arrow up
Александр Григорьев Саврасов
О живописи и не только простыми словами…

Как становятся художниками

Думаю,  все,  кому  лет  так  за  десять  отроду,  поймут  меня  и  моё  сегодняшнее  отношение  к  действительности,   потому  что  мои  десять  лет  далеко  позади,  и  чем  они  дальше,  тем   дороже  каждый  миг  воспоминаний.

Исследуя   интересный  для  меня  вопрос  -  как  становятся  художниками,  я  понимаю,  что  всё  начинается  именно  тогда,  в  наши  первые  десять  лет  жизни.  В  те  далёкие  десять,  когда  телевизор  ещё  был  чёрно-белым,  деревья  большими,  зима   холодной,  а  лето  бесконечно  долгим.

В  моём   детстве  эпоха  массмедиа  ещё  не  началась,  наши  квартиры   не  были  поглощены экранами  мониторов  и  телевизоров,  и   всё  же  кино  первым  из  форм  искусства  вошло  в  мою  жизнь.  Потом  были  книги,  живопись  и  многое  другое,  но  именно  голубой  экран   подарил   чувство  сопричастности  к  миру  по  ту  сторону  реальности.

Я  помню  себя,  свято  верящего,  что  мир,  показанный  нам  режиссёром,  действительно  есть,  и  то,  что  происходит  на  экране  -  это  подсмотренная   и  запечатлённая  на  плёнку  с  помощью  волшебной  техники   жизнь.

А  это  значит,   что  для  меня  Буратино  тогда  существовал   взаправду,  как  и  Карабас,  и  каморка  папы  Карло.   Я  был  уверен,  что  Сталкер  из  фильма  А.  Тарковского  -  реальный  персонаж,   и  на   экранах   мы  видим  только  небольшой  отрывок  из  его  настоящей  жизни.

Значительно  позже  я  стал  заядлым  киноманом   со  своими  предпочтениями  и  любимыми  киногероями,  а  задолго  до  этого  помню,  как  пять  раз  подряд  ходил  в  кинотеатр  на  фильм  «Танцор  диско»  только  для  того,  чтобы  ещё  раз  поболеть   за  главного  героя   в  сцене,   где  он  сражается  против  нескольких  противников  сразу.

Когда  вышел  фильм  «Десять  негритят»,   мне  было  десять  лет.   Иллюзия,  что  кино  реально  и  всё  увиденное  произошло  на  самом  деле,  меня   уже  покинула,  но  стоило  только  погаснуть  свету  и  пойти  титрам,  как  волшебство  возвратилось,  и  стало  совсем  неважно,   выдумана  эта  история   или  нет.

Замерев  от  ужаса,  я  вместе  со  всем  залом  считал  количество  оставшихся  негритят   и  подпрыгивал  от  страха  в  неожиданные  моменты.  У  меня  в  голове  не  укладывалось,  как  можно  придумать,  а  главное,  показать  на  экране  такой  лихо  закрученный  сюжет.

Чем  старше  я  становился,  тем  сильнее  хотелось  разгадать,  кто  они  -  эти  великие  умы,  создающие  целые  миры,  населённые   выдуманными  персонажами.  Как  становятся  художниками  в  истинном   смысле  этого  слова,  какими  качествами  следует  обладать  и  где  этому  учат?

Интересно,  но  именно  через  искусство  кино  я  влюбился  в  живопись,  литературу  и   в  итоге  стал  ближе  к  ответу  на  вопрос  -  как  становятся  художниками.  Недавно  один  хороший  знакомый  поразил   меня   своим  новым  увлечением,  а  именно,  литературным  творчеством,  мотивируя  это  тем,  будто  бы  нечего  читать.

Читать,  конечно,  всегда  есть  что.  Классика  литературы  -  спасенье   для  страждущих,  но  если  Вы  тот  самый  крот,  которому   мало  новых  ощущений,  и  сколько  бы  Вы  не  рыли  -  в  душе  покоя  нет,  то  сочинительство  -  Ваш  путь.  Более   того,  если  Вы  спросите  моё  мнение,  Вам  просто  необходимо  вкусить  запретный  плод   созидания  и  творчества.

Только  будьте  осторожны  — не  глотайте  большими  кусками,  отщипывайте  понемногу.  Аппетит  приходит  во  время  еды.

Если  Вы  будете  двигаться  в  верном  направлении,  то  вскоре  поймёте,  что  художник,  в  полном  смысле  этого  слова,  не  тот,  кто  складывает  слова  ради  слов,  снимает  ради  того,  чтобы  снять,  а  пишет  ради  того,  чтобы  писать.

