arrow up
Александр Григорьев Саврасов
О живописи и не только простыми словами…

Критика для художника — это хорошо или плохо?

Критика для художника — благодатная тема, здесь есть о чём порассуждать, подумать и, конечно, сделать правильный, а возможно и нет, вывод.

Скажите, а Вас критикуют или, может быть, Вы являетесь источником язвительной, гадкой критики, которая морщит лбы пугливым и неуверенным в себе начинающим творцам?

Это Ваши мнения приказали долго жить десятку — другому самовлюбленных гениев? Или же Вы и есть тот самый униженный талант, втоптанный в грязь и зализывающий раны, смердящие вонью проглоченных унижений?

Мой Вам совет — сбросьте кожу, как змей, пусть серая шкурка останется тлеть под камнем обид, а Вы переродись в яркую личность, которую будут опасаться издалека, оценив Ваш боевой раскрас.

Нет ничего хуже для художника, чем принимать критику близко к сердцу, ведь оно является центром творческих пульсаций. Именно сердце наделяет жизнью Вашу мысль, оно, как компас, всегда знает верный путь.

Не дайте критике затянуть жиром сердечную мышцу, она действует как медленный яд, и в конце концов сердце превратится в кусок бездушного сала.

Вы думаете, это невозможно, с Вами никогда такого не случится? Вы сохраните свою чувственность такой же нежной, как попка младенца, и после сотни атак критиканов, советчиков “как надо” и иных доброжелателей?

Самоуверенность — это не то, что Вам поможет, не делайте вид, что критика Вам безразлична. Конечно, это неправда, разве не Вы ночами пучите сухие глаза в мокрую подушку, представляя себе униженного, раздавленного врага — критикана.

Бессонные ночи и сонные дни — вот что Вас ждёт, если только приложите ухо к приоткрытой двери и станете слушать, внимать, впитывать весь этот критический бред, который, как назойливый комар, хочет во что бы то ни стало добраться до Вашего сознания.

Как известно, в каждой шутке есть доля шутки, комар никуда не делся. Он и сейчас там, под кроватью в Вашей спальне ждёт своего часа.

Представьте, Вы один на один с критиком. Кто это? Может быть, хороший знакомый или незнакомый, авторитетный или нет, в общем, кто-то там с бугра.

Он Вам советует, настаивает, громит Вас так, что уши в трубочку заворачиваются. Впрочем, это вряд ли, такое возможно только в случае личной неприязни. Например, Вы увели у него “коня” или проще — заказ перебили, он всю жизнь будет думать, какой Вы коварный, и делать гадости.
Собственно, такой критик не страшен, можно просто вернуть ему того же “коня”, например, пусть и немного обкатанного Вами.

Есть чудики пострашнее, их действительно следует опасаться, ведь Вы для них проекция себя, то есть, что бы Вы ни делали, они будут вставлять Вам палки в колёса, потому что сами хотят так жить, но не имеют ни смелости, ни силы воли преодолеть свои страхи. Они живут по принципу “ни себе ни людям”.

Всё, что было сказано ранее — ерунда по сравнению с самыми страшными зомбо-критиками, которые каким-то непостижимым образом пробрались в головы почти каждого из нас. Эти гады хуже всех, они то и дело чешут наши загривки костлявой культёй до самоедства, до ненависти к себе, до безверия и потери всякой надежды.

Эти дармоеды питаются нами, у них слюнки текут, как только свежая обида подоспела на сковороде переживаний. Да что там говорить, они сами как могут, провоцируют нас на нервные срывы, на желание надуться на весь мир, он же такой несправедливый, и главное, к нам больше всех.

Ещё говорят, снаряд в одну воронку не падает, не везёт в картах — повезёт в любви. Нет же, мы и есть та самая воронка, в которую всё летит и летит, как в помойное ведро, будто нет ни крышки, ни дна.

Есть надежда, что повезёт в любви, говорят, она умирает последней, но в нашем случае всё наоборот — она, сволочь, первая сдохла.

