arrow up
Александр Григорьев Саврасов
О живописи и не только простыми словами…

Как узнать свой талант?

Тема этой статьи будет как необычной, так и злободневной — как узнать свой талант. Как быть уверенным в том, что ты делаешь, и полностью или частично посвятить себя любимому делу?

Вместе с вопросом к себе лично нас мучают сомнения и относительно своих близких. Недавно я получил по почте сообщение, в котором автор спрашивала меня, как ей поступить. От решения, возможно, зависела судьба сына. Публикую вопрос дословно.

“Моему сыну 13 лет. Ходит заниматься в изостудии 3 года.
После второго года обучения был прогресс и его перевели даже на бесплатную основу. Заниматься ему нравится и несмотря на плотный учебный график, отказываться от посещения студии не собирается.
По результатам этого года предложили снова перейти на платную основу, так как ни одна работа не была аттестована (ни рисунок, ни композиция, ни живопись). Но очень ему нравится рисовать карандашом. С цветом всегда были проблемы. Как понять, есть ли вообще способности, стоит ли продолжать ему рисовать? Спасибо”.

Интереснейший вопрос, согласитесь? Волнует, не побоюсь сказать, каждого, кто когда-либо начинал новое дело, учёбу, проект и т.д. “Стоит ли продолжать?”

Заметьте, мы все хотим простого ответа на сложные вопросы. Вот бы услышать убедительное “Да!” или разочаровывающее “Нет!”, но однозначно, так, чтобы не сомневаться, чтобы быть уверенным в правильном выборе.

А Вы не задумывались, что в Вашем желании легко справиться с проблемой выбора лежит стремление снять с себя ответственность. Пусть кто-то другой, авторитетный решает судьбу сына или мою собственную.

Вам не кажется, что шаблонные решения, особенно в творческих увлечениях, хобби, профессиях, неприменимы?

Я не могу столь подробно ответить на заданный мне вопрос по почте, поэтому отвечу в статье, тем более, тема интересна всем.

Чтобы не выдумывать велосипед, мой ответ будет построен, как всегда, на образном ряде. Но сейчас это будет образный ряд Айзека Азимова — писателя-фантаста провидца, предсказателя будущего.

Если Вы не читали его рассказ под названием “Профессия”, то обязательно прочтите, я вкратце расскажу суть того, что в нём изложено.

В будущем, когда технологии достигнут фантастического прогресса, процесс обучения будет занимать минимум времени, людям просто будут записывать знания путём электронных манипуляций с мозгом.

Не нужно тратить годы, чтобы обучиться профессиям, не нужно читать книги, ломать голову над сложными задачами. Всё это происходит в миг, когда с помощью специального шлема человек, не имеющий профессии, становится высококлассным специалистом, ценным для общества.

В рассказе А. Азимова главный герой — юноша, жаждущий знаний, переживает драму, связанную с тем, что его, в отличие от всех, забраковали. Структура его мозга нестандартна и не подходит для записи профессии программиста (как ему бы хотелось), впрочем, как и любой другой специальности.

Осознание того, что он человек без профессии, делает его жизнь невыносимой. Все его сверстники по достижении нужного возраста получи путёвку в жизнь путём записи необходимых знаний, а с ним поступили несправедливо, его превратили в изгоя, в неудачника, в отщепенца.

Он был помещён в заведение для слабоумных, где главным его занятием стало чтение книг.

Понимая, что обучение по книгам займёт целую жизнь, он не отчаивается, не ломается, не смиряется со своей участью, а, напротив, совершает побег из своего заточения. В бегах он попадает на ежегодное состязание специалистов, по итогам которого победители получают престижные должности и стабильное будущее.

Именно там случай с его старым другом открывает ему глаза на реальность.

На состязании один из участников вовремя не справляется с заданием, потому что в его мозг не успели загрузить обновленную информацию, причём он знал об этом заранее, но подготовиться самостоятельно ему даже в голову не приходило.

Друзья, разве мы с вами поступаем иначе? Когда жизненные обстоятельства заставляют искать нестандартные решения, согласитесь, мы ищем лёгких ответов. И если эти самые ответы не записаны как готовые решения в мозг, нас сковывает страх неизвестного.

