arrow up
Александр Григорьев Саврасов
О живописи и не только простыми словами…

Можно ли научиться живописи онлайн — “за” и “против”

Если Вы задались вопросом, можно ли научиться рисовать, писать красками онлайн, Вам будет полезна данная статья, в которой я разберу ряд доводов “за” и ряд “против”.

Первое, что нужно понять, какую цель Вы перед собой ставите — избавиться от страха и вообще хоть что-то научиться изображать внятно, получать удовольствие от процесса, быть на одной волне с такими же, как Вы, любителями.

В другом случае Вы преследуете более интересные цели и желаете не просто получать сеансы арт-терапии, а научиться выражать себя средствами изобразительного искусства.

Как Вы действуете в первом случае? Забиваете в поисковик “уроки живописи онлайн” или что-то в этом роде и, особо не разбираясь в источниках и их достоверности, следуете пошаговым подсказкам.

Алгоритм Ваших действий примерно такой. Вы отключаете всю логику, стараетесь не загружать мозг. Зачем, это же творчество, здесь, как Вам кажется, иной механизм, ведущий к цели. Пусть всё идёт как идёт, мастера за Вас решили, какая последовательность в пошаговых действиях.

Так оно и есть. Вы, используя чужие мозги, своими руками создаёте нечто а-ля творческое и бываете окрылены состоявшимся чудом. И это так — результат налицо, произведение можно пощупать, оно Ваше. Правда, не совсем, так как при его создании Ваши были только руки, а не мозги, Вы никак интеллектуально не участвовали в созидании, Вы себя не тратили, как следствие, удовлетворение неполноценно.

Удивить себя подобным чудом можно один — два раза, затем приходит апатия, становится неинтересно повторять один и тот же алгоритм. Вы пробуете создать картинку самостоятельно, но ничего не выходит. Вместе с тем растёт желание изображать что-то своё, подключить собственный умственный потенциал, творить уникально.

Если у Вас уже есть крамольные мысли о подлинном творчестве, Вы робко, но хотите попробовать задействовать не только руки, но и голову, обдумать идею, понять, как достичь результата и выразить именно то, что желаете, методы арт-терапии и прочего умственного расслабления Вам не подойдут.

Придётся напрягать мозг, и так уставший от бытовых, производственных, рутинных и прочих дел. Думать, думать и ещё раз думать, потому что другого пути нет, и сказка о таланте, который якобы облегчает жизнь всем талантливым людям, не более чем попытка оправдать себя, своё нежелание трудиться.

Убеждён, что в истории искусства не было ни одного творца, который без труда достиг своих результатов, то есть главной движущей силой всех этих людей был труд и, прежде всего, умственный. Как бы тяжело Вы не трудились руками, основная ценность Вашей работы — это интеллектуальный заряд, без которого результат — пустышка.

К сведению переживающих за собственный мозг и желающих всячески уберечь его от лишних дум, советую почитать, что сейчас говорят учёные на тему “стоит ли думать, напрягать извилины или лучше поберечься, впадая в состояние амёбы (недумания).

Если коротко, мозг для того и создан, чтобы думать, и чем больше он этим занимается, тем он здоровее. Думающие люди живут дольше, болеют меньше, им не страшен старческий маразм и т.д.

Таким образом, я ответил всем, кто ищет в искусстве метод умственного расслабления, желает просто отдохнуть. Повторюсь, арт-терапию я не затрагиваю, тем более, она не имеет ничего общего с творчеством.

Давайте найдём все “за” обучения в режиме онлайн. Первое, конечно, доступность обучения. Не надо никуда ехать, уроки проходят прямо у Вас дома или там, где Вы сами захотите, нужен только компьютер и интернет (подойдёт даже смартфон).

Второе: если Вы не смогли быть онлайн, то всегда сможете пересмотреть урок в записи.

Третье: Вы не контактируете с другими участниками и с наставником лично, всё общение только по теме урока. Это позволяет быстрее преодолеть страхи и попробовать себя в абсолютно новом деле.