Узнаёте себя? Это же Вы выбрасываете надежду, как дохлую кошку, в окно рано поутру, когда подушка уже высохла, а вместе с ней и ручеёк надежды.

Друзья, неужели всё так серьёзно, так сложно, так тяжко, и нет света в конце туннеля? Я обращаюсь, в первую очередь, к тем, кто склонен соотносить критику в творчестве с собственным “я”.

Помните детство? Первые рисунки, бумажный, песочный и игрушечный мир? Вылепленный пластилиновый Дровосек не был частью Вас, Вы его с собой не ассоциировали.

Все бумажные Буратино, пластилиновые герои, тряпичные куклы и рисованные миры жили своей автономной жизнью, пусть даже и рожденные Вами.

Вопрос, почему сейчас всё сотворенное Вы наделяете собственным “я”? Отпустите всех созданных заложников. Ваше творчество самостоятельно и готово само за себя постоять.

Не воспринимайте критику как личное оскорбление, это неконструктивно. Как Вы сможете применить на практике полезный совет, если он Вас обидел, или что Вы услышите нужного в эмоциональном отзыве, адресованном лишь продукту, Вами созданному?

Это смешно — бросаться с кулаками на первого, кто не согласен с Вашей интерпретацией темы, обижаться на него и держать за пазухой камень. Некоторые из уязвленных носят с собой огромные булыжники, от которых у них вырастают не менее огромные горбы.

В критике важна только её конструктивная часть, более того, она бесценна. Такая критика помогает Вам развиваться, видеть свои слабые и сильные стороны.

Попробуйте покритиковать чье-либо творчество. Это отличное упражнение, в котором Вы, прежде всего, должны услышать себя. Прислушайтесь внимательнее, какой бред порой Вы несёте.

За Вашими советами может не быть ни одной здравой мысли, только словесный понос или, в лучшем случае, насморк. Именно так. Художник зачастую — носовой платок, в которого можно высморкаться. Что ж, пойте дальше, уверенные в своей правоте.

Понаблюдайте за собой. Предупреждаю, увиденное может Вас напугать. Это сопливое чудовище я? — спросите Вы. Ответ за Вами.

Критика художника — это хорошо или плохо? Ни то и ни другое, давайте будем конструктивными в своих советах, если чувствуем потребность их выражать. Будем объективными, принимая на свой счёт только ту критику, которая делает нас сильнее, профессиональнальнее и интереснее в творчестве.

Относитесь снисходительно к тем, кто заразился бациллами критиканства, любите их такими, какие они есть, но ни в коем случае не принимайте всерьёз. Пусть брешут, как пустолайки за высокими заборами, Вам с ними не по пути.

Такая вот эмоциональная получилась статья, вполне созвучная критиканской риторике. Но заметьте, я никого не критиковал, не обличал, пальцем не указывал, разве что посоветовал нам всем почаще оглядываться на самих себя.

Если у Вас есть свои мнения на тему критики, то выскажите их в комментариях, а также, кто не читал мою предыдущую статью, обязательно прочтите, вот ссылка:  http://grigoryevalexandr.ru/staffazh-v-kartine.html

Комментариев 38
  1. Светлана

    Браво, Александр! Я в восторге от Вашей риторики:... Ату их, гадов, всех, наши не сдаются, прорвемся!

    Ответить
    • Татьяна

      Думаю, Ваша статья, Александр, полезна. Конечно, критика разная бывает. Доброжелательную критику от знающего профи полезно для дела получить.

      Татьяна

      Ответить
  2. Янтарная

    Да уж, тема живая... как-то одному полному бездарю мягко и тактично посоветовала взять уроки для начинающих. прежде, чем писать «шедевры»...Господи, утонула в его яде...бездонном море яда... Теперь есть иммунитет...

    Ответить
  3. Ольга

    Очень правильная статья, Александр. Действительно критика может уничтожить не уверенного в себе и, наоборот, придать силы, трезво взглянуть на себя со стороны, засучить рукава... «и снова в бой, покой нам только снится». Однако, и опять согласна с Вами, что это за ккитика. Конструктивная, доброжелательная, за такую всегла благодарна. Это большая, подчас, неосознанная, но вдохновляющая и своевременная, как витамин или таблетка от головной боли.

