arrow up
Александр Григорьев Саврасов
О живописи и не только простыми словами…

Параллельный мир или как меня штормило на собственной кухне

Скажите, как давно Вы брали в руки карандаш или кисть, когда в последний раз вели линию по идеально чистому листу бумаги, а не по кальке, не по шаблону? Когда Вы были просто самим собой, не желая ни на кого быть похожим и не стремясь никому угодить?

Если всё это было давно, возможно, в далёком детстве, то проведите эксперимент. Вооружитесь карандашом, красками, кистью и сделайте-таки первый робкий мазок.

Я Вам не завидую, и знаете почему? Потому что страшно, нет подсказок, нет помощи, негде подсмотреть.

Открою секрет — страшно будет всегда и совсем не важно, начинающий Вы или профессионал. Творчество — это путь по заминированному полю — никогда не знаешь, где сделаешь роковой шаг.

Путь к реализации творческого замысла — путь Сталкера (героя из произведения “Пикник на обочине” Стругацких, если не читали, рекомендую, как, впрочем, и фильм А. Тарковского «Сталкер»). Прежде чем сделать шаг, бросьте туда гайку.

Параллельный мир или как меня штормило на собственной кухне

 

Небольшая история из моей жизни. В раннем детстве, когда мне было лет пять, я часто болел и оставался дома один, так как родители уходили на работу. Чтобы себя занять и как-то пережить долгие часы одиночества, я взбирался на кухонный стол, устраивался поудобнее и смотрел во двор.

Никаких современных гаджетов в те времена ещё не существовало, а по черно-белому телевизору шли взрослые, неинтересные передачи.

На кухне почти всегда работало радио (раньше его вообще не выключали, наверное, как сейчас телевизор). Впрочем, если бы не радио, то тишина в пустой квартире была бы оглушительной. Лишь изредка наша кошка Мурка, мурлыча, приходила к своей миске напиться молока и снова таяла в сумраке прихожей.

Короткие зимние дни быстро заканчивались, и, заступив на свою кухонную вахту засветло, я становился окутанным липкой тьмой уже в пятом часу вечера.

Я знал, что в темноте мне придётся сидеть около двух часов, пока мама не вернётся с работы, но спуститься и включить свет было страшно.

Я мало что помню из тех ранних лет своей жизни, но эти два часа, которые я проводил в темноте, наедине с угасающим светом дня и бормочущим, как сварливая старуха, радиоприёмником, запомнились хорошо.

Когда мой плот из кухонного стола окончательно тонул в море теней, мне становилось страшно. За бортом то и дело мерещились хищные рыбы и зелёные глаза нашей Мурки как маяк на чёрном горизонте.

Вскоре в дверях отпирался замок, и мама одним движением руки, словно взмахом волшебной палочки, освещала мою темницу, и всё становилось как прежде. А на следующий день картина повторялась...

Хорошо, что я помню себя таким, но вот что важно. Сейчас мне не нужно взбираться на кухонный стол и сидеть в темноте, чтобы мое воображение нарисовало бушующий океан, ворчащую старуху и спасительный маяк на горизонте.

Сейчас я способен представить любую картину, вопрос только в том, хватит ли у меня технических возможностей воплотить её на холсте. Собственно, только это и должно волновать творца, а не то, что он будет рисовать, где ему подсмотреть, как выполнить пошагово и т.д.

Неужели Вы никогда не сидели на столе и совсем не знаете, откуда берутся фантазии, мечты и целые миры, созданные художниками?

Если нет, то сегодня же ночуйте на кухне, и пусть Вам приснятся чудесные, полные тревоги и радости сны. Вы можете спать, стоя в шифоньере, можете нырнуть под палас, представив себе кроличью нору, и переместится во времени на сотни лет назад туда, где кровожадные туземцы примут Вас за богов, или наоборот, в далёкое будущее, которое создадите сами.

Вы генератор идей, машина времени, джинн, которого выпустили на волю после векового заточения. Покажите, на что Вы способны! Удивите собственных родителей, детей, внуков, знакомых красотой и силой Ваших художественных образов.

И не надо ни у кого спрашивать разрешения на творчество, не надо никому подражать. У каждого из нас есть собственный жизненный опыт, рассказывайте свои истории, а не повторяйте чужие. Каждый, кто просто позволит себе быть собой, станет интересен как творец, даже не сомневайтесь.

