arrow up
Александр Григорьев Саврасов
О живописи и не только простыми словами…

Как я рисовал кота. Мастер-класс три в одном: глаза, уши, шерсть

Как нарисовать кота — тема моего первого онлайн-вебинара. Расскажу, как всё начиналось, как я открыл в себе педагога, учителя, наставника.

Пару лет назад, когда я уже вёл свой блог, мне поступило предложение поучаствовать в онлайн-встрече, где художники делятся мастерством с заинтересованной публикой.

Будучи человеком ищущим, открытым ко всему новому, я принял предложение организаторов мероприятия и начал обдумывать, чем я могу быть полезен участникам.

Действуя по принципу — сначала приму приглашение, а там разберусь, я, признаюсь, немного растерялся, когда осознал, что именно от меня хотят услышать и увидеть зрители. Мне предстояло заняться созданием милой киски под пристальным вниманием аудитории вебинара.

Как я рисовал кота. Мастер-класс три в одном: глаза, уши, шерсть.

Казалось бы, всё просто — нарисуй киску, удиви зрителей, но просто это только на словах, если учесть, что желания кого-то удивлять, создавать фокусы, показывать чудо никогда меня не интересовали. Я начал искать решение.

Я буквально изобретал своего котика, пытаясь представить, как буду излагать науку о рисовании шерсти, ушек и хвоста. Негласные правила жанра говорили — встань на уровень понимания любителей и так же по-любительски научи их рисовать.

Всё это походило на бред, как и утверждение, что искусство принадлежит народу. У меня было нечто, что я должен отдать, но только как это сделать? Как весь мой опыт, все мои знания уместить в два часа онлайн-трансляции?

Никак! Именно так всё и вышло: от меня ожидали чуда, а я пытался обучать. Почему так произошло? Потому что подмена понятий рекламодателями вводит в заблуждение заинтересованных в обучении.

Показать чудо, услышать восхищённое “Вау!” и научить — совсем разные задачи, совместить их не получится, как бы кому не хотелось.

Мне понятно, почему обучение организуется под прикрытием эффектных мастер-классов. Здесь всё просто — учиться никто не хочет, это нудное и трудное занятие. Путь к успехам всегда лежит через тернии, а фокус с демонстрацией “повторяй за мной” — лёгкий путь.

Дело в том, что количество повторений не переходит в качество. Обучение — это, прежде всего, осознанные действия, где огромную роль играет теория, которая затем закрепляется практикой. Теорию невозможно рассказать в двух словах, потом показать, мол, повторяй, и у тебя всё получится.

Повторяя, Вы всегда зависимы от первоисточника, не можете развиваться самостоятельно, а обладая теоретическими знаниями, Вы обучаете себя сами.

Именно так, Вы сами себя учите, но не хаотично, не по принципу — какой учебник под руку попал, тот и штудирую, какое видео открыл первым, то и смотрю. Нет, источник знаний должен быть один, по крайней мере, в начале пути.

Перенимать знания нужно из рук в руки, а не из книг и видеоуроков. Никакая книга не даст Вам личный совет, не сможет подсказать, где именно Вы ошибаетесь или, наоборот, идёте в верном направлении.

Зная всё это и, конечно же, сам обучаясь по такому принципу, я понятия не имел, что от меня хотят организаторы мастер-классов — фокусов или обучения.

Признаться, тогда я так и не нашёл решения. Пытаясь оставаться в рамках жанра, я никого ничему не научил, и чудо у меня тоже не вышло. Более того, и сейчас мне чужда наука, как рисовать кота, по отдельности изобретая глаза, уши, шерсть.

Благо, подобный опыт у меня был лишь один, однако он не прошёл даром. Я всерьёз задумался над вопросом, как организовать учебную программу, которая бы, прежде всего, обучала, а затем развлекала.