Герой А. Азимова принимает решение, что именно он научит людей учиться эффективно, быть гибкими, способными развиваться и самостоятельно находить ответы на сложные вопросы. Он верит, что накопление знаний по крупицам из книг и собственного опыта — подлинный путь разумного человека, в противовес роботу с искусственно записанными программами, требующими такого же искусственного обновления.

Однако всё не так очевидно. В итоге становится понятно, что мир не матрица, а заведение, в котором содержат главного героя, не что иное, как институт образования, где собраны единицы людей, способные мыслить самостоятельно. Более того, он тот самый “избранный”, прошедший все испытания, чтобы быть в первом эшелоне ученых, создающих программы, которые потом делают из обычных людей высококлассных специалистов.

Проблема, которую в своём рассказе поднимает А. Азимов, актуальна во все времена. Она также звучит в опубликованном выше вопросе “Как понять, есть ли вообще способности, стоит ли продолжать ему рисовать?” В рассмотренном мною произведении есть ответ на поставленный вопрос, вот он.

Нельзя же сказать человеку: «Ты можешь творить. Так давай, твори». Гораздо вернее подождать, пока он сам скажет: «Я могу творить и я буду творить, хотите вы этого или нет».

Золотые слова, подпишусь под каждым из них. Никто и никогда не сможет ответить на вопрос “кто Вы”, кроме Вас самих! В каждом из нас лежит ответ на этот вопрос, более того, Вы всегда его знали, но боялись признаться. Страх, лень, неуверенность, нерешительность, боязнь не соответствовать заявленному — вечные препоны на пути к самому себе.

Согласитесь, мы зачастую ищем кого-то, кто назначит нас талантливым, уникальным, нужным для общества, а мы в благодарность будем стараться оправдать надежды, притворяясь, что именно так оно и есть. Нам сложно взять ответственность за собственный выбор и следовать путём личных достижений, не опираясь на мнения авторитетов.

В рассказе А. Азимова специалисты ищут среди обычных людей тех, кто способен на творческое мышление, кто будет жить не по кальке, не по заданной программе. И единственный способ убедиться, что их испытуемый и есть тот самый, способный мыслить самостоятельно — дождаться, когда он сам скажет об этом миру.

Повторюсь, только Вы знаете, чем следует заниматься, какие таланты развивать, кем себя назначить! Другой вопрос, через что придётся пройти на пути к цели, и здесь тернии — это не случайные препоны, а испытания, проходя которые, Вы либо сдаётесь, либо обретаете самую высшую награду — быть самим собой.

Хорошо, если мы сами способны так или иначе распоряжаться своей жизнью, то как быть с нашими детьми? Однозначного ответа нет, но я убеждён, если ребёнку нравится рисовать, как в вопросе читательницы, присланном мне, то нужно обеспечить ему возможность учиться.

Неважно, какими напутствиями и оценками наградили Ваше чадо в том или ином учреждении, просто спросите, хочет ли он заниматься изобразительным творчеством, и если да, то обеспечьте его всеми необходимыми материалами, учителями, наставниками и т.д.

Подведём итог: чтобы узнать свои таланты, не нужно спрашивать у дяди или тёти, спросите у самого себя, а затем много и упорно трудитесь, совершенствуя своё мастерство. Несомненно, путь к цели трудный, порой невыносимый, но это Ваш путь со своими радостями и разочарованиями, это великое приключение, где Вы будете самим собой, а не клоном, существующим по заданной программе.

Интересно, а что Вы думаете на эту тему? Уверен, подобные вопросы стояли перед каждым. Вы сомневались в себе и своих талантах? Напишите Ваши мысли в комментариях.

Комментариев 24
  1. Галина Макаренко

    Здравствуйте! «Зацепил» пост. Получается, что талант ребенка определяется аттестацией его работ преподавателями? Аттестовали — есть талант. Не аттестовали — нет таланта. Ерунда какая то. Если у ребенка есть желание заниматься, если руки тянуться к карандашу и бумаге, то зачем его ограничивать. Если дело упирается только в денежный вопрос, то это совсем другое. Мне кажется (могу ошибаться), что дело именно в этом. А перекладывать ответственность на Александра Григорьева-Саврасова, что он мол мне так посоветовал, то это не серьезно. может маме самой хорошенько подумать над ситуацией.