    Спасибо за статью.

    Ответить
  4. trunilowa.irina@yandex.ru

    Это очень серьезный вопрос.Хорошо,когда подсказывают правильное направление,при этом весьма в вежливой форме,можно и нужно прислушаться.Есть же такие, кто унижает и оскорбляет публично, где читают близкие люди.Порой даже не утруждают себя поискать информацию,зато сразу пишут «умные»словечки.Состоявшиеся творческие люди легче все воспринимают,а начинающие ...Пропадает все желание.Часто у начинающих читаю комментарии:"Уберите эту гадость с моих глаз","Храните свои картинки в тряпочке на дальней полочке","Не писали и нечего начинать — руки...растут не от туда"...и т.д.Чтоб показать свои работы,нужно настроиться, морально подготовиться или анонимно.Лично я,видя все происходящее, вряд ли решусь показывать работы.Морально не готова.

    Ответить
  5. Маргарита

    Добрый всем день! А по-моему, критика — это очень полезно, разумеется, конструктивная. Я пока начинающий художник и по поводу таланта и прочего, я даже думать не хочу. Зачем? Мне нравится сам процесс и конечно хочется стать художником. А чтобы им стать, надо учиться. Я как-то участвовала в одном мастер-классе и ведущая предложила выставить свои работы тем, кто хочет критику. Я выставила мой самый первый портрет и очень благодарна за ту оценку моей работы, которую я получила от специалиста. Я долго над ним работала, получилось не плохо, но совсем не то, что я хотела, а как это исправить я не понимала. А вот когда художница сказала какие ошибки по её мнению есть на портрете, у меня сразу в голове прояснилось и появилось желание сделать ещё много других портретов, а также я поняла, в чём мне надо ещё разобраться, на что обратить внимание. Это же здорово. Одно дело — то, что художник хочет сказать своей работой, а другое дело — технические моменты.

    Был ещё у меня случай, когда сын попросил убрать из гостиной одну мою работу, которая мне очень нравилась. Это абстракция с сосудами и силуэтами кошек. Когда я его спросила чем ему не нравится эта работа, он сказал, что для него — это олицетворение одиночества. Он видит пустые бутылки и кошек, как в доме какой-то старухи. Когда я по-новому посмотрела на эту работу, я почувствовала, что сын абсолютно прав, от этой работы при всём её хорошем исполнении, веет тоской. По-видимому, это было то моё внутреннее состояние, когда я писала эту работу, хотя я этого не осознавала. И я её убрала, несмотря на то, что она эффектна.

    Когда я выставляю мои работы на страничку в facebook, мои знакомые говорят, что здорово, что я пишу всё лучше и лучше, типа так держать. Сначала мне это было приятно, а потом я почувствовала, что это во мне не вызывает никаких эмоций. Кому-то что-то понравилось, как симпатичная картинка, меня похвалили, ну и что? Я туда вкладываю мою душу и даже, если это вообще никому не понравится, это не важно. Для всех хорош не будешь, главное — это то, что замысел был осуществлён. А вот хорошая критика — это важно, это путь развития и совершенствования.

    Ответить
    • Всеволод

      Здравствуйте, Маргарита. Вы очень точно подметили в своём сообщении по поводу того, что всем понравиться невозможно, да и не нужно к этому стремиться. В творчестве главное — самовыражение. Лет 18 назад, когда я начал заниматься живописью, я «глядел всем в рот», и переживал по поводу каждой оценки, часто эмоциональной. Теперь же стараюсь уловить лишь то, что нужно для совершенствования в технике и в выражении замысла. Эмоции — прочь! Вижу уже, что кто-то не очень разбирается в искусстве, а кто-то умышленно лицемерит. Читаю Бальзака. УзнаЮ людей. Что-то творю. Всем желаю радости творчества.

      Ответить
      • Ольга Береснева

        Всеволод, всегда интересно мнение опытного человека, как Вы (18 лет в живописи!). Спасибо,за доброе пожелание и за то, что поделились своим отношением к критике.