Прекрасно зная, что никто не любит учиться, что это труд посложнее любого физического, я создал курс, полный открытий, по принципу: не я буду угождать участникам моей учебной программы, пытаясь понравиться, а они сами откроют для себя мир творчества, пользуясь моими подсказками.

Как я рисовал кота. Мастер-класс три в одном: глаза, уши, шерсть.

Собственно, с тех пор я создал уже много курсов и провёл сотни онлайн-трансляций. Моя теория подтвердилась. Если ты хочешь кого-нибудь научить, не показывай ему фокусов — покажи направление, в котором следует идти, и помоги поверить в себя, раздвинув горизонты.

Как бы я сейчас ответил на вопрос “как нарисовать кота?” Для художника важно не то, что он изображает, важно как! Например, кошка — это, в первую очередь, сложная форма в пространстве, у которой есть освещённая сторона, собственная и падающая тень. Помимо главного персонажа существует ещё среда, его окружающая и т.д.

Всё это кажется сложным только тем, кто хочет немедленных результатов, чуда здесь и сейчас, тем, кто повторяя, не видит разницы в авторской работе и скопированной. Тем, кто, прячась за отговоркой “я так вижу”, фантазирует абстрактно, не понимая, как поставить творческую задачу и достигать результата.

Если же человек открыт и готов действовать, руководствуясь подсказками, у него просто не может не получиться, он обречён на успех в творчестве. Под понятием успеха я подразумеваю не внешние факторы, такие как оценка публики, а гармонию между поставленной задачей и результатом.

Я периодически получаю сообщения, что всё это ерунда, никто не будет ничему учиться, будто бы взрослому человеку уже поздно, а молодые поступают в учебные заведения и там учатся.

Хотите верьте, хотите нет, но таких пессимистов единицы. Большая часть людей придерживается иного мнения, они легки на подъём, у них всё получается, пусть и не сразу.

Тех, кто рассматривают изобразительное творчество как способ заработать, получить прибыль — меньшинство, потому что творчество — больше, чем ремесло и просто профессия.

Творчество — это способ выстроить диалог с самим собой, источник интереса жить, если хотите, самовыражение, исследование собственного “я” и мира, тебя окружающего, посредством искусства, путь в бесконечность.

Если Вы творите, у Вас нет конечных точек ни в накоплении знаний, ни в самовыражении, ни в желании жить!

Так или иначе, будущее человечества не в выживании, не в борьбе за кусок хлеба — эти вопросы уже решены. У наших бабушек и дедушек не возникало сомнений, зачем жить, они знали ответ — ради нас, чтобы обеспечить следующее поколение всем необходимым.

На днях смотрел передачу про Японию, в которой уровень жизни людей далёк от задач выживания. У них давно есть все материальные блага, но стали ли они от этого счастливее? В интервью одна из героинь передачи признаётся, что уже предпринимала несколько неудачных попыток уйти из жизни.

На вопрос, что является причиной, ведь нет никаких поводов так поступать, она обеспеченный человек, все её материальные вопросы решены, ответ шокирует своей пустотой. Я не вижу смысла жить!

Так оно и есть. После борьбы за выживание всплывают не менее важные вопросы. Не стану копать глубоко, скажу лишь, что творчество, самовыражение и бесконечное желание знать — отличный способ жить долго и счастливо.

Возвращаясь к теме статьи, хочу порекомендовать всем, кто пришёл в изобразительное творчество на волне мастер-классов, кто начинает с котиков свои первые сюжеты. Постарайтесь шагнуть дальше, заглянуть за ширму, увидеть не фокусы, а возможность открыть для себя мир изобразительного искусства.

У Вас всё обязательно получится, как получается у многих, кто не бросает кисти, кто учится, закрепляет полученные знания на практике. Лучшая мотивация — это самомотивация, Ваши результаты — стимул действовать снова и снова.

Несколько советов, как не остыть к творчеству.

1. Никогда не сравнивайте себя с другими художниками, искусство — это не спорт, здесь Вам не нужно бежать быстрее, прыгать дальше и бить сильнее.