Художник  -  тот,  кто  сочиняет,  создаёт,  творит,  конструирует,  рождает  то,  чего  ранее  не  было.  Как,  например,  не  существовало  “Ежика в тумане”,  каким  мы  его  знаем,  пока  его  не  создал  Ю. Норштейн,  не  существовало  “Сталкера”  на  экранах  кинотеатров  и  телевизоров,  пока  его  не  показал  нам  А.  Тарковский,  не  существовало   образа  Демона,  что  предстает  перед  зрителем  на  холстах  М.  Врубеля.   И  многие   другие  образы  не  явились  на  свет,  если  бы  дерзкие  сочинители  не  подарили  им  жизнь  с  помощью  языка  искусства.

Бесконечное  множество  неугомонных  тружеников  пера  и  кисти  роет,  как  кроты,  плодородный  грунт  фантазий  в  поисках  великих  образов.  Они,  как  шахтёры,   ищут  там,  где  до  них  ещё  никто  не  искал,  как  искатели  драгоценных  металлов  перелопачивают  горы  из  фальшивых  слов  и  грязных  красок   ради  чистых  цветов  и  глубоких  смыслов.

Сочинители   конструируют  мир,  в  котором  мы  живём.  Ответ  на  вопрос,  кто  они  -  эти  умы,  создающие  миры,  прост.   Это  мы  с  Вами,  а  именно,  те  из  нас,  кто  позволил  себе  творить,  а  не  копировать,  быть  самим  собой,  а  не  подражателем.

Сегодняшняя  действительность  не  особенно  располагает  к  откровенности.  Современному  миру  неинтересна  личность,  но  это  не  значит,  что  каждый  из  нас  обязан  проглотить  своё  “Я”,  то  есть  ту  часть  себя,  где  живёт  потребность  в  самовыражении.

Я  достаточно  хорошо  помню  первые  десять  лет  своей  жизни.  Чувства,  мечты,  надежды,  испытанные  в  те  годы  -  бесценный  материал.   Они,  как  чистые  цвета,  помогают   мешать  сложные  оттенки  в  моём  творчестве   сегодня.

В  те  годы  я  хотел  быть,  как  и  все  мальчишки,  лётчиком,  пожарником,  моряком,  но  не  художником.  Помню,  как  однажды  зимой  посмотрев  фильм  про  корабли,  я  задумал  летом  сделать  плот  и  поплавать  на  нём  по  пруду  под  самодельным  парусом.

В  детстве  так  всегда  бывает,  ты  что-то  хочешь  сделать  сегодня,  а  нужно  ждать  до  лета  целых  шесть  месяцев,   и  я  придумал,  как  справиться  с  ожиданием.

Я  взбирался  на  самый  большой  сугроб  в  нашем  заваленным  снегом  дворе,  доставал  из  кармана  положенный  мамой  носовой  платок  и,  подняв  его  высоко  над  собой,  представлял   парус  моего  корабля.

Ветер  то  и  дело  вырывал  из  рук  несчастный  платок,  и  я  мчался  за  ним,  кувыркаясь  в  сугробах,  затем  всё  повторялось  снова.

Потом,  когда  мне  довелось  поплавать  в  моей  уже  взрослой  жизни  на  скромных  туристических  судёнышках,  ощущения  были  те  же.  Я  чётко  помнил,  что  всё  это  со  мной  уже  было  в  далёком  детстве,  где  кораблём   мне  служил  сугроб,  а  парусом  -  носовой  платок.

Возможно,  те  пацаны,  которые  были  способны  дождаться  лета  и  построить  плот,   в  итоге  стали   капитанами,  зато  я  намного  раньше  их  ощутил  себя  мореплавателем,  имея  всего  лишь  воображаемый  парус  в  океане  бездонных  снегов.

Я  не  знаю,  как  становятся   капитанами  сегодня,  но  мне  понятно,  как  становятся  художниками.   Я  знаю,  чтобы  пережить  шторм,  мне  необязательно  быть  в  его  эпицентре.  Как  художник,  я  могу  его  создать,  описав  словами  или  написав  красками,  как  зритель,  я  могу  стать  его  участником,  наблюдая  всё  действо  на  холсте.

Давайте  вернёмся  к  кино,  с  которого  всё  началось.  Моё  восхищение  сюжетом  хороших  фильмов  в  итоге  переросло  в  желание  узнать,  как  именно  рождается  чудо  и  придуманный  мир  оживает  на  экране.