Четвёртое: у Вас есть возможность задать вопрос и услышать быстрый ответ от наставника, не дожидаясь следующего занятия.

Пятое: получить подробный разбор Вашего домашнего задания, тем самым закрепив знания из урока. В противном случае неизвестно, поняли ли Вы тему и можете ли применить полученные знания.

Шестое: в современном мире сеть интернет — это место, где Вы учитесь и, конечно, там же Вы начнёте продвигать себя как художник. В процессе обучения онлайн Вы будете знать, как и где находить своего зрителя — сначала на онлайн площадках, а затем и в выставочных залах.

Седьмое: сейчас огромный выбор учебных программ, Вы можете учиться онлайн как у мастеров из Вашего города, так и у живущих на другом континенте.

Если поискать минусы такого способа обучения, то их будет совсем немного. Например, работа вживую, несомненно, более результативна, но разница лишь в том, что между Вами и наставником нет экрана монитора, дающего искажение, особенно в оценке живописи.

Вживую не нужно подбирать слова, пытаясь сформулировать сложные вопросы, порой достаточно мимики и жеста. И, конечно, наставник не сможет поправить Вашу работу собственноручно, демонстрируя, как следует действовать в конкретном случае.

Всё же суть обучения онлайн та же — сначала Вы слушаете теорию, затем действуете. Итог — разбор домашнего задания, поиск сильных и слабых сторон, работа над ошибками.

Против такого способа обучения есть только один серьёзный аргумент — некомпетентность учителя. Если он сам не знает, то научить не сможет, и неважно, идёт речь об онлайн уроках или занятиях в тёплой, уютной студии.

Решив учиться живописи онлайн, Вы ничем не ограничиваете себя, но помните, учитесь Вы не у компьютера, а у человека, будьте внимательны к тому, что он сможет Вам дать.

Пара слов об отличии арт-терапии от творчества. Когда результат Вашего труда создан только руками — это прекрасно, это впечатляет, в этом много любви к волшебству, к чуду и просто трудолюбия.

Если говорить о творчестве, об умственных затратах, то процесс похож на американские горки или чувство свободного полёта. Ты можешь ползти, как черепаха, затем ускоряться со скоростью света, падать и взмывать ввысь, при этом ты управляешь всем, ты ведущий, а не ведомый. Радость творчества доступна тем, кто способен мыслить!

Пример одной из учениц:

Так было

Можно ли научиться живописи онлайн - “за” и “против”.

Можно ли научиться живописи онлайн - “за” и “против”.

Так стало

Можно ли научиться живописи онлайн - “за” и “против”.

Можно ли научиться живописи онлайн - “за” и “против”.

Можно ли научиться живописи онлайн - “за” и “против”.

Если Вам интересно творчество, Вы хотите научиться рисовать или писать красками, не пропустите предстоящее событие.

7.11 в 20.00 я проведу бесплатную онлайн встречу с целью пригласить желающих обучаться на курс “Арсенал Знаний для начинающего художника”.

Я уже дважды проводил данный курс, сейчас это обновлённая и отточенная до мелочей программа, в которой есть всё необходимое, чтобы начинающий художник научился применять базовые знания на практике. Среди моих учеников есть такие, кто начинал с абсолютного нуля, а сейчас их работы осознаны, самостоятельны, и они знают, как добиваться желаемого результата в творчестве.

Комментариев 15
  1. Валентина

    Спасибо за статью, Александр! Думать, ломать голову и мучиться от собственных мыслей в потугах создания своего творения, а затем ликовать от осознания себя самого уникальной творческой личностью — это счастье!!!

    Ответить
    • Людмила

      Здравствуйте Александр!Рисую с 2012-го только акрилом.Я самоучка.Маслом бомб даже начинать,боюсь не получиться.Хорошо бы конечно присутствовать на ваших уроках.Разница во времени,как бы подстроится,не пропустить.Я живу в Германии.Знаю,что с Казахстаном у нас разница три часа

      С уважением Людмила.