2. Не ищите вдохновения вовне, всё, что Вам нужно, чтобы начать действовать, у Вас уже есть. Действуйте!

3. Если Вы ошиблись с учителем, педагогом, не обобщайте, далеко не все такие. А главное, не выбирайте наставников по принципу “хороший человек, приятный в общении”, главный критерий — это профессионализм.

4. Когда Вам покажется, что всё, Вы всему научились, обернитесь, посмотрите на себя со стороны. Неужели это так, на большее Вы не способны?

5. Пока туман сомнений мешает Вам ответить на вопрос, зачем всё это, задайте встречный. А всё ли Вы сделали, чтобы выразить себя наиболее полно?

И последний. Если до сих пор Вы придерживались правил, не пришло ли время научиться их нарушать?

Не пропустите мою следующую статью, в которой пойдёт речь о цвете в живописи. А также, если у Вас есть совет, как не остыть к творчеству, напишите его в комментариях. Мне и читателям блога интересен Ваш опыт.

Комментариев 27
  1. Ольга Меркульева

    Интересный вопрос – как не остыть к творчеству… Здесь надо четко понимать в чем различие между копированием и творчеством. Для меня творчество – это способность сочинять, создавать что-то новое — сочинять сюжет, создавать композицию, придумывать цветовое решение работы. А вдохновляет меня на творчество желание удивить зрителя. Я точно знаю, что писать как Микеланджело, Репин, Шишкин и т.д. я точно не смогу. Когда я была молодой, я не понимала зачем я буду рисовать. Я глядела в музеях на шедевры искусства и чувствовала, что так я никогда не смогу. Возможно именно поэтому я не стремилась учиться живописи. Хотя что-то внутри меня все время возвращало мои мысли к этому виду творчества. И вот я встретила, Александр, Вас. Именно Вы объяснили мне смысл понятия творчества. И появился смысл учиться живописи. Что я благополучно и сделала. Теперь я точно знаю, что остыть к творчеству невозможно. Сам процесс сочинения чего-то нового, возможность воплощения этого нового на холсте, возможность удивить своих друзей и близких своим личным творчеством и является для меня стимулом продолжения обучения живописи, погружения в этот процесс все глубже и глубже. Вы, Александр, научили меня не бояться быть самой собой. Огромная, Вам Александр, за это благодарность!)

    Ответить
  2. Тлеулес

    Благодарю за интересную, насыщенную статью! Было приятно с Вами общаться, потому что Вы не равнодушный человек, умеющий давать, слова задевают за живое. Ещё раз благодарю!

    Ответить
  3. Виктория Соколик

    На мой взгляд, заниматься творчеством (живописью в Вашем случае) для структурирования своего времени жизни или в качестве фетиша «смысла жизни» — очень поверхностная рекомендация. Куда круче задаться вопросами «для чего заниматься живописью?» и «что я могу и хочу сказать своими работами окружающим?» Ответив себе на эти вопросы, можно приступать к осваиванию любых «осознанных» техник и школ живописи. В этом смысле хорош Максим Кантор. Он не только задаёт эти вопросы, но на них и отвечает.

    Ответить
    • Ирина

      Живописью занимается тот, кто не может НЕ ЗАНИМАТЬСЯ ЖИВОПИСЬЮ!

      Ответить
    • mila

      как здорово,что я не служу в армии живописцев,где надо задавать себе строгие и категоричные вопросы,отвечать на них,да еще что то говорить окружающим своим незатейливым занятием.Какой нибудь гениальный Леонардо однажды что то придумает,а миллион народу голову сломают,что бы чуть приблизится к великому.Поэтому я за то,что бы не всегда задаваться вопросом"для чего?"Не для чего,просто интересно!