    Вспомнился собственный случай из детства. В детском саду меня отдали в балетный кружек к приезжей преподавательнице. Класс был уже сформирован и я была совсем неуч и мне было очень стыдно. Но желание было сильнее стыда. Затем мама меня перестала туда водить из-за того, что педагог предъявила требования к родителям личного характера (описывать не буду), хотя их можно было проигнорировать и продолжать водить детей на занятия. Но мама настояла на своем. Лишь в девятом классе я опять пошла на танцевальный кружок, теперь уже к другому преподавателю и я это время вспоминаю с такой теплотой и благодарностью.

    Я хотела сказать этой своей историей то, что я конечно бы никогда не стала ни балериной, ни танцовщицей, но надо позволять себе делать то, что делает вас счастливым. Позволяйте и своим детям делать это тоже.

    Ответить
  2. Нина

    Спасибо за статью! Вы совершенно правы, даже, казалось бы, ответственные люди, взрослые, которые во всех других случаях принимают решения и несут за них ответственность вот именно в этом вопросе пробуксовывают.

    И речь сейчас не о детях. Тут, с моей точки зрения, все понятно: тянет ребенка к чему-то конкретному, можно только радоваться, что уже понятно, чем ему хочется заниматься. И стараться изо всех сил помочь ему реализоваться.

    Самый сложный вопрос, когда решаешь про себя, родного... Потому что часто думаешь, что если ты начал заниматься тем, что тебе нравится, к чему страшно тянет, но это не дает финансового результата (как минимум, сейчас и в ближайшем будущем), то ты — махровый эгоист, отнимающий время, свои силы и деньги у близких.

    Именно этот момент самый тяжелый. Суметь понять, что дело, от которого поет душа, нужно делать обязательно. Пусть и не на профессиональной основе, но обязательно! Тогда откуда-то возьмутся и силы для близких, вот увидите. Главное — не чувствовать себя виноватым. Повторю: дайте душе петь и от этого будет в результате хорошо всем.

    Мне очень трудно далось это. Теоретически я все понимала, а вот практически... Но, кажется, все же смогла. И вот уже два года я опять — счастливый человек. И поверьте мне, от этого стало намного лучше моим близким. :)

    Ответить
  3. Валентина

    Вопрос «Как узнать свой талант?» для меня очень трудный. С детства я любила рисовать и выступать — читать стихи, петь, танцевать. До сих пор мне не разонравилось все это делать, но выбрать что-то одно не могу. В моей профессии учителя пригодилось всё. Учусь всю жизнь. Учу детей с удовольствием)))Может, это и есть мой талант?

    Спасибо за Ваши статьи, Александр!

    Ответить
  4. Ирина

    Думаю, талант не скроешь, если он есть, и это всем видно и понятно. И когда вопреки всем и всему хочется заниматься любимым делом, это не значит, что есть талант. Поэтому взрослые чувствуют, что занимаются детскими забавами, как в доме пионеров, что кажется им не по возрасту. Мне кажется, что напрасно. Взрослые могут организовывать досуг так, как хотят, и не обязательно при этом смотреть телевизор и разгадывать кроссворд, например, а вместо этого можно заняться любимым делом. Другое дело, что и уровень этого занятия будет как в доме пионеров, и с таким уровнем особо не повыставляешься и не повыступаешь, -но есть специальные выступления для любителей, где люди танцуют как хотят и получают от этого удовольствие, хотя со стороны может, и не смотрится ( или, например, караоке). Никто лучше самого автора не чувствует, как лучше танцевать, в какой момент сделать какое па с каким выражением, и только автор может понимать свой замысел и его не смутят никакие недостатки своего выступления, так как они не мешают чувствовать свое выступление изнутри. Другое дело, что извне другие не смогут почувствовать то же, если нет грамотного выражения. А насколько оно грамотно — определяется уже как раз талантом. Чтобы передать свои мысли, чувства еще кому- то — не достаточно знания грамоты и опыта, должен быть еще и талант. Много профессиональных художников, танцоров, артистов, но не все они отзываются в сердцах публики, а только талантливые как раз. Так что вопрос о таланте, мне кажется, ясен. И становится понятным, что и ставить такой вопрос бессмысленно. Ну если и нет таланта, а рисовать хочется? Что ж и не рисовать из-за такого пустяка? :) Или когда хочется петь — не петь? Ну это просто смешно!