Сталкер в фильме А.Тарковского бросает гайки, чтобы быть уверенным в безопасности пути, он не знает дороги, но знает, куда идёт. Согласитесь, очень похоже на творческий процесс, который по сути и есть Зона, способная подарить всё, что ты у неё попросишь.

Просите, не стесняйтесь! Творчество подарит Вам минуты, которые могут стать вечностью, Вы сможете пережить любые потрясения, как трагедии, так и счастье, не выходя из дома.

У каждого творца есть свой кухонный стол, шифоньер или кроличья нора под паласом. Отыщите в себе музыку воображения. Не сомневайтесь, она звучит с тех самых дней, когда Вам казалось, что детство никогда не кончится. Как бы ни было страшно, мама взмахнёт волшебной палочкой, и всё начнётся сначала.

Разве не так? Разве творческие потуги — это копирование и шаблонное мышление? Разве Ваш художественный поиск — это пошаговые движения? Если Вы мышь, то как шагать за слоном? На один его шаг несколько тысяч Ваших вздохов и охов, а представьте, что будет, если он ненароком обделается?

Семеня за слоном, Вы рискуете утонуть в океане сами знаете чего. Может, стоит пересмотреть стратегию выбора творческих ориентиров, пока не поздно?

Сегодня ночью, когда Вы будете спать на кухонном столе, задайте себе самый важный вопрос: кто Вы и с кем Вам по пути? Тот, кто слышит себя, слышит музыку воображения, тот, кто слышит себя, сомневается в дороге, но точно знает, куда идёт.

Вот что интересно. Те роковые два часа в темноте казались мне вечностью, наполненной страхом, но я всегда знал, что свет сильнее тьмы, и, как бы тебе не было трудно, это не повод сдаваться. Наоборот, когда что-то фатально не получается, не выходит, тебе уже нечего терять. Просто начинай сначала. Теперь у тебя есть шанс, ты этой дорогой уже ходил.

Творчество — правда душевных переживаний, параллельный мир, который может стать реальным, стоит только его изобразить на холсте.

Согласен, быть собой страшно, обнажаться страшно, писать, рисовать самостоятельно страшно, а бежать за слоном, рискуя захлебнуться, не страшно?

Если Вы испытываете потребность высказаться, если Вас увлекают краски и холст, то сделайте это, невзирая на страхи, условности, предрассудки и убеждения. Пусть Ваш параллельный мир станет реальным хотя бы на клочке бумаги, на холсте, на стене, на страницах записной книжки.

Я верю, что Вы обязательно попробуете. Нет, не спать на столе (для многих, наверное, такой эксперимент уже невозможен), но первый мазок, как и все последующие, Вы сделаете самостоятельно, без пошаговых руководств и желания быть на кого-то похожим.

Действуйте!

 

Комментариев 24
  1. Антонина

    Мне нравятся Ваши статьи. Вы очень убеждённо и зажигательно говорите о творчестве. В Ваших убеждениях я нахожу для себя поддержку. Спасибо!

    Ответить
  2. Оксана Комаровская

    Александр! Вы так напомнили мне детский страх темноты, что захотелось написать. Только я его преодолевала иначе. Во-первых, я сидела под столом, а не на столе. Во-вторых, когда становилось совсем темно, я уходила на улицу. И чувствовала себя там в полной безопасности. И даже помню, как рассуждала при этом: На улице я всегда смогу убежать. А в квартире убегать некуда...И однажды произошёл такой курьёзный случай. Родители ушли в гости, заранее договорившись со мной, что вернутся довольно поздно. Я пообещала,что не буду бояться (я сама в это верила). Но как только стемнело (а дело было летом, темнеет поздно) я снова убежала на улицу. Представляю их состояние, когда они, возвращаясь уже за полночь,увидели меня, спокойно сидящую на лавочке возле дома в свете ночных фонарей в полном одиночестве. Я конечно не была совсем маленькой. Во всяком случае в школу уже ходила. Вот таким образом я преодолевала свой детский страх. Я подумала, что может потому я и не люблю замкнутого пространства в живописи. А испытываю потребность в бескрайней перспективе. Чтобы было куда убегать)))

    Ответить
  3. Валерий

    Замечательная (зажигательная)статья!

    Ответить
  4. Наталья

    Спасибо за ваш блог. Мысли совпадают с теми, которые я думаю на досуге. Правда, я фантазирую лучше при свете дня )) когда хорошо.

