arrow up
Александр Григорьев Саврасов
О живописи и не только простыми словами…

Не получается рисовать, а очень хочется, что делать?

“Не получается рисовать!” — с такого заявления недавно началась наша беседа с одной из моих знакомых. “Что именно ты имеешь в виду, почему решила, что не получается?” — задал я наводящие вопросы.

“В детстве я рисовала хорошо, по крайней мере, мне так казалось. Я даже училась в художественной школе, правда, недолго — мне тяжело давались скучные уроки, и я бросила.

Рисовала я всегда просто так, под настроение, пока учёба, работа, семья не затянули, потом не до этого стало.

Совсем недавно решила вновь открыть для себя живопись (раньше же получалось), да и вообще хочу себя занять чем-то отвлекающим от бытовухи, благо время сейчас свободное появилось.

Не знаю почему, но будто бы раньше у меня лучше рисунки были, сейчас как-то скованно, боюсь я что ли рисовать или разучилась, не знаю”, — примерно так она изложила свои неудачи на творческом пути.

Согласитесь, что это за увлечение, если страшно, не получается, не знаешь как? В то же время есть потребность, желание выражать свои чувства на бумаге, на холсте.

Ответ прост, он более чем очевиден. Конечно, учиться, постараться понять, как же перейти от страхов к удовольствию рисовать, писать красками.

Начинающему художнику (а любителю тем более) трудно осознать, что творчество может рождаться из логики, из последовательности действий, из понимания процесса от замысла до реализации.

Любители действуют спонтанно, просто “хочу и всё!” Так они объясняют свою мотивацию творить, и это нормально, потому что без “хочу” вообще ничего не имеет начала.

Сначала ты удивляешь сам себя, затем близких и так далее. Пример — одно из сообщений, присланное мне: “Пока нахожусь на этапе «нарциссизма» — нарисовала, жду, кто похвалит меня лучше всех.”

Нам необходима зрительская оценка, это наш способ заявить о себе, выразить себя, быть услышанным.

Согласитесь, руки опускаются, нет желания творить, если не получается так, как хотелось бы. С каждым разом растёт потребность удивлять себя снова и снова и, конечно же, удивлять своего зрителя.

Оказавшись в тупике, все ведут себя по-разному: кто-то бежит с корабля, попросту всё бросает, разочаровавшись в рисовании, кто-то начинает заниматься новым увлечением и так повторяет бесконечное количество раз, ни в чём не достигая результатов.

Как быть, как вернуть себе чувство полёта после неудачных попыток, как научиться изображать на бумаге или холсте то, что было задумано? Есть два ответа на этот вопрос, первый в сообщении ниже.

“Давно слежу за Вашим блогом, мучает вопрос: как можно научиться создавать свои картины, не умея повторять чужие?
Поясню: только после 10 лет плотной каждодневной практики (с натуры, по фото, по чужим работам) у меня начали получаться некоторые (не все) объекты, а также люди (после 2000 портретов) «из головы», по памяти и т.д., причем стали получаться достоверно, и я начал действительно творить, то есть создавать достойные вещи с нуля.
Когда у меня не было этой базы, мои потуги были скорее детской мазней...) Дак как же в обход всего этого можно научиться создавать своё?”

О чём здесь говорит автор? “Я много копировал, и у меня начали получаться некоторые объекты”.

Вне всяких сомнений, путём копирования Вы рано или поздно приблизитесь к тому, что вытворяет современный принтер, впрочем, всё равно будете ему уступать. Вопрос, зачем? Купите принтер!

Думаю, не все до конца понимают, что значит копировать. Кто-то скажет, мол, я писал с натуры, в поле, в мастерской, мне позировали. Если при этом Вы бездумно пытались повторить то, что видите, Вы копировали или попросту срисовывали.

Возникает вопрос, как же иначе, если даже с натуры мы срисовываем?

Второй способ обрести радость творчества и свободу созидать без копирования — это конструирование сюжета. Вам не достаточно просто видеть, Вам нужно знать, как устроен предмет, объект, натура.

Не получается рисовать, а очень хочется, что делать?

Простыми словами, отвечаю на вопрос: “как можно научиться создавать свои картины, не умея повторять чужие?” Конструировать их, от простого к сложному. Мне вообще интересно, как можно что-то копировать, не понимая, чем руководствовался автор оригинала, как он мыслил, как конструировал своё произведение.