        Ответить
  6. Ольга Береснева

    Ух ты, как закрутили Вы Александр! Прямо сюжет какой-то для фильма ужасов -))) Но действует отрезвляюще на новичков-"бояк". А я уже давно не боюсь критики, наоборот — благодарна ей, иначе, какой был бы рост? Так бы и застряла в своём «детский сад — штаны на лямках» -). Ну а всякую словесную шелуху от невежд, злых и завистливых, больных и просто недалёких людей просто не беру в голову...

    Ответить
  7. Валентина

    Да, критика такая штука: берегись, коли слаб! У меня был случай, когда сама себя истребила. Думаю, не у меня одной такое случалось. А теперь сожалею (немножко), что ничего не осталось из раннего творчества.

    Спасибо за мудрые слова, Александр!

    Ответить
  8. Марина

    Полезно всегда почитать такие статьи. Поддерживает!

    Ответить
  9. Ирина

    У меня одной, остался неприятный осадок от новых, для Александра, оборотов речи?

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Ирина! Моя статья о самом неприятном в жизни творческого человека — о критике. Было бы нелогично, если бы я рассуждал о ней как о чём-то жизнеутверждающем. Согласитесь, даже конструктивная критика — малоприятный процесс, за которым следует работа над ошибками и желание впоследствии её избежать. Тема неприятная, но попытки её не замечать — тупиковый путь, правильное отношение к критике облегчит жизнь художника.

      Ответить
      • Ирина

        Я не о теме статьи, да, все верно, скажу больше, обидеть может не только слово, а мимика, взгляд, жест. Я о тех словах, которые вы подобрали для этой статьи, на мой вгляд, это эпотаж

        Ответить
        • Ирина

          ...вспомнилась стилистика шоу «Слабое звено» :))

          Ответить
    • Лариса Безикова

      Ирина!У меня никакого осадка нет!Александр показывает вектор развития начинающего ТВОРЦА!Нужно отделить зерно от плевел!Кто услышит-поймет куда двигаться и как идти, а не застревать в мокрой подушке!С уважением!

      Ответить
  10. Ольга Ка

    Критику (Максим Богданович):

    Напрасно ловите вы в сетку мотылька,

    Чтоб лучше крылья разглядеть:

    Накроет и помнёт их сеть,

    А яркий цвет сотрет неловкая рука.

    Ответить
  11. Всеволод

    Доброго дня (вечера, утра)! Написано отлично. И метко. Наш критик пишет через газеты. У него много корочек — разных союзов. Я называю его про себя «многочлен». Маститых он не трогает, а кусает только «недоучек», типа меня, даже за мелочи. Конструктивные вещи, конечно, мы улавливаем. Теперь мы ему уже перестали отвечать в печати, он всем надоел. Раньше,он,правда, притворялся другом,а теперь даже и не звонит. У него свой кружок приятелей-художников. Пусть живут и творят как хотят.

    Ответить
    • Ольга Береснева

      Интересный пост. Не у всех читателей блога Александра есть такой интересный опыт: критика в печати. Хотя товарища этого тоже понять можно: ему тоже кушать хочется, вот и покусывает, кто не очень ещё маститый -))

      Ответить
  12. Ольга Мальцева

    Александр, спасибо! Тема актуальна. Думаю, хотим мы или нет, все равно прислушиваемся, кто — что говорит. Особенно, на выставках. Я раньше сильно переживала, наверное, потому что была отличницей и привыкла получать «отличные оценки». И дошло до того, что перестала показывать работы. Хорошо, что рисовать не перестала:) Сейчас я становлюсь более уверенной в себе и отличаю «дельные» слова от «пустословья». Благодаря Александру у меня появились некоторые знания по изобразительному искусству, которые и дают мне уверенность в своем творчестве.

    Ответить
  13. Лариса Безикова

    Шикарный дизайн сайта!

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Лариса! Спасибо за Вашу оценку. Признаюсь, поиск простого, лаконичного дизайна дался мне нелегко, ещё не всё настроено, но самое сложное уже позади.