    Ответить
  5. Анна

    Как всегда, великолепная статья, Александр! И , самое главное, трогает именно то самое, то сокровенное и твоё... но , такое же как и у Вас и наверное у многих). И тот долгожданный спасительный лучик света- Мамочка! И бесконечная вереница мыслей и образов под , всегда работающее , радио. А главный страх сейчас в моем творчестве- а смогу ли? И страшно делать первый мазок на холсте, но оооочень хочется и делаю, дальше, дальше...) Крайним опытом стало то , что я забраковала пару работ ( пока) )) и решила холст использовать дальше. И , о чудо! Мне понравилось! Я не боялась первого мазка! А чего бояться , ведь он уже не белый! Не получится, ещё раз начну! Но , кстати, получилось! И самое главное, что я писала без закрепощения « смогу или нет»! На первом холсте получился натюрморт, а второй будет — портрет, его я уже начала и мне нравится это начало.) Как будет дальше, покажет время и бежать за каким — то слоном совершенно нет желания, а вдруг слон на котором еду я лучше)))? Каждый человек уникален! Правда побороть страх не просто. Открыться миру тоже большой шаг. Выдержать критику и ,самое главное , понять, что идёшь не тем путём и не сломаться, где найти силы идти дальше? А они там, в той тёмной комнате, с теми мечтами и мыслями и спасительным светом! Силы побороть страх только внутри себя, внутри того малыша, ждущего Свет)

    Ответить
  6. Татьяна

    Сложно сравнивать мышление взрослого человека и ребенка, но почему ребенок в пять лет не мог додуматься включить свет в вечернее время, когда только начинает темнеть и проблема была бы решена)). Возможно в пять лет Вам интереснее было находиться в своем сказочном мире с подводными монстрами и светящимися глазами, развивая при всем при этом свое воображение.

    Ответить
    • Александр Григорьев-Саврасов

      Здравствуйте, Татьяна! Этим ребёнком был я, поэтому могу Вам точно сказать, что не мог, потому что, пока за окном было хоть что-то видно, я смотрел во двор, а когда становилось совсем темно, было уже поздно. Вы упустили главное — моим любимым занятием было смотреть в окно, а не придумывать монстров, они приходили после того, как картинка на покрытом инеем стекле совсем чернела.

      Ответить
      • Татьяна

        Согласна со всеми, статья замечательная! Пока это просто короткие статьи, а со временем объем информации поднакопится на хорошую книгу и мы будем гордиться тем, что вот так общались с Вами, да еще и обучались у Вас!

        Ответить
    • Оксана Комаровская

      Татьяна! А я часто тоже задумывалась над этим вопросом. Всё очень просто. Дети так устроены: они, например не знают, что им вроде как хочется спать. А просто бегают-бегают... А потом -брык- и как подкошенный, уже спит. То же с едой — аппетит просыпается не постепенно, а мгновенно. То же и со светом: ребёнок занят своим делом. А в тот момент, когда он обнаруживает, что стемнело, уже поздно... Уже стемнело... И идти включать свет — уже страшно, темно...

      Ответить
  7. Людмила

    Боже мой, Александр, как Вы прекрасно пишите! Я в восторге от Вашей статьи!Огромное спасибо. Жаль, что не могу быть на онлайн встречах, в это время у нас глубокая ночь. Но и Ваши статьи вселяют уверенность. Хочется действительно быть самой собой и творить без оглядки на чье-то мнение.

    Ответить
  8. Светлана Прокошева.

    Интересная статья. Художник — это тот человек, который почему то не хочет становится взрослым.Быть большим ребенком одновременно и «классно» и «опасно».

    Ответить
  9. Тлеулес Абельдинова

    Благодарю за прекрасную статью! Я помню что в школьные годы я не могла себе найти дело, которым бы занималась. Я была членом редколлегии школьных газет, рисовала, но не выходила за границы, то есть небыло творческого занятия. И во взорслой жизни пыталась заниматься рисованием. Благодаря Вам я осознанно начинаю понимать что такое творчество, большое спасибо за Ваше отношение к художественному творчеству. Вы всегда даете заряд, направление, заставляете думать!

    Ответить
  10. Любовь

    Александр, замечательная статья! Вы — тот, кто ведет за собой людей, показывая им свет в жизни!Больших успехов вам на этом поприще!