Если Вы понятия не имеете о конструкции картины, всё Ваше копирование — не что иное, как срисовывание внешних контуров с последующим раскрашиванием. Что в результате? Мёртвые, сухие, безжизненные картинки. Думаю, Вы не такого результата ожидали.

Сейчас популярно красить широко, мазисто, лучше мастихином — а-ля импрессионизм, но вот что интересно. Когда подобная мазня не содержит в себе конструктива, она мазнёй и остаётся в отличие от примеров, оставленных нам большими мастерами.

Не получается рисовать, а очень хочется, что делать?

Стожаров Владимир Федорович

Завершая разговор со своей знакомой, объясняя, почему у неё не получается рисовать, я посоветовал ей перестать копировать и начать конструировать. Я дал ей простое задание, суть которого заключается в том, что нужно работать, прежде всего, с натурой и начать с изображения простых предметов.

Думаю, Вам тоже пригодится мой совет. Поставьте у себя дома небольшой натюрморт из трёх предметов и драпировки, осветите боковым светом, сконструируйте его на бумаге или холсте, не срисовывайте, постарайтесь понять форму каждого из “героев” Вашей картины.

Проделав данное упражнение с различными предметами и освещением, Вы будете лучше понимать, как передавать пространство, моделировать форму, компоновать с натуры, брать верный цвет, тон и т.д.

Важно: не ищите, где бы подсмотреть, как применить те или иные приёмы в живописи — создавайте их сами. Вам нужно учиться только конструктивному мышлению, а не приёмчикам и эффектным штучкам.

Творческий язык, узнаваемый стиль, почерк автора — всё это создаётся в процессе само собой, Ваша задача думать, как получить результат, как сконструировать. Вы же не хотите быть чьим-нибудь клоном? Вас радуют личные победы, Вы хотите быть узнаваемым, самодостаточным, свободным в творчестве.

Согласен, что все желают быстрых результатов, картину за одно занятие (один день), стать художником за месяц или два. Экспресс-обучение часто равно нулю, потому что Вы не учитесь, а быстро стряпаете картинку по заданному алгоритму.

Итог: подсматривать за тем, как мастера создают свои произведения — абсолютно бесполезное занятие, по крайней мере, на этапе первых шагов, и если у Вас не получается рисовать самостоятельно, перестаньте срисовывать, начните конструировать.

Я периодически получаю сообщения от участников своих курсов, в которых они благодарят за то, что я открыл им увлекательный мир изобразительного творчества. Как говорится, аппетит пришёл во время еды, и те, кто был против работы с натюрмортом, с натурой, сейчас увлечены ею.

Пока Вы думаете, что рисунок и живопись — это искусство верно срисовывать контуры предметов, Вам сложно войти во вкус и по-настоящему полюбить изобразительное творчество.

Две тысячи бездумно скопированных с фотографий и репродукций портретов ничему Вас не научат, не обманывайтесь. У Вас не получается рисовать только в одном случае — если Вы не умеете конструктивно мыслить. Не умеете — учитесь!

Скажите, а Вам близко подобное утверждение:“нарисовала, жду, кто похвалит меня лучше всех?” Возможно, Вы так не считаете или у Вас есть иное мнение, напишите в комментариях.

Комментариев 17
  1. Larysa

    В народе говорят — если не пережил тоже самое, не поймешь...

    Вот и я, пока не пропущу через себя все сказанное и не попробую мыслить констрктивно — трудно что-то утверждать. Но я обязательно это сделаю.

    Ответить
  2. olmy

    Мои занятия творчеством начались с коллекционных кукол. И весьма успешно. Всем нравилось, все хвалили, на выставках мои работы никого не оставляли равнодушными, они мгновенно раскупались. И знаете что? Я все время искала конструктивную критику, без нее невозможен никакой дальнейший творческий и профессиональный рост. Мне катастрофически не хватало ее. Кто в нас ждет похвалы? Наша гордыня. Что она нам может дать? Деградацию. Закрытость. Изоляцию. Конструктивная критика помогает идти вперед, а признание зрителей — это бонус на этом пути.

    А куклами я занялась не потому, что «хочется». А потому, что без этого я жизнь равносильна смерти. Все равно, что перестать дышать.

    Ответить
  3. Ирина

    Точно так! После первого мк,принимала похвалу...с удовольствием! Но ОЧЕНЬ быстро сдулась и поняла,что никакого отношения к этой картине не имею...Очень хочу" творить своё" пусть корявенькое,но родное,выстраданное может быть.Спасибо за то,что открывание глаза ,а не гладите по головке!

