желают присвоить. Здесь знания — не оружие для управления миром, а дар, которым они делятся, ничего не оставляя себе.

Пятая ступень — “Я творю!” На бытовом языке — абсолютное счастье. Человек на этом этапе достиг гармонии с собой и миром, он больше никому ничего не должен. Поиски остались позади, он творит легко и просто.

Этим художникам подражают, желают быть похожими на них, хотят унести с собой частичку их гармонии, присвоить, откусить, присосаться, проглотить заживо, но все эти потуги впустую. Как нельзя поймать ветер, так нельзя даже ущипнуть нашедшего себя творца!

Для творца вся суета осталась там, в болотистых почвах первой, второй, третьей ступеней, он парит высоко, как птица, над желающими ему поклоняться, его уничтожить или как-нибудь ещё достать.

Художник, достигший пятой ступени, ничего не берёт и ничего не отдаёт, сам факт его существования — великое благо для мира, продукты его творчества — святыни для почитателей искусства.

Вкратце я изложил суть каждой из ступеней творческого роста. Если Вы примете мою классификацию на вооружение, то, возможно, быстрее справитесь с некоторыми из проблем, связанными как с собой лично, так и с коммуникациями внутри общества, в котором мы все живём.

Согласитесь, бесполезно искать понимания у человека, находящегося на первой ступени, в то время когда Вы на третьей. А личность со второй ступени ни за что не разделит с Вами творческие поиски четвёртого этапа роста.

Постарайтесь увидеть себя со стороны. Возможно, сейчас Вам будут смешны собственные упреки в адрес художников, ищущих себя, и в следующий раз Вы подумаете, прежде чем говорить что-то вроде: “А раньше ты рисовал лучше, как-то сейчас совсем не то”.

Следует отметить и тот факт, что люди себя часто переоценивают. Иногда человек, находящийся на второй ступени, говорит о творческом поиске, о радости творчества, о свободе самовыражения, при этом не обладая базовыми знаниями и опытом.

Третья ступень часто маскируется под пятую. “Я взлетел так Высоко, — говорит художник, — что творю легко и свободно”.

Вы спросите, как определить, кто на какой ступени, чтобы быть понятым, быть принятым и иметь поддержку? Ответ неоднозначен, как и вся моя теория. Это лишь общие наблюдения, но самое простое, что нас всех раскрывает — это текст, который мы произносим, говоря о себе, о своём творчестве.

Простыми словами, если Вы для кого-то не существуете, значит, перед Вами человек с первой ступени, если Ваш оппонент через слово “якает”, значит, с третьей, если находит оправдания, то со второй, если удивляет — с четвёртой. Пятый уровень Вы узнаете без слов, ему слова не нужны, как, впрочем, и Вы тоже!

Расскажите в комментариях о своих соображениях на данную тему. Возможно, Вы узнали себя или Ваших знакомых или хотите внести дополнительную ступень, недостающую, по Вашему мнению.