arrow up
Александр Григорьев Саврасов
О живописи и не только простыми словами…

Много восторженных слов о живописи маслом и лишь один секрет мастерства

Живопись маслом — тема этой статьи. Есть ряд причин, почему я решил её написать. Первая: это волшебное сочетание слов говорит само за себя, и не пощупать волшебство я не могу (как, из чего сделано и т.д.). Второе: живопись масляными красками — это техника, в которой работаю я сам и считаю, что нет иной техники, способной точнее передать как внешнюю сторону реального мира, так и его внутреннюю, чувственную.

Для живописца всё начинается с запаха растворителя. Именно эта составляющая наполняет сказочным флёром жизнь избравших для себя “живопись маслом”.

Вообще, я большей частью безразличен к запахам, но этот аромат (и здесь меня поймут живописцы) вселяет чувство восторга перед ожидающим тебя холстом. А ещё, бывает, после длительного отсутствия заходишь в мастерскую и просто не можешь надышаться никогда не выветривающимся лёгким запахом.

У живописца вообще много всего: кисти, краски, палитры, холсты, картон, мольберты, этюдники. И всё это необходимо, чтобы писать, превращать краски в живые сочетания, а попросту в жизнь на холсте.

Представьте свежий холст... Он пружинит под лёгкими ударами кисти и приятно шуршит. Ваш замысел вот-вот обретёт явные черты, Вы работаете стремительно и в то же время неспеша. Время как будто останавливается, его нет, а вместе с ним нет ничего, кроме творчества, ощущения полёта и мечты.

Вы ещё не завязли в технических трудностях, у Вас всё получается, Вы верите в себя, Вы себя слышите. В такие моменты особенно хочется жить, хочется верить, что мир создан для творчества, чтобы каждый мог поделиться своим сокровенным, и его, конечно, услышали, поняли, приняли, полюбили!

Да, творческая самореализация возможна и в других техниках, например, в акварели, но эта статья о масляной живописи, которую я обожаю, которая дарит мне такие романтические моменты.

Хорошо, с романтикой разобрались, пойдём дальше. Периодически слышу из разных источников, что масляная техника — это просто, каждый может в ней работать, и главным аргументом служит возможность исправить ошибки. В чём, казалось бы, трудность? Закрасил поверх уже написанного или вообще тряпочкой вытер, где надо, и возюкай себе дальше.

Всё так, да не так. Как говорили некоторые уважаемые мною художники, задача не в том, как быстро Вы намажете похоже, а в том, насколько верно будут взяты цветовые и тональные отношения.

Художник-любитель таких задач не ставит, он вообще понятия не имеет, о чём я. Какие там ещё отношения, вот бы глазки правильно у льва или тигра нарисовать! А если получится, то восторг, победа! Соглашусь, для любителя это достижение, все с подобных картинок начинали, и я в том числе. Но мне, например, интересно, почему многие далеко уже не новички в живописи продолжают глазки рисовать и фотографии копировать?

Много восторженных слов о живописи маслом и лишь один секрет мастерства

 

Обобщим: если Вы бездумно копируете, пытаясь сделать похоже — это просто, превратить поверхность холста в подобие репродукции — это просто. Попробуйте создать на нём жизнь, музыку, запах, восторг — и это будет совсем непросто. Более того, Вам будет нелегко даже приблизиться к поставленной задаче, потому что она не имеет ничего общего с прежним срисовыванием.

Как быть, если Вас больше не устраивают а-ля репродукции на холсте в собственном исполнении, Вам режут глаз дикие цвета и хочется гармонии?

Первое, что нужно сделать — перестать копировать фотографии, перестать срисовывать вообще, нужно научиться видеть и писать отношениями. Только в этом случае Ваша живопись оживёт, превратившись из застывшей репродукции в кусочек мира, вибрирующий на поверхности холста.

Совсем недавно один из моих советов человеку, ступившему на путь живописца, звучал примерно так. Посмотри, ты же не видишь натуру, ты вообще не видишь сюжет. Да, елку ты наблюдаешь, и ещё одну, и пару десятков таких же рядом, и камешек, и домик на среднем плане, и облака — всё это по отдельности, но не вместе. В целом ты не видишь, а значит, тебе неоткуда брать объективную информацию о цвете и тоне предметов.

Собственно, работа на отношениях отличает профессионала от любителя, срисовывающего картинку. Я часто слышу, что прежде нужно научиться хотя бы копировать, а затем мастерство придёт само. Вопрос, откуда оно возьмётся, если Вы до этого понятия не имели, как верно вести работу?