    Ответить
  4. Ольга Меркульева

    Не буду лукавить. Конечно приятно когда твоя работа нравится. Я рисую уже полтора года. Начала практически с ноля. Сегодня могу точно сказать: рисовать интуитивно или уже на основе багажа знаний — две большие разницы. Моделировать, анализировать, компоновать, создавать сюжет, осознанно экспериментировать с цветом, лепить формы и т.д. и т.п. гораздо круче! И в итоге получаешь неоспоримо большее удовольствия как от самого процесса, так и от законченной работы. Хотя тернии при достижении результата довольно ощутимы. Порой накатывает отчаяние, и голова болит от переизбытка информации, а также необходимости эту информацию применять на практике. И закрадывается мысль — «да брось ты это все, это не для тебя». Но новый завершенный результат, новые аплодисменты и снова растут крылья за спиной. И так шажок за шажком. Думаю лет через 15 у меня все будет получаться легко и непринужденно)).

    Ответить
  5. Людмила

    Благодарю за советы!

    Ответить
  6. Тлеулес

    Я понимаю то, что Вы хотите донести до каждого Вашего ученика, просто слушателя: процесс создания рисунка, картины- это творчество, когда художник чувствует натуру, предмет как что то живое и находится в состоянии вдохновения или поиска интересного. Я немного училась в вечерней школе и там я познакомились с замечательным художником-графиком Поликарповым Виктор Фёдоровичем. Он умел вовлекать в процесс рисования.

    Ответить
  7. Марина

    Я училась на курсе у Александра, «как самому находить сюжеты», хорошая тренировка для мозга, но при создании картины с сюжетом и в цвете, натыкаешься на кучу вопросов и про конструктив и про композицию и особенно про цвет.

    В карандаше еще как то смотрится, а начинаешь работать с цветом и знаний не хватает, поэтому приостановила работу над сюжетной картиной и изучаю эти дисциплины отдельно, все таки без них результата не будет)))

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Марина! Курс, о котором Вы говорите, полностью посвящён поиску сюжета и работе, прежде всего, с рисунком. Вся информация о цвете будет в курсе «Арсенал Знаний для начинающего художника». Знания, полученные Вами ранее, будут необходимы для понимания целого, каждый из моих курсов отвечает на один вопрос, но максимально подробно. Спасибо за комментарий!

      Ответить
  8. Валентина

    Слово «конструкция» раньше вызывало в моей голове представление о каких-то строительных «лесах», опорах, и даже молекулах (вспомнила урок химии в школе). Теперь, имея за плечами некий опыт, мне видится устройство практически любого предмета, объекта, живого существа — изнутри, и я понимаю, что это — конструктивное мышление. Мне нужно еще много-много работать, чтобы стать настоящим художником. Поэтому я учусь у Вас, Александр)))

    Ответить
  9. Нелли

    А меня например совершенно не стимулирует к творчеству ни похвальба, ни критика. Ни конструктивные, ни уж тем более деструктивные. Я это все воспринимаю, как часть нормального учебного процесса. Не ошибается только тот кто ни чего не делает, и «почивает на лаврах» тот кто не хочет далее что-то делать.Наставник всегда скажет где плюсы, где минусы. А что касается творческих работ. Так там на мой взгляд вообще не может быть определения «нравиться-ненравиться». Там либо тебя поняли и разделили, либо нет. Как сказал один мой знакомый:"а че там понимать в художествах? Я либо повешу картину у себя дома, либо нет." И вот после этого мещанского употребленчества прямо сразу так и глубоко пришло понимание, что только сам творец в состоянии определить выполнил он поставленную задачу или нет. Потому как «интерьерная» живопись имеет задачу вписаться в интерьер, а творческая выразить мысль. И каждый сам вправе выбрать нишу в которой он будет существовать.Но и для той и для другой надо знать основную базу...Хоть даже для того чтобы ее нарушать ))) Рано или поздно все у всех получиться, если стремиться...Дорогу осилит идущий, а не сомневающийся так он сделал или не так...)))

    Ответить
  10. светлана

    Благодарю!

    Ответить
  11. Людмила

    Благодарю!

    Ответить
  12. Дарья

    Дорогие мои, все Ваши комментарии от опытных художников (больше или меньше, но с опытом). У кого-то врожденные данные, кто-то ходил в художественную школу, кто-то серьезно учился. Я никогда раньше не рисовала, нигде не училась. В 35 лет появилось внутри меня «хочу рисовать». Несколько лет мыкалась по художественным студиям, начинала, бросала, никакого удовольствия от процесса, результата мало. При этом постоянно искала в интернете любую информацию про уроки рисования и акварели в частности.