      Ответить
  4. Ирина

    Думаю,что остыть к ТВОРЧЕСТВУ нельзя. К копированию и раскрашиванию- очень даже можно...это даже неизбежно. А попав в «струю творчества»- уже нет! Тому,кто дышит свежим воздухом некчему сидеть у" выхлопной трубы" Успехов всем,кто прыгнул в эту «струю творчества»!Счастливого плавания!!!

    Ответить
  5. Людмила

    Какой Вы любящий человек, Александр! Спасибо Вам!

    Ответить
  6. Светлана

    Можно посетить много самых разных мастер-классов и научиться рисовать так, как покажут. А потом пытаться использовать это в своих картинах, создавая бессмысленные плохие копии чьих-то навыков и уходя все дальше от себя самого. Елка будет такая, как сказали рисовать, и собака должна быть «правильная», и яблоко на тарелке обязательно «нужного» фасона. И это будет серым, монотонным, пугающим что-то сделать не так процессом. На мой взгляд, Ваш подход к преподаванию самый правильный. Подтолкнуть ученика раскрыть свой внутренний мир, сделать именно свои ошибки и научиться передавать свои чувства и ощущения, а не чужие — вот что самое главное. Это долгий путь, но именно на этом пути уже не будет возможности положить кисть в долгий ящик, ведь, когда познаешь свой внутренний мир и имеешь возможность выразить его на холсте, с каждым шагом это становится все более захватывающим и жить без этого уже невозможно. Это самый лучший наркотик :) Спасибо Вам большое за пост!

    Ответить
  7. Светлана Прокошева.

    Здравствуйте.Я тоже считаю, что осознанность в собственном творчестве, которая строится на приобретенных и выстраданных знаниях, даст несомненно лучший результат во всех смыслах. Как говориться, потом и кровью...

    Ответить
  8. Мария

    Благодарю, Александр! Для меня постоянной мотиваций является желание узнавать что-то новое, умение видеть вокруг много интересного и удивляться: «Ух ты! Как классно! Тоже хочу так научиться!» Или: «Как они это делают?» Или: «Как создать такую красоту?» И: «Как научиться передавать свои чувства и эмоции, делиться с окружающими так, чтобы они тоже почувствовали то, что чувствую я, научились видеть эти чудеса вокруг, красоту мира и доброту людей, научились чувствовать счастье в каждое мгновение своей жизни? Научились в малом видеть большое и открывать прекрасное в повседневности? Научились получать удовольствие от жизни, общения, интересных занятий». Спасибо Вам, что помогаете на этом пути, делитесь своим опытом и знаниями! И благодарю за то, что пишете такие статьи, проводите такие уроки, которые помогают задуматься, осознать и осмыслить что-то важное, понять свой опыт и путь.

    Ответить
  9. Ольга Половка

    Дело в том, что количество повторений не переходит в качество. Обучение — это, прежде всего, осознанные действия, где огромную роль играет теория, которая затем закрепляется практикой. Теорию невозможно рассказ Вот с этим я согласна!

    Ответить
  10. Ольга

    А у меня вроде как и нет особых мотиваций, просто я не могу иначе. Ирина правильно подметила: «Живописью занимается тот, кто не может НЕ ЗАНИМАТЬСЯ ЖИВОПИСЬЮ!». Это про меня. Хотя, все же есть один момент, который не дает мне опустить руки даже в самые непростые времена. Я очень хочу «заразить» всех окружающих Любовью. Любовью к миру, к людям, к красоте, к созиданию... Наивный мечтатель и неисправимый романтик... Что ж, пусть. Все равно я уверена, что только светлый путь по-настоящему прогрессивен. А прогресс — это движение, а без движения человек не может нормально жить, это всем известно.

    Ответить
  11. Ольга

    Думаю, что все время создавать что-то новое, т.е. творить, не возможно. Нужны паузы, что бы наполняться. Копить так сказать влагу. Копить впечатления и знания. Говорят, когда творческий человек ленится, его мозг проделывает огромную работу, готовясь к прорыву.