Помню,  как  я  был  поражён  тем  фактом,  что  ни  единый  предмет,  попавший  в  кадр,  не  оказался  там  случайно.  Художники,  создающие  декорации,  продумали  каждую  мелочь,  а  оператор,  снимающий  фильм,  создавал  картинку,  манипулируя  законами  композиции.

Увиденный  на  экране  мир  существовал  только  в  моём  воображении,  но  чувства  от  просмотра  хороших  кинокартин  были  такими  же,  как  в  жизни.  Хочу  обратить  на  это  внимание  начинающих  художников.  Именно  вызванные  чувства,  эмоции  и  сопереживание  у  читателя,  зрителя   являются  высшим  пилотажем  в  ремесле  художника,  а  не  факт  скопированной  реальности.

Носовой  платок  когда-то  помог  мне  представить  парус  и  пережить  воображаемую  бурю,  произведение  искусства  -  отчасти  тот  самый  платок,  то  есть  художественный  образ.

Инструменты,  которые  есть  у  художника  -  просто  невероятный   арсенал.   С  их  помощью  создаются  миры,  но  это  не  краски  и  кисти,  не  слова  и  киноплёнка,  а  понимание  того,  как  именно  внутри  художественного  произведения  живут,  дополняя  друг  друга,  части  единого  целого.

Завершая  череду  моих  воспоминаний,  скажу,  что  сейчас  я  живу  в  мире  творцов.   Это  мои  друзья  -  сочинители  профессиональные  и   начинающие.  Теперь  я  знаю,  как  становятся  художниками,  как  создаются  картины,  и  у  меня  есть  возможность  делиться  собственными  знаниями  с  теми,  кто  ищет  ответы  на  интересующие  их  вопросы.

Расскажите  ваши  истории  в  комментариях.

Комментариев 20
  1. Оксана Комаровская

    Так нравится!!! Даже слова закончились...на сегодня)))))

    Ответить
  2. Елена

    Александр, Вы гениально передаёте тонкие ощущения в словах, можете объяснить чувства в тексте. Это не всегда просто «вытащить из себя», чтобы понять, почему так? Браво!

    Пишите, пишите не только картины, Вы очень помогаете разобраться в себе. Спасибо!

    Ответить
  3. Елена Зарлин

    Как я стала художником. 11 сентября 2008г я умерла и родилась снова. После шести операций подряд я потеряла почти все, что было важным для меня тогда -здоровье, мужа, деньги, престижную работу, насыщенную жизнь в столице... Оказалось, что все символы успеха, за которыми мы гонимся в жизни — только миражи, иллюзия. Настоящую уверенность и радость жизни дает только любовь и гармония в душе.

    Я начала учиться любить — учиться слушать свою душу, быть честной с собой, воплощать в жизнь свои истинные желания, воспринимать себя как клеточку огромного единого организма Вселенной, учиться понимать устройство мира и принимать с благодарностью каждое мгновение, каждое событие, каждого человека. Тогда я поняла, каким прекрасным подарком судьбы стали все мои «несчастья» и начала делать только то, что радует мою душу. Я занималась декупажем, точечной росписью, лепкой каркасных фигурок из папье-маше, росписью по ткани... Благодаря творчеству я смогла почти полностью восстановить здоровье, найти гармонию и смысл в жизни.

    В 2013г я написала свою первую картину, хотя никогда не училась этому раньше, и с тех пор не могу остановиться. Все картины рождаются в особом состоянии сознания. Образы картины как будто общаются со мной, подсказывая, какими они должны быть. В своих картинах я передаю зрителю энергию любви, которая наполняет и переполняет мое сердце.

    Сейчас не простые времена не только в Украине, но и во всем мире. Каждый из нас проходит свои тяжелые ситуации в жизни. Я очень рада, что образы, которые рождаются на моих картинах, помогают людям достойно пройти свои испытания, преобразовать свою боль, страх, отчаяние в любовь и радость.

    Ответить
  4. Анна Шуракова

    А я все детство прожила в воображаемом мире)) Меня все считали очень рассеянной и невнимательной и витающей в облаках. А я просто жила в своём мире, перестраивала его, населяла и совершенствовала... И книги. Я взахлёб читала всю приключенческую и не только литературу, которая попадала мне в руки. В библиотеке ко мне настолько привыкли, что выдавали «клады» из закрытого фонда и читального зала. Некоторые из экземпляров я доставала почитать через друзей друзей (не знаю, как они соглашались дать почитать книги незнакомому человеку, я вот никому свои книги не даю. А если приходится отдать — то дарю:)). Я могла читать где угодно: катая коляску с маленькой сестренкой, выгуливая черепаху или кота (было и такое:)), на пляже вместо загорания... . У меня до сих пор сохранился трепет перед книгой. Я собираю библиотеку для себя и своего сынули (надеюсь, он оценит:)). Вообщем, мне было не скучно с самой собой))) Я думаю, это сильно повлияло на мое творческое начало.