    Наконец-то, во многом благодаря Александру, пройдя курс «Как самому находить сюжеты», используя всю накопленную за 7 лет поисков информацию, я для себя сформировала программу обучения и творчества. Особенность в том, что у меня катастрофически мало времени. Делюсь со всеми заинтересовавшимися:

    1. Ежедневные 10 — 15 минутные наброски карандашом с натуры — это для того, чтобы система «мозг — рука» действовала, чтобы не надо было задумываться, как воспроизвести то, что хочешь.

    2. «Игры с красками» — маленькие натюрморты из головы, в разных колористических решениях, чтобы накопить опыт живописной работы. Суть — не создать шедевр, а не бояться малевать и сочетать цвета. Минимум 1 раз в неделю.

    3. Регулярно (раз в 2 недели) воплощать свои творческие замыслы, так как получается. Если замыслов нет, то значит нет желания рисовать (можешь не рисовать — не рисуй:) ).

    4. Один натюрморт в месяц с натуры, в хорошем качестве, максимально приближаясь к академическому рисунку — это необходимо, чтобы научиться «лепить» форму. Необходимо выполнять в разных техниках (графика, гризайль, цвет).

    5. Обязательно нужен наставник, чтобы оценивать все, что создается по первым трем пунктам и направлять Вас в нужное русло.

    6. Обязательно читать учебники по рисунку, цвету и т.п. Не современные мастер — классы, а советские учебники.

    7. При выполнении работ всегда помнить о том, что живопись это результат анализа существующей действительности сквозь призму всех полученных знаний (об этом всегда говорит Александр). Для достижения результата соблюдать план обучения, не рисовать «когда получиться, будет свободное время», а подчинить свою жизнь любимому занятию.

    Ответить
    • Ольга Меркульева

      Дарья, огромная благодарность за данные Вами советы! Для меня они очень ценны!)...

      Ответить
    • Валентина

      Дарья! Вы молодец!!! Спасибо за такой полезный совет!

      Ответить
  13. oksana mikusheva

    Уметь конструировать ,конечно,хорошо — это значит развивать абстрактное, пространственное, логическое мышление. Но порой для творческого воплощения замыслов не хватает образного художественного мышления, умения видеть цвет и характер окружающего мира.И не просто цвет , а сочетание и отношения всех тонких нюансов в этом цвете(рефлексы,блики,цвет тени,полутени и т.д.).Например ,каков характер пейзажа ,или каков колорит пасмурной погоды ? Какого цвета кожа человека ? Вода в реке. Листва.Воздух.Да тот же кувшин в натюрморте ! Ну нарисую я его без изъянов как в жизни,и что ? Кому это интересно ? Ну скажут : да,художник умеет рисовать ! И все ! А где характер кувшина,что хотел сказать автор через этот предмет,каково авторское видение ? Я не хочу рисовать миллион первый идеальный кувшин.Я хочу увидеть и изобразить необычный оригинальный кувшин.И пусть он неправильной формы,необъемный, но он характерный,живописный,отличный от других.Кувшин-это образный символ. На тему «Как научиться рисовать» есть множество пособий,техник и пр. А вот как научиться видеть это большая проблема ,во всяком случае для меня...Это своеобразная культура видения ,прививание вкуса,понимание тонкостей и нюансов,нахождение гармонии.Здесь нужно спокойное созерцание. Уметь схватить и запечатлеть это не менее важно ,чем уметь просто конструктивно скопировать натуру.Здесь наставник еще более необходим ,потому что очевидное повторить легче ,чем скрытое ,неявное ,но очень важное.Надеюсь,Александр,вы сможете в этом помочь разобраться.Ведь известно ,что мы воспринимаем мир двумя полушариями,отличающимися способом обработки информации. Спасибо.

    Ответить
  14. Татьяна

    Я жду, кто похвалит меня лучше всех!)) Поэтому все свои картинки, пока, в основном, учебные, вывешиваю в сетях. Но это просто потому, что мне приятно слышать подтверждения. Мне и о стихах было так же приятно слышать комплименты, не все, конечно. )) Но это, думаю, не вредит моей способности оценивать. Это параллельный взгляд, а не подмена. Свой взгляд у меня есть, и я его слышу.)) А проявление внимания артисту и художнику нужны, как воздух. я так думаю.)))

    Ответить
Ваш ответ
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.