    Ответить
  12. Людмила

    Александр, большое спасибо за Ваши статьи! Вы интересно пишите, наверное, у Вас и книги есть. Очень понравился первый совет не сравнивать себя с другими художниками.Очень актуально для меня, т.к. я -художник-любитель и,конечно,сравниваю.Хотелось бы видеть почаще работы Ваших учеников.Это всегда интересно.

    Ответить
    • Александр Григорьев-Саврасов

      Здравствуйте, Людмила! Пока книг у меня нет, есть блог, но в нём уже много написано, читайте. Работы моих учеников обязательно буду публиковать вместе с их историями, следите за рассылкой. Спасибо за комментарий Вам и всем, кто высказал своё мнение!

      Ответить
  13. Дарья

    Я не могу назвать свою тягу к живописи — творчеством. Просто мне хочется превращать мир вокруг себя в чудо. Научиться видеть это чудо и показать другим. Вот «сюжет из окна» сколько лет смотрела и не могла поймать это чудо, а Александр учит, как его увидеть. Теперь пытаюсь это чудо зафиксировать на бумаге.

    Конечно мастер-классы не научат превращать мир вокруг меня в чудо, конечно это не получается сразу, но я уверена, если учиться и трудиться, то все получится. Александр, спасибо Вам, Вы превращаете мой мир в сказку.

    Ответить
  14. Татьяна

    Интересная и полезная статья, направляющая мысли в правильное русло.))

    Мне кажется, что людей можно оценивать по шкале от минус до плюс бесконечности по признаку паразиты — созидатели. На шкале будет множество градаций. Внизу шкалы будут находиться те, кому творчество чуждо по природе, кто способен только потреблять и разрушать, обесценивать. Повыше —

    копировальщики. Наверху — те, кто не понимает, как можно к творчеству остыть или перестать творить, потому что созидание у них в крови, это их суть. И далее, где бы человек не находился изначально, смысл жизни можно найти в том, чтобы, развивая способности к созиданию, подниматься по этой шкале, раскрывая свое божественное начало, то бишь, все более и более становясь Создателем.))

    С благодарностью к Александру за его доброту, увлеченность и активную помощь другим духовно расти.

    Ответить
  15. Наталия Пономарева

    Я тоже хочу поделиться своим рецептом – как не остыть к творчеству.

    Путь творчества, который выбирает человек, не так однозначен, это не только восторг от самого процесса. Да, очень вдохновляет, когда все получается, когда ты на гребне волны. Но бывают моменты, когда кажется, что все что ты сделал, это полная ерунда, и у тебя никогда не получиться сделать что то стоящее. На мой взгляд, этот путь скорее похож ни лестницу с огромными ступеньками, не одинаковой высоты. Вот, ты идешь по этой лестнице, первый пролет практически перепрыгиваешь через ступеньки и кажется, что вершина близко. А дальше ты попадаешь на площадку, и она такая длинная, и кажется, что ты остановился. Но проходит какое то время, и если ты не бросил все на этой стадии, в какой то момент начинаешь замечать, что ты уже поднялся на следующую ступеньку,сделал свой квантовый скачек. И опять некоторое время перескакиваешь... до очередной площадки. В любом творческом процессе цикличность взлетов и зависаний закономерна. Главное относиться к этому с пониманием. Ну а что бы идти быстрее, есть только один способ, продолжать делать, даже когда не хочется, даже когда нет вдохновения, настроения и прочих составляющих процесса. Делать, как утреннюю зарядку, не ставя перед собой «сверх-цели». А еще найти книги, статьи, единомышленников или может быть проводника, и тогда, возможно, путь окажется короче, а ступеньки меньше.

    Ответить
  16. Марина

    Очень красивая статья наполненная смыслами!!!