    Ответить
    • Людмила

      Как же это мне близко!!! Разделяю сВами эти ощущения

      Ответить
    • Наталья Янтарная

      И я такая же... В детстве меня называли-"не от мира сего..." Да и сейчас мне с собой не скучно. даже иногда злюсь. когда меня от себя отвлекают... жаль даже времени на готовку еды... моя -любовь-живопись...

      Ответить
    • Ирина

      Спасибо за статью, очень интересно, читаешь и вспоминаешь свое детство. Спасибо за комментарии интересные. Все это созвучно с моими воспоминаниями. Мечтала и рисовала с 10 лет, картины дарила. Читала книги взахлеб и мечтала быть космонавтом, летать и осваивать планеты, быть капитаном дальнего плавания ну и т.д. Но жизнь диктует свои права. Было и хорошее и плохое. Но не было отчаянья, даже в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях. Главное я продолжаю жить, творить и радовать друзей, родных и главное, своих внуков и внучек, их у меня 4 внука и 2 внучки. Они очень любят мои поделки и рисунки. Успехов всем творческих, удачи и оптимизма.

      Ответить
  5. Оксана Комаровская

    Это я поторопилась, сказав , что слова на сегодня закончились.

    Заметила пунктик «Расскажите Ваши истории в комментариях». Попыталась вспомнить какие-то свои детские и более поздние мечты, надежды. И не могу. А знаете, почему? Я и не мечтала вовсе, а просто-напросто жила в своих этих воображаемых мирах, изредка возвращаясь в реальность, как домой переночевать. Потому и вспомнить не могу. Очень часто задаваемый мне вопрос звучал так: «О чём ты всё время думаешь?» Но «думаешь» — это громко сказано! Просто я находилась где-то далеко, а создавалось впечатление усиленной работы мозга. Ответ звучал примерно так: «Да ни о чём...» Выглядело это довольно глупо, и мне всегда становилось стыдно. И чтобы вернуться в реальность, нужно было сделать над собой усилие. Слава богу, за столько лет в этом плане мало что изменилось. Мне так комфортно.

    А сейчас, Александр, Вы ещё меня научите рисовать хорошо))), и буду транслировать свои миры на холстах))). Я уже пытаюсь это делать)))

    Ответить
  6. Татьяна Никулина

    Так интересно читать Ваши статьи!!! Прекрасно! Браво! Бесподобно! У Вас талант литератора! Представляю. сколько прочитавших не рискнули еще сказать Вам, Александр, свое «СПАСИБО»... Я же счастлива познакомиться с Вашими мыслями в статьях этого замечательного блога. СПАСИБО Вам большое и мой поклон.

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Татьяна! И Вам спасибо, как, впрочем, всем, оставившим комментарии. Рад, что мы с Вами единомышленники и мои мысли и истории Вам близки. Периодически получаю сообщения на почту, но тем, кто оставляет комментарии на блоге, благодарен вдвойне.

      Ответить
  7. Светлана

    И я, как и многие — художник, родом из детства. У нас было два кинотеатра — обычный и «летний», это такие, где крышей было черно-синее крымское небо с комарами. Полной культурной программой для детворы было посмотреть за 10 копеек много раз смотренный фильм на детском сеансе в 15.00, затем, если повезет, уже за 30 копеек, вечерний фильм в «зимнем» кинотеатре, а уж в восемь часов вечера начинала играть «музыка» в летнем кинотеатре и там крутили уже взрослые фильмы. Это время было уже для семейных пар. Но разве для нас существовали преграды? Большим успехом пользовались: « Свадьба в Малиновке», « Неуловимые», « Лимонадный Джо». Я уже не говорю о «Фантомасе»: чтобы его посмотреть, коллективно удирали с уроков. Пожалуй, фильмы давали возможность увидеть другой мир: красочный, яркий и живой. Лично на меня, очень сильное впечетление производили фильмы, которые рассказывали о сильных и смелых людях, где главным героем « фильмы» был человек. Моей первой любовью стал « Начальник Чукотки». Ходила я на этот фильм раз десять, садилась даже не на первый ряд, а еще ближе, если мест не было, стояла. Это было моей «страшной тайной», никто не должен был догадаться об этом. Что я хочу сказать, не было ни одного движения, поворота головы «Начальника», которое я бы не изучила и мысленно не представила, весь фильм разбивался у меня на картины- кадры, по которым, я думаю, и получала свои первоначальные знания по композиции. Я не буду говорить, что я думаю об этом фильме, но то, что заложил этот фильм, осталось. Моей любимой и нужной темой остается человек, портрет — это то, что меня волнует, в этой теме я живу. До десяти лет, я помню, получила и признание. Мне сказали, что я рисую, как художник. Такая оценка мне понравилась. Вот так это было. Были и у нас книги и строительство " настоящего " корабля, но я уже и так много написала.