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Ирина! Вы пишете, что «должен быть ещё и талант», как будто это нечто самодостаточное, именно так и принято думать. Гораздо труднее осознать, что нет никаких внешних сил, дарующих таланты, всё полностью зависит от нас самих, вся ответственность на нас, и говорить о том, что Бог таланта не дал, значит, оправдывать своё бездействие. Если хочется рисовать — рисуйте, накапливайте знания и опыт. Делать выводы о своей бездарности, исходя из первых неудач, значит, сойти с дистанции, так и не начав двигаться к цели. Каждая следующая неудача сокращает путь к удаче. Рисуйте, не обращая внимание на пустяки! Спасибо за комментарий.

      Ответить
      • Ирина

        Да, конечно, облегчать себе жизнь и не трудиться, оправдывая себя, что нет таланта — это тупик, и если он есть — вообще преступление. Спасибо за то, что воодушевляете нас на подвиги! Но все-таки часто все критически оценивают что ты мазюкаешь и считают тебя априори никем, ни в грош не ставят. Посторонним невдомек, кто ты, и априори уважительно считают тебя художником.И хочется доказать всему миру что ты — художник. И начинаешь задумываться, а так ли это на самом деле? И тут в ход идут такие понятия, как способности, талант, хочется с помощью них «прощупать», стоит ли вообще этим заниматься, тратить силы, — немалые силы! Мне кажется, что все-таки от нас не зависит, станем ли мы Левитанами или нет — а вот профессионалами средней руки — но хорошей, добротной — да. Но так, чтобы «зацепить» зрителя, чтобы он как вкопанный встал перед работами — вот это как раз и не зависит от нас. Просто всегда хочется стать именно таким мастером, но не надо обольщаться, что мы можем им стать, что это от нас зависит. С одной стороны, плох тот солдат, что не хочет стать генералом, с другой — можно разувериться в себе и бросить все, считая что таланта нет и генералом не стать :)). Но вот с третьей стороны, если самого «цепляет» своя работа, то никакие таланты, не-таланты не повлияют на желание творить. Просто уровень будет не как у талантливого мастера. ...А вообще, обратила внимание, проходя по залам Третьяковки, что после просмотра Левитана мне никакой пейзаж больше не был по душе, хотя до него не могла отойти от Грабаря — после Левитана и он померк. (Ну еще Саврасов и Васильев, их шедевры, конечно, тоже никто не затмил). Думаю, если есть желание творить, то есть желание равняться на великих, их делаешь своим камертоном, и так растешь по-тихоньку, вытягиваясь к солнцу, — к идеалу, к которому уже приблизились великие. Поэтому есть две оценки — одна, внешняя, которую даст публика, другая — внутренняя, которую сам себе даешь, равняясь на великое искусство.

        Ответить
        • Ирина

          ...вдогонку: В начале всегда кажется, что можешь горы свернуть, — когда молод, — что жизнь вся впереди, когда юн и свеж — что полно энергии и можно стать чемпионом, когда находишься в самом начале, и кажется возможным стать генералом, и вот чем объясняется воодушевление и энтузиазм молодости — незнанием своих сил, на что способен, и очень легко ярко мечтается. Это потом понятно становится, что выше головы не прыгнешь — и пропади пропадом сверхурочная работа, если она погоды все равно не делает — все равно не купить ни вилл, ни яхт, ни вертолетов )))

          Ответить
    • mila

      Большую часть жизни работала с детьми в музыкальной школе.И были ребята явно способные и даже талантливые,но!..на этом все и заканчивалось,если не прикладывались усилия.До сих пор таких помню,потому что жаль! Знаю как работают дети в музыкальных десятилетках,где талант здорово,но трудолюбие в первую очередь! Поэтому о таланте большой вопрос...

      Ответить
  5. Ольга Береснева

    Какое было прекрасное время, когда можно было ходить на любые кружки, в музыкалку, в детско-юношескую спортивную школу, в художественную школу и всё это — БЕСПЛАТНО! Или за мизерную плату. Ходи — не хочу! Так было в моём детстве и юности. Ходила на всё, всё нравилось. О таланте ни меня, ни моих родителей мысли не посещали. Главное — ребёнок увлечён, ему нравится процесс и ему некогда заниматься всякими глупостями... Самое интересное, что в дальнейшем все приобретённые знания и навыки пригодились в той или иной мере, ничто не было бесполезным! А талант — ну, это — высшая субстанция, не всем она дарован. И что же, если его нет, то ничему не надо учиться, махнуть на себя или своё чадо рукой?!