      Ответить
  14. Нина

    Александр, само слово «Критика» уже отрицательно воспринимается любым человеком.

    Критиковать вообще не имеет смысла. Зачем портить настроение? Только наживать врагов, создавать неприязнь.

    Все художники самолюбивые и упрямые, их не переделаешь, пусть они делают, что хотят, никакие законы и рамки им не нужны.

    Вообще никого не переделаешь и убедить невозможно.Это точно!

    Никакой критики не должно быть -только советы, в лучшем случае, а еще лучше- молчать.

    Кому надо, тот сам получит навыки и все остальное, можно сказать, что каждому овощу свое время.

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Нина! Вы неправильно понимаете критику, абсолютно точно с её помощью нельзя изменить кого-то извне в лучшую сторону. Зато можно самому измениться в лучшую сторону, услышав конструктивную критику. Безусловно, если любая критика для Вас «табу», шансов на перемены нет, нет возможности расти, вести работу над ошибками и т.д. В слове «критика» столько же отрицательного, сколько и положительного, если Вы понимаете, что конструктивная критика помогает Вам совершенствоваться. По поводу убеждения, уверен, Вы сможете убедить меня, например, если будете убедительны при этом, я тоже самолюбив, упрям и делаю что хочу. Подведём итог. Критика, то как мы к ней относимся, как всё в нашей жизни — следствие выбора, принятие или её отрицание — наш с вами выбор.

      Ответить
  15. Светлана Пилтингзруд

    Я как бы согласна с Ириной про стилистику этой статьи. Первая часть уж очень закручена и драматизирована. Мне понравился ваш доходчивый стиль в предьидущих статьях, Всеволод и здесь вы несколько отступили от своего курса. Извините, пришлось покритиковать! :) но в целом я совершенно согласна с содержанием. Критика нужна и важна, ее нужно слышать, но принимать спокойно и главное, даже на самую язвительную не по делу критику отвечать доброжелательно и с хорошим юмором. Проверено на собственном опыте, работает обезоруживающе на сто процентов. Причем зачастую даже критика замысла художника полезна. Иногда одну картину пытаются напичкать огромным количеством аллегорий и значимых объектов, создавая тем самым смысловую перенагрузку. Меня саму остановили пару раз от добавления ненужных элементов, на которые у меня руки чесались добавить. В результате, по прошествии времени я вижу что остановится было правильным решением и я благодарна человеку подсказавшему мне это. Короче критика не нечто негативное как ее воспринимают многие, но и позитивное явление. Критика это в равной степени и указание на ошибки и отметка удачных мест, которые неопытный глаз может принять за ляпы.

    Ответить
    • Ольга Береснева

      Светлана, статью написал Александр. Всеволод был один из комментароров...)))

      Ответить
      • Нина

        Ольга, что-то я сомневаюсь, что статью пишет Александр, судя по стилистике. Про критику и работу над ошибками давно все написано и подход индивидуальный.

        Ничего актуального не вижу в статье и в комментариях.

        Правильно тут написали — эпатаж!

        Статьи- море воды.

        Ответить
        • Александр Григорьев

          Нина, в отличие от Вас, те, кто меня знают, не сомневаются. Картины, кстати, я тоже пишу сам, впрочем, Вам не запрещено фантазировать в любых направлениях. Любовь к тексту — моя вторая страсть, собственно, только слепой может этого не заметить, возможно, предыдущие статьи Вы не читали. Я автор блога и могу выбирать любую стилистику, соответствующую теме. Мне показалось, или Вы меня критикуете? Если да, то смелее, не робейте, что же Вы опираетесь на чужие комментарии? Наберитесь с силами и выдайте как есть, что там у Вас накипело. Только прошу Вас, будьте убедительны, иначе получится как обычно — «гора родила мышь».

          Ответить
        • Ольга Береснева

          Нина, скажу так: раз Вы читаете это «море воды», как Вы выразились, значит Вам это интересно. Нам тоже. И судя по тому, что оставили отклик,неважно какой — статья не осталась не замеченной, она затронула. Литературные эссе Александра, как и всё его творчество, никогда не оставляют равнодушными читателей, зрителей. А это — главное!