Многим кажется, что знания, позволяющие обрести опыт и достичь желаемых результатов, кроются в том, как правильно держать кисть и в каком направлении укладывать мазок. Разочарую Вас — это вообще неважно, тем более, если Вы даже не задумывались о том, чтобы работать на тональных и цветовых отношениях.

И всё же, пройдя дистанцию от абсолютных любителей до начинающих художников, от полного непонимания до осознанных действий, Вас ждёт настоящая творческая свобода. Именно так, потому что свобода — это выбор, а чтобы выбирать, нужно уметь видеть.

Те, кто когда-нибудь работал на пленэре, знают, что угнаться за состоянием природы невозможно, всё постоянно меняется: солнце, облака, тени, а значит, завершить работу по принципу “всё срисую” заведомо не получится. Выход один — работать стремительно, запоминая основные отношения, и чем точнее запомните, тем лучше будет результат.

Чтобы Вы не прошли мимо, обращаю внимание, только что я раскрыл самый главный секрет в работе масляными красками, впрочем, как и любыми другими красками — верно взятые большие отношения — залог успеха.

Много восторженных слов о живописи маслом и лишь один секрет мастерства

Стожаров В.Ф.

Для закоренелых скептиков и копиистов хочу посоветовать выбраться на пленэр и воочию увидеть, а затем попробовать написать увиденное прямо там, а не фоткать для последующего копирования на свой суперсовременный фотоаппарат.

Момент истины настанет буквально сразу, как только Вы нанесёте первый мазок. Освещение будет меняться, комары — кусаться, краска — не смешиваться, холст — сдуваться порывами ветра, взявшегося из ниоткуда в, казалось бы, самый погожий и благоприятный для пленэра день.

Измучившись в погоне за состоянием природы, перепачкавшись в краске с ног до головы, Вы примете решение больше никогда не экспериментировать и вернётесь к своим фотографиям и любимому экрану монитора. Возможно, всё так и будет, но не с теми, кто хочет писать живо, чувственно, сочно, свободно, передавая на своих холстах жизнь, а не искусственную красоту репродукций.

Масляная живопись более всего приспособлена для передачи состояний природы, состояний души, чувственного, а не фактического. Вывод: научитесь видеть, пишите отношениями, и Ваша живопись будет убедительна как с технической стороны, так и с лирической.

На вопросы, какими красками пишу я, о чём вообще речь, какие ещё отношения, с чего начать работу, я отвечу на онлайн встрече, которая пройдёт 25.08 в 20.00 по московскому времени. Регистрируйтесь по ссылке:  http://artgranata.ru/

Если у Вас уже есть опыт работы масляными красками, интересные случаи из жизни, напишите об этом в комментариях к статье.

Комментариев 14
  1. Ольга Береснева

    Опять верно расставил все точки над i Александр. Но как же трудно на деле попасть в эти верные тоновые и цветовые отношения для достижения гармонии. Какая бы супер-идея или супер-композиция ни была задумана — без этого полный «пролёт»! Допустим, в подмалёвке взять отношения основных пятен удалось, но при работе уже вторым слоем, не говоря о последующих, взятые изначально верные отношения куда-то постепенно теряются... У меня так, увы.

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Ольга! Согласен, трудно, порой очень трудно, но как только тебе удалось, чувство победы над своим «не могу» — лучшая награда. Те, кто ищет оправдания своим неудачам, сетуют на отсутствие таланта, на высшие силы и т.д. В реальности всё намного проще, но эта простота замешана на знаниях и труде. Если Вы поняли, как в подмалёвке брать отношения, то, работая дальше, Вы не должны скатываться в срисовывание. Так и продолжайте лепить форму отношениями от общего к частному. Уверен, у Вас всё получится, действуйте осознанно! Спасибо за комментарий.

      Ответить
      • Ольга Береснева

        Спасибо, Александр, за поддержку и совет !!

        Ответить
  2. Галина Макаренко

    Спасибо, Александр за статью. Учась в школе в 10 классе, я посещала около года изостудию при ДК. Планировалось поступление в институт, где академические навыки рисования были необходимы. На изостудии нас школьников было всего три человека. А так остальные все взрослые дяденьки)). Нам неучам ставили академические постановки для рисования. Мы к маслу даже не прикасались. Но рисовали то мастера, и запах масла и всего ему сопутствующего в мастерской жил.

    Мое поступление в институт отложилось на два года, побоялась, что не поступлю и пошла работать. И два года никакой практики рисования вообще.

    Но случай меня привет на кафедру изобразительного искусства Педагогического института. Как только я ступила в коридор где находятся аудитории кафедры, меня окатили до боль знакомые и родные запахи мастерской.