      Ответить
  2. Елена

    Спасибо за статью, Александр! И за работы ученицы, которые представили. Судя по самым первым — человек явно не с нуля начинал. Смешение красок, тени правильные. Конечно, последняя работа с набережной — потрясающая!!! Вы- отличный учитель:)))

    Ответить
  3. Ирина

    Знаете, если знать, как и над чем думать — то напрягать извилины не придется: процесс думания будет течь, как по маслу, — он не будет ощущаться )), а вот если не знаешь с какого боку подойти — то тут хоть морщь, хоть не морщь мозг- толку никакого не будет, а останется, в лучшем случае, арттерапия.

    Ответить
  4. Елена

    Спасибо за статью. Картины тех, кто думал при создании своих произведений стоят сейчас миллионы ( Henri Matisse,Marc Chagall, Pikasso)наверное они были талантливы от природы, чувствовали цвет, это не все могут. Тут хоть думай хоть не думай а работы многих дипломированных художников — скукатище! А большинство скиперов,как видно обучались чему нибудь и как нибудь, но и их можно понять все хотят как то заработать себе на жизнь. А о большинстве тех, кто пытается учиться онлайн можно сказать так «каждый пытается бороться со скукой по своему»(это обо мне), но есть и другая часть людей хотят быть особенными на старости лет, и тут не важно как и откуда брать инфо. главное почувствовать свою значимость. Так что на много желающих поступить на обучение не рассчитывайте.

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Елена! Согласен с Вами, наличие диплома ни о чём не говорит, знания равно практика. Вот и результат часто плачевный — чему-то учились, а чему — неизвестно. Зарабатывать — это нормально, то есть так и должно быть! А вот о скуке интересно, но это Ваша проекция реальности. Мне, например, вообще непонятно, как может быть скучно в мире, полном возможностей. «Быть особенными на старости лет?» Не знаю, потому что не вижу ничего особенного в том, что человек не отрицает свои желания, а реализует их, возраст роли не играет. Почувствовать свою значимость важно прежде для самого себя, иначе что остаётся? Чувствовать свои нереализованные хотелки, неудачи, неверие, скуку? По поводу желающих обучаться, много — это сколько? Мне неинтересны абстрактные «много», пусть будут осознанные, желающие чувствовать, достигать результатов, мыслить, остальное беру на себя. Спасибо за комментарий!

      Ответить
      • Ольга

        Александр, вы очень хорошо ответили, особенно про возможности.

        Ответить
  5. Галина

    Александр,спасибо за статью. Всё очень интересно доступно объясняется. Я. пожалуй не из начинающих. Этап неуверенности, во всяком случае, пройден. Я не профессиональный художник,но как уж сложилось.Много, усердно работала Навыки кое какие есть,но учусь всегда. Пишу свои пейзажи, натюрморты и делаю полукопии (если есть такое понятие) с работ понравившихся художников. Меня затронула ваша предыдущая статья. Буду и последующие читать. Мне это интересно и нужно. Спасибо! Если интересно Вам посмотреть мои работы, зайдите в одноклассники на страничку Галина Малышева -фотографии.Это я.

    Ответить
  6. Вера Розина

    Здравствуйте, я одна из тех, кто в пятьдесят с хвостиком искал чем себя занять (голову и руки).И как раз начала то с арт терапии)))Захватил процесс-онлайн конференции по живописи заняли руки.А голова к ним в приложение отказывалась работать- должно же быть наоборот!!! Так как живу в глухой провинции, учиться пришлось именно в онлайне)) Мне повезло найти своего педагога, чего и всем желаю!! И всё- таки живое реальное общение с педагогом незаменимо, повезло и с этим-работала с учителем на пленэре) Я нашла работу для мозга и рук!! И пусть кто- то ухмыляется в усы, посмотрим кто засмеётся последним))А Вам Александр желаю талантливых учеников, Вы отличный учитель!!!

    Ответить
    • Владимир

      Здравствуйте я то же пишу не много сам.и их можно посмотреть у меня на сайте! а ваши работы как увидеть?