    Ответить
  17. Evgenia

    Спасибо, Александр, за честное отношение к своему делу! Когда- то попробовала мастер класс по картине современного замечательного художника, но в процессе чувствовала себя слепым котёнком что- то изобразила, потом рассердилась и забелила все! Прочла Вашу статью дважды, надо и еще раз перечесть, тк понимаю, что нуждаюсь в хорошем пинке Закапалась в проблемах и неприятностях, и процесс этот тянется и тянется с осени!К счастью, у меня есть записи Ваших уроков" Арсенал начинающего художника"!С интересом читаю Ваши статьи!Много хороших и полезных для меня комментариев к этой статье оставили читатели, им тоже спасибо!

    Ответить
  18. Людмила Алехина

    Очень важно найти своего учителя! Учитель который ведет тебя в мир искусства как маленького ребенка. Показывает, подсказывает, помогает увидеть и исправить ошибки. Которые обязательно будут, ведь путь к познанию и самовыражению не бывает без ошибок. Да ещё многому предстоит учиться и один курс это очень мало для того что бы сказать я все умею и мне уже не нужен учитель. Чем больше узнаешь тем больше понимаешь, что ты ничего не знаешь. Александр дает возможность найти свой путь в живописи. Большое спасибо за его труд и за его стремление делиться знаниями со своими учениками.С ув. Людмила.

    Ответить
  19. Джамиля

    Здравствуйте Александр и участники чата! Я сегодня просматривала книгу Константина Коровина и увидела написанные им слова, эти слова как будто прям из моего сердца, думаю и Вам они будут в ободрение!! Красота и радость жизни. Передача этой радости и есть суть картины, куски моего холста, моего я..., Разгадывая это и увлекаясь этой стороной моей лиры, и пошли и идут за мной многие художники... Это я, это мое пение за жизнь , за радость! Правда здорово сказал?!?!

    Ответить
  20. Нина

    Доброй ночи, друзья! Александр, я ведь мне повезло: была участником той он-лайн конференции...про кота .

    Это была единственная моя работа он-лайн « под диктовку» спикера. До этого и после несколько лет смотрела и слушала много мк на он- лайн встречах, не думая даже рисовать. Наверное, потому что против самого принципа подобного «обучения». Вы тогда заговорили о форме, о свете...и кот розовато- серый в траве...незаконченный(не успевала «вылизать») висит на стене. Это был чудесный урок с очень точными основами для начинающих и не только.

    Несколько лет ждала еще встречи с Вами («ну почему не приглашают?»). Блог читаю, возвращаясь к отдельным местам. Вы, умница, Александр!

    А кота своего серо-розового теперь точно заканчивать не буду- форма и свет присутствуют

    Ответить
    • Александр Григорьев-Саврасов

      Здравствуйте, Нина! Судя по Вашему комментарию, что-то мне всё же удалось донести на этом мастер-классе. По поводу приглашений скажу, что их было много, но я принял решение не участвовать больше в сторонних проектах, я не играю по чужим правилам. Вы легко можете стать участником как моих бесплатных онлайн встреч, так и платных курсов. Просто следите за рассылкой блога и, конечно, подпишитесь, если ещё этого не сделали. Спасибо за комментарий!

      Ответить
      • Нина

        Александр! Сегодня было 4-е занятие на Вашем курсе по цвету. Серо- розовый кот ехидно ухмыляется глядя на мои все более смелые цветовые решения. И как Вы правы про рождение истины в «муках» творческого процесса! Собираюсь на встречу 10 апреля. Но если запишусь еще на один курс...как буду успевать выполнять домашку?

        С благодарностью, Нина

        Ответить
  21. Ольга

    Я просто балдею от цвета, красок. от тишины и мук творения, я ничего не умею, но ХОЧУ нарисовать красоту всего, что вижу!Когда есть время рисовать и работаю — счастье!

    Ответить
  22. Дарья Ирина

    Замечательная статья!

    Говорю от души:замечательно! Всё абсолютно верно! Благодарю,Александр!

    Ответить
Ваш ответ
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.