    «А ещё, бывает, после длительного отсутствия заходишь в мастерскую и просто не можешь надышаться никогда не выветривающимся лёгким запахом.» — вот это состояние я тогда испытала.

    Сейчас, спустя много лет, я только начинаю первые шаги в масляной живописи. Хочу сказать кто только начинает или боится начать — идите туда, где вас ждет восторг и )))) — запахи настоящего творчества.

    Ответить
  3. трифонова

    как брать цветовые отношения. Я никак не могу вместить в себя подмалевок, пишу сразу , копеист как вы выражаете. а потом просто как чувство ведет, в основном на него я и опираюсь, сколько бы не училась. мастер классы помогают мне разобраться с соотношениями красок, потихонько вникаю в подмалевок.Живопись для меня — просто моя жизнь, нечто необходимое, как глоток воздуха в суете жизни. Хотя сейчас я стараюсь полюбить и это, но пропускаю его как кино. Жду хотя бы подержать кисточку. Работы свои люблю, они как дети... Я к ним возвращаюсь по мере обучения. Мне 65,рисовать начала в 52, но чувствую робость пере началом письма всегда. Трудности в написании камня, камня под водой,Не хватает обЪемности, ощущении дали. Буду рада если мои понятия расширятся. С уважением Татьяна.

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Татьяна! Говоря Вашими словами, мне трудно представить, как Вы «вмещаете в себя подмалёвок»? Что вообще Вы имеете в виду под этим понятием? И, конечно, вопрос, где Вы учились, если по-прежнему главным стержнем Вашего творческого процесса является «как чувство ведёт»? В остальном у нас с Вами много общего. Для меня живопись также часть жизни, и довольно большая часть. Регистрируйтесь на вебинар, Вы сможете задать мне наболевшие вопросы. Спасибо за комментарий!

      Ответить
  4. Оксана Комаровская

    А я не равнодушна к запахам. Люблю запах библиотек и книжных магазинов. Пока книгу читаю, каждую страничку перенюхаю. А ох уж этот запах родного скипидарчика! Лучше

    всяких духов. Может я токсикоманка? А как аппетитно переливается свеженанесённое масло на поверхности упругого холста. Даже кушать захотелось. Кстати, похожие ощущения

    наблюдаются и в письме по грунтованному картону. Он какой-то мягкий всё-таки, податливый. А вот по холсту на картоне, к сожалению, таких ощущений не испытываешь. Всё очень жёстко. Это главный минус таких холстов. Я — однолюб. И начала сразу с масла, и продолжаю... И ничего другого не хочется. Попробовала конечно всё в процессе. Но лишь для того, чтобы попробовать, от ума. Александр! А ещё благодаря Вашим инструкциям у меня теперь на всякий случай имеется дополнительная специальность. «Изготовитель холстов»

    называется. Такие красивенькие получаются, тугие!

    Ответить
  5. Татьяна

    Со всем согласна на 100%! Но никак не могу ужиться с запахом растворителя. Наслаждаюсь первый час, потом начинает болеть голова и краснеют глаза. Поэтому пришлось от него отказаться. Существуют, интересно, художники без растворителя?)

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Татьяна! Конечно, художники без растворителя существуют, так как можно вообще писать без него, не растворяя краску. В аптеках продаётся терпентинное масло, это очищенный скипидар, можете пользоваться им, пахнет слабо. Согласен, что обычный скипидар и даже пинен не все воспринимают, но у Вас есть выбор. Спасибо за вопрос.

      Ответить
  6. Ольга

    Здравствуйте! Интересная статья. Для меня некое затруднение вызывают цветовые отношения, хоть и с детства любила различными красками «малевать». Сейчас боюсь широкую гамму красок применять, залипаю иногда в одном и том же колорите... Жду курс по колористике:) Пропустила первоначальный.

    Как пахнут краски всегда нравилось. Но в последнее время «неравнодушна» моя голова к скипидару, пробую другие растворители, без запахов.

    Ответить
  7. Евгения

    Александр, замечательная статья об отношениях всех составляющих живописи.Я попыталась как-то реализовывать свою мечту заняться живописью, наверное, уже поздно, после выхода на пенсию. Я-копеист, но в каждую работу я привношу свое настроение, может мне и не стоит заниматься срисовыванием, если нет своих идей? У меня просьба к Вам, зайдите на мою страницу и ответте хотя бы одним словом стоит или нет. Заранее благодарна.

    Ответить
  8. Валентина

    Могу сказать про себя: в предвкушении... По крупицам собираю, впитываю каждое Ваше слово Александр. И ... боюсь. Но, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом! Значит, всё только начинается )))

    Спасибо за статью, Александр!

    С огромным уважением, Валентина

    Ответить
Ваш ответ
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.