      Ответить
  7. Наталия Обожина

    Несколько слов в поддержку проекта Александра. Когда я поставила себе цель получить профессиональные художественные навыки, дело стояло в мертвой точке больше года. Потому что тексты из интернета не доходили до сознания в силу большого различия с тем, чем я занимаюсь по своей специальности, а мастер классы только еще больше убеждали с каждым разом, что так писать я самостоятельно не могу. Если честно я и посты Александра долго пропускала мимо ушей, считая очередным спамом. Пока не зацепилась за одну из статей. Кажется там шла речь о стадиях осознания себя в искусстве. Стало понятно что в способе мышления мы совпадаем. Так как самое важное это научится учиться. Я записалась на курсы Александра. И получила массу информации о творческом процессе, которую не найти нигде в интернете, в отличие от статей о перспективе или еще каком то куске знаний вырванном из контекста. Даже теперь находясь в самом начале обучения, я представляю в каком направлении я двигаюсь, вижу собственные ошибки, представляю как их можно исправить и каких навыков мне для этого не хватает. Именно это представление о собственных целях дает желание работать. А профессиональных комментарий наставника о достоинствах и недостатках своей работы можно получить и онлайн. Ценности от этого он не потеряет. Всем удачи в своих начинаниях!

    Ответить
  8. Нелли

    Думаю не бывает плохих форм обучения. За каждой созданной формой стоит человек, прежде ответивший себе на два вопроса: зачем? И как? И человек приходящий учиться, не обязательно художник, прежде всего задает себе вопрос: зачем? И ответив себе максимально честно, переадресует все свои «как» создателю обучающей формы. И если люди с обоих сторон друг друга слышат и пытаются понять, то результат будет.Не важно онлайн это форма или личная. Я видела работы девушки, которая училась лично, год. Сразу поразило то, что в зимнем пейзаже у храма не было падающих теней. Вообще!!! Ну наверно студия художника в которой она училась находится в раю...Думаю так это можно объяснить...А в общем картинка была очень даже симпатичная и даже храм нашего города узнаваемый)))

    Ну а что же касается зачем нужно учиться...Ради денег думаю нужно учиться профессии. Живопись, как профессия вряд ли принесет много денег...От скуки может? Ну это до какой степени нужно не уважать себя и свое время, чтобы занимать его тем, что не интересно и только от скуки...От скуки можно на листике треугольнички, волнистые линие, цветочки почиркать во время разговора с подружкой по телефону...Живопись от скуки, это как храм без теней...Может в раю где-нибудь...А уж почувствовать себя особенным на старости лет вообще нонсенс. Если на старости лет у вас нет семьи и друзей, для которых вы априори особенный, то конечно в этом контексте может наверно существовать и живопись от скуки и храм без теней...Но это не точно...))))

    Ответить
  9. Райхан Жумаканова

    Приятно через комментарии видеть людей, отношение к проблемам, которые волнуют и тебя. Нацеленность на отражение своих чувств, мыслей, отношения к явлениям окружающей действительности, стремления к необычному, преобразующему повседневность, — ощущаю с каждым мгновением все сильнее и сильнее. Начала пытаться выражать себя средствами изобразительного искусства и спасибо Вам, Александр, что позволяете научиться этому у Вас.

    Ответить
  10. Нина

    Может, Вы мне поможете, разобраться со цветом моих акварельных работ? Я самоучка с пенсионного возраста))

    Ответить
  11. Татьяна

    Я согласна, что создает картину тот, кто ведет мастер-класс, руками того, кто повторяет движения, (но!) если он их повторяет бездумно.

    Вот, к примеру, я пробовала пару раз рисовать в точности следуя указаниям. В результате, появились картинки, по которым прослеживалось влияние художника, ведущего мастер-класс. Это было а-ля в его стиле. Но были еще две картинки по другим мк, где я давала волю своим фантазиям, и следуя подсказкам по-началу, затем уходила в сторону настолько, что картинку мк уже невозможно было ни увидеть, ни узнать в окончательном творении. И в первом и во втором случае я многому научилась в процессе. Только результаты в первом случае меня совсем не греют, я бы их с удовольствием подарила. А вторые две картинки мне дороги, они — мои.))

    Ответить
Ваш ответ
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.