    Ответить
  6. Амир Биджев

    Талант надо добывать как золото или алмаз. переработав тонны руды чтоб извлечь крупицу нужного. не все люди готовы на такие жертвы, жертвы личного времени и своей жизни. у меня все проходит периодически, и каждый раз начинаешь заново. лучше не выставляться если это получается обыденно.потому что этого и так в избытке. поэтому я в свои 53 года так и не разу не выставился. надеюсь на это в будущем, если бог даст.

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Амир! Согласен с Вами, не все готовы на такие жертвы, но если задуматься, лёгкость бытия, построенная на желании «чтобы у нас всё было, и нам за это ничего не было» в итоге приводит к отчаянию, к сожалению об упущенном времени и возможностям. Откуда возьмётся всё, если мы ничего для этого не делаем? Вы хотите выставить свои работы? Так сделайте это, начните, а затем повторите ещё и ещё, пока не достигнете желаемого. Вы говорите о будущем, а чем Вас не устраивает сегодня? Спасибо за комментарий.

      Ответить
      • Амир Биджев

        Сегодня надо перерабатывать ту самую «руду» чтобы выставить находки. а поиски нет смысла показывать. для этого нужно время. поэтому и завтра. Ваше мышление мне очень импонирует, поэтому являюсь вашим читателем.

        Ответить
        • mila

          А кто сказал,что Ваши находки для других не будут просто «рудой»? Ведь уровень восприятия и подготовки у всех разный.Тут главное подписать,что Вы самодеятельный художник.Тут все зачтется и простится!

          Ответить
          • Ирина

            Даже и не надо ничего подписывать. Тут вот и профессиональных художников игнорируют, считают их «мазней»... не только несведущие зрители, но и их же коллеги... Важно выставляться не тогда, когда якобы достигнешь высот, а всегда, так как высот, если это хороший художник, никогда не достигнет :))) — так ОН ЛИЧНО о себе будет считать всегда. Левитан плакал от невозможности передать то, что хотел передать... А выставляться надо, так как — это неотъемлемая часть творческого процесса и развития!! Мне кажется, так закаляется художник. Кстати, не все выдерживают такой закалки: некоторые подпадают под чье-то влияние и теряют свое лицо...Но если уж выдержать, то можно хорошо вырасти, взять лучшее у других и переплавить в себе.

            Ответить
    • Тамара

      Амир! Как я Вас понимаю. Со мной то же самое. Но мечтаю о персональной в нашем городе. Давно занимаюсь живописью. Но вот однажды мне сказала одна коллега, прямо глядя в глаза, жестокие слова, о том, что я несостоявшийся художник, что возможно, ты чего то и видишь в своих картинах... и т.д. и т.п. И представляете, я просто заболела, 10 лет восстанавливалась. Не знаю отчего у меня такая реакция была, ведь на подобную критику я не обращала раньше внимания. Возможно Вы боитесь критики или очень самокритичны. Внутри нас сидит критик, но критика должна быть разумной, творческой. А талант зависит от умения видеть и анализировать то, что хотим передать, а не анализировать на каком уровне мы находимся в данный момент.

      Ответить
  7. Оксана Комаровская

    Моё мнение по этому вопросу абсолютно категорично. Если человек встаёт перед выбором, заниматься ему этим или нет, я отвечу:"Нет! Не нужно! Займитесь лучше чем-то более полезным для общества, для близких". Другое дело, если выбирать не приходится. Если творчество, живопись,...становится сродни наркотику, болезни (как хотите, это назовите). Наркоман ведь не думает о том, принять ли ему очередную дозу. Он просто делает это. В артистичной среде часто звучит такое высказывание, что актёрство- это болезнь, наркотик (сцена, камера, зритель). И это можно применить ко всему. Кто-то очень любит зарабатывать большие, огромные деньги ( он без этого не может, он от этого балдеет, он беспрерывно этим занимается) и в конце концов становится талантлив в этом. Это тоже само не приходит. До сих пор речь шла о взрослом человеке. Но из всего этого логично вытекает ответ и о детях. Коль ребёнок хочет, какие могут быть вопросы. Если дело в финансах, то это уже другая тема. Думаю, проблема состояла всё-таки не в этом

    Ответить
    • Ирина

      Если это сродни наркотику, то это страсть, и если она мешает родным и близким, то это вредно и надо это лечить... Если хобби не в ущерб, то оно может и пользу принести, раскрыть мир людям, которые до этого мир не видели, проходили мимо. Тут все дело в этике. А талант — это средство, а как его применить, вопрос этики, наверно так?