          Ответить
      • Светлана

        Да, поняла что опечаталась после того как отправила комментарий. Знаете, как бывает, имя на глаза попадется и его и называешь автоматом. Сейчас исправлю если это возможно.

        Ответить
  16. Нина

    Александр! Хорошо, я поняла, что Вы уже обиделись и злитесь. Совсем не собираюсь критиковать статьи, тем более убеждать.Зачем? У меня ничего не кипит.

    Пишите, что хотите в любой стилистике! Никто не запрещает делать это и публиковать.

    Я просто написала комментарий, свое мнение. Вы ответили-спасибо за внимание!

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Нина, я просил Вас быть убедительной, а получилась как обычно.

      Ответить
  17. Светлана

    Здравствуйте, Нина. Не робейте, напишите лучше и поле битвы будет за Вами!

    Ответить
  18. Галина

    Всё правильно. Критику надо уметь правильно принимать и воспринимать. Я наверное не умею. Очень хочу услышать мнение постороннего человека, увидевшего мою картину или прочитавшего мои стихи. Но когда я увидела, что во многих откликах вместо доброго и объективного совета читается язвительность и даже издёвка, я перестала помещать свои картины на своей страничке и печатать стихи в «Стихи.ру». Я поняла, что не готова к этому и очень близко к сердцу принимаю весь негатив. После одной «критики» у меня вообще опустились руки, и я почти полгода не брала кисть в руки. Понятно, что я не профессиональный художник, нигде не училась. Ошибок делаю много. Долго ломаю голову, как выразить свою задумку, чтобы всё получилось. Совет знающего человека не помешал бы. Но язвительная критика это совсем не то, что мне нужно.Поэтому я выбрала спокойное общение с холстом у мольберта. Тихое наслаждение и радость от написаного. Не шедевра, а может быть шедевра. Лично для меня каждая моя работа — шедевр, который греет душу.

    Ответить
    • Лариса Безикова

      Галина,здравствуйте! Срезонировал ваш отзыв. Мне думается, Александр и написал эту статью,чтобы и начинающие и уже состоявшиеся художники, фильтровали конструктивную критику от « троллей». И поэтому я Вам, и себе , в том числе, желаю НАУЧИТЬСЯ различать конструктивную критику (когда хотят помочь, и указывают на ошибки), и « брешущих собак»,( когда в жизни видят только плохое, а предложить что то дельное, свое — не умеют и не хотят).Представляете, какой пласт нужно освоить! Собаки лают- Караван идет!Творческой вам реализации!С уважением!

      Ответить
  19. Любовь

    Александр! А как дело с классической критикой? Сейчас на выставках она есть? Говорят, что критиков очень мало, дорого стоит, критика всегда реклама, пиар.

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Любовь! Вы имеете в виду критику как отрасль, как профессиональную деятельность? Если да, то мне нечем с Вами поделиться, так как не обладаю опытом общения с профессиональными критиками, более того, самому интересно, существует ли такая профессия сейчас и где она востребована.

      Ответить
  20. Светлана

    Статья отличная. И надо отметить актуальна для творческих людей. Я работаю уже 22 года среди художников преподавателей. Творческие люди, как правило, очень обидчивы и сложно переносят даже самые не значительные неодобрения. Моё личное мнение совпадает с вашим. Без критики как позитивной, так и негативной всё же творчество быть не может. Творчество художника это всегда разная форма и она разнообразна так же, как и сами люди. Но критика помогает ориентироваться на запросы публики и развиваться. Очень интересно следить за мнением людей, я преподаю историю искусства и студенты часто выражают неодобрительные мнения в адрес творчества таких художников, как Сальвадор Дали или Пикассо. А когда я им рассказываю и показываю творческий путь, что художники были не плохими академистами, мнение меняется. Степень подготовленности зрителя к восприятию творчества художника очень влияет на мнение. Куда сложнее с профессионалами, которые хорошо разбираются в искусстве. Они способны анализировать творчество на различном уровне.

    Ответить
Ваш ответ
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.