    Ответить
  11. Татьяна Бакланова

    Очень хорошо Вас понимаю!

    Тает сон – волшебной дымкой

    растворяется в пространстве…

    Из тумана сновидений

    проступают очертанья

    неподвижных изваяний…

    И с угрюмым постоянством

    несгораемого шкафа

    на меня взирает гордо

    неизменная реальность.

    Из забытых детских страхов

    надвигается громада

    обезмолвленного дома,

    где предметы не знакомы…

    Скрипы, шорохи и вздохи

    заколдованного замка,

    привидений диалоги…

    Ночь бесшумна и бесплотна,

    полотно грунтует тёмным

    цветом вечного покоя,

    но невидимой рукою

    разукрашенные тени

    распускаются на стенах,

    как лиловые левкои,

    как расплывчатые контуры

    разбуженных видений,

    и охватывает душу

    явь щемящею тоскою,

    словно рушится плотина,

    возводимая годами

    послушания – рутина

    без напрасных ожиданий…

    Водопад воспоминаний

    оглушает на мгновенье

    и стремительно несется

    в бездну мрака и забвенья,

    оставляя на ресницах

    сольно-радужные брызги —

    это ночь великодушно

    омывает тишиною

    воспаленное сознанье,

    грохот бурного теченья

    превращая в переливы

    серебристого журчанья —

    то ли эхо, то ли призрак…

    ))

    Ответить
  12. Татьяна

    Александр, замечательная статья. Очень близка мне по теме, радио, кошка, окно с морозным узором, бесконечная ангина. Многие в детстве находились в таких ситуациях: «Один дома». Я так точно. Часто оставалась одна дома. Фантазии, мечты, всякие «выдумки» хотелось превратить в реальность. А как? Рисовала, вырезала из бумаги нарисованных кукол, принцесс, дома, королевские дворцы и переносилась в параллельный мир. Спасибо, интересно читать Ваши статьи.

    Ответить
  13. AndrewsaTooms

    Я ваще такова не видел!!!это круто!!

    Ответить
  14. Ольга Меркульева

    У меня в детстве тоже постоянно была такая ситуация. Я очень боялась темноты. Но чтобы не бояться, я шла в темноту и убеждалась, что там ничего и никого нет. Помню как мне при этом было страшно... А мама все не шла и не шла...

    Ответить
  15. Ольга Меркульева

    Я вспомнила, почему я не зажигала свет в комнате. Я не хотела, чтобы меня было видно с улицы. Зато я видела двор и людей, идущих по нему, очень хорошо )

    Ответить
  16. Сюткина Галина

    Александр! Спасибо за ваши статьи.Уверена, что вам уже нужно подумать о книге. Для всех творческих людей это будет хороший подарок. Я тоже в детстве часто оставалась одна, и самым страшным для меня был ветер, который хлестал по окну веткой березы. Этот стук заставлял замирать, воображение рисовало каких-то разбойников и сказочных существ, бродящих возле дома. Я брала карандаш и рисовала прямо на крашеной стене кухни маленькую кудрявую девочку. это был мой первый автопортрет))

    Ответить
  17. Надежда

    Александр, вы водите учеников в Зону?) Хорошее сравнение.

    Ответить
  18. Evgenia

    Мы родом из детства!Не люблю полную темноту с детства, а,

    вот, полумрак всегда действовал на меня магнетически!Вот так и растут ноги у творчества!Спасибо за статью!Здорово!

    Ответить
  19. Екатерина

    В детстве всегда мечтала побыть одной, посидеть в темноте, в тишине, побояться и пофантазировать)) Я была старшей дочкой и меня всегда окружали другие младшие дети. Всегда. Везде. Спасибо, что приоткрыли свой мир.

    Ответить
  20. Людмила Алехина

    Мои страхи остались в детстве. когда я оставалась одна, я создавала свой мир. Мир где были акварельные краски и кисти и конечно книги. Никого я туда старалась не пускать. Страх что меня не поймут преследует меня и сейчас. Только благодаря Александру я начала открываться миру через своих картины. Теперь я не боюсь зрителей когда пишу картины на пленэре. Спасибо вам, Александр за ваше стремление помогать начинающим художникам на вашем замечательном блоге.

    Ответить
  21. Валентина Чапковская

    Завидую вам! А мне вот проще молча писать, молча читать, молча думать...

    Ответить
Ваш ответ
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.