      Ответить
  8. Светлана

    Мое мнение- талант у ребенка( возможно, и у взрослого) познается не умом, а " движениями " души, считаю, даже чувствами.Потому что наше бытие определяют чувства.

    Ответить
  9. Оксана Комаровская

    Друзья! А я , кажется, только что открыла простейшую формулу таланта. ТАЛАНТ=ОДЕРЖИМОСТЬ. Ведь все великие люди были одержимы своей идеей. Говоря конкретно о живописи, согласитесь, трудно представить себе Левитана, Ван Гога, Сезанна, Гогена, Врубеля и т.д, и т.д., задумывающихся о том, заниматься ли им этим. Опустим моменты отчаяния (это издержки). Заниматься нужно тем, чем ты одержим. И спрашивать себя в первую очередь об этом. И в этом случае обязательно раскроется твой талант. Другой вопрос, если ты ничем не одержим. Это уже сложнее. Значит, нужно работать над собой...

    Ответить
    • Ирина

      Знаю одну женщину, которая была одержима танцем. Она занималась упорно и много, со своим другом. Но на них было больно смотреть. Вдвойне больно: и то, как они танцевали, и то, как они были одержимы тем, что у них не получалось никак. Так что кроме одержимости, наверно, и результат должен быть...

      Ответить
  10. mila

    если о детях,то очень жаль,что не могла заниматься рисованием в детстве.И речь не о таланте и даже не о способностях,а о том,что может бы научилась видеть лучше,получила навыки раньше,узнала о себе больше,а там,смотришь,и до таланта не далеко.Один мой приятель говорил,что не любит Маяковского,но для того,что бы это понять он прочитал все его произведения! Вот это подход!Уважаю!Если ребенок не будет дальше художником,а сможет видеть и разбираться в живописи разве это не результат! ну а сейчас я действительно одержима рисованием.Но это вовсе не талант,а желание суметь,узнать,докопаться и тд. Такой стойкий интерес сейчас для меня очень кстати!Поэтому желаю маме найти возможность дальше учить ребенка,а мотивом будет не поиск таланта,а развитие личности!

    Ответить
  11. Ирина

    А перед нами встала другая дилемма. Когда младший, в 1 классе, пошел на кружок ИЗО, в какой-то момент я стала рисовать вместе с ним, он выполнял задание, я просто что-нибудь. И, случилось так, что у меня получались хорошие рисунки, и даже не то, что он ребенок, а я взрослый, просто я до сих пор помню тот полёт моей Души. Сын показывал всем мои рисунки, во дворе, в школе, но... одним словом, он очень переживал, что не может так. Я порвала все свои рисунки. Ребенок успокоился. Теперь он, отучившись на архитектора, не то, чтобы учит меня живописи, но первый мой, и критик, и подсказчик, и поддержка.

    Ответить
    • Ольга

      Ирина, Вы зря порвали тогда свои рисунки, надо было припрятать, а равать что-то другое. С каким бы интересом сейчас смотрели на своё творение и обсуждали со своим сыном. Может он в душе переживает это момент сейчас? У меня игрушек не осталось, а рисунки все сохранены и мои и детей и мужа, так весело их рассматривать.

      Ответить
  12. Лариса

    Здравствуйте! Много лет работаю с детьми в школе.Поверьте,каждый ребенок имеет какую-то склонность, творческую ли, спортивную ли... Другое дело, что мы, взрослые, иногда не можем (или не хотим, по разным причинам)увидеть у него эту склонность. Нужно, необходимо наблюдать за ребенком! Даже дети, имеющие какие-либо отклонения в развитии, функциональные нарушения имеют возможность развиваться в интересной для них области! Пожалуйста, родители, помогите своим детям «раскрыться», найти СВОЕ! Есть и бесплатные кружки, они нисколько не хуже, чем платные, главное, чтобы руководитель кружка любил то, чем он занимается!В конце концов, есть интернет, если ребенок любит рисовать, вообще есть множество мастер-классов. Главное, как правильно здесь было сказано, не ждите, пока кто-то его заметит, оценит, действуйте сами!

    Ответить
Ваш ответ
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.