    Ответить
  8. Анна Лобова

    Рисовать мне хотелось всегда. А уж в детстве особенно! Прекрасно помню коробочку со своими первыми красками. Конечно, это была акварель! Все краски были красивыми, но одна – просто волшебная. Ярко изумрудная! Мне она ужасно нравилась и всю зелень хотелось рисовать именно ей, хотя взрослые говорили, что такого цвета нет в природе. А еще очень здорово было лепить фигурки из глины, высушивать их на солнце и потом раскрашивать. Акварельными красками.

    А потом… да, в 10-11 лет щелкнул какой-то переключатель, время потекло по-другому, а мир вдруг утратил часть своей яркости и тайны. Но почему? Очень четко помню это разочарование. Рисование я забросила, потому что не получалось нарисовать так, как хотелось, а учиться, увы, возможности не было. Зато появились книги! И одни из моих любимых – книги о художниках и их картинах.

    С замиранием сердца смотрела, как учатся рисовать мои дети. Их учили рисовать гуашью, и это очень правильно, на мой взгляд.

    Ну а потом… потом случилось так, что живопись, творчество вернулись ко мне. Это чудо. Как это получилось? Я снова вижу мир, сияющий красками. А самое интересное, что есть такой момент весной, на 2-3 день после полного развертывания листочков на деревьях, когда они имеют этот изумительный яркий, чистый изумрудный оттенок краски моего детства. Это очень краткий момент, но он дарит невыразимую радость.

    Ответить
  9. Татьяна

    Александр, благодарю вас за такую чудесную статью!!!!! Мои детские творческие мечты, к сожалению, не были поддержаны взрослыми людьми, и не сбылись... Перебрав массу профессий, я, в очень серьезном возрасте, начала рисовать. Сначала открытки — акрилом, затем осмелилась приобрести холсты и масляные краски. Благодарю себя за эту смелость! В трудное для себя время я начала раскрашивать свою жизнь яркими красками. Теперь живопись — это моя отдушина, моя радость, моя любовь. В моей комнате одна стена полностью увешана моими картинами, и я их просто люблю.

    Ответить
  10. Анна Шуракова

    Захотелось добавить. Я всегда себя ассоциировала с какими-либо книжными персонажами, но что самое интересное, это были не принцессы. То я, начитавшись «Черного корсара», «Одиссей капитана Блада» и т. д., воображаю себя пиратом (причём эта роль мне настолько нравилась, что проходя летнюю практику в качестве вожатой пионерлагеря, я свой отряд назвала «Пираты» и всю смену с ними искала клады, устраивала сражения и т. п.); то капитаном дальнего плавания, покоряющим Арктику, то летчиком, то ещё бог знает кем... Когда я добралась до фэнтези — то это вообще был караул:))) Признаюсь по секрету, что я до сих пор наряду с научной, психологической и документальной литературой люблю почитать детские и подростковые книжки;)) А недавно, читая сынуле Чуковского, я вдруг почувствовала музыку в его стихах. Это было восхитительное ощущение!! В душе я наверное так и осталась ребёнком...))

    Ответить
  11. mila

    хорошая статья и отзывы великолепные,очень искренние и теплые!..И я задумалась о том как было у меня...Семья жила очень скромно и мысли не было куда то ходить рисовать ,но дома делала всякую всячину:срисовывала,лепила,резала из дерева,игрушки шила ,потом одежду стала шить и тд,как все советские дети.Научиться рисовать стало хотеться уже взрослой,но никаких студий не было,отложила...И уже теперь,когда выросли дети появилось время и возможность рисовать в студии,чему очень рада! Иногда жалела,что не получила художественного образования,но как то вспомнила,что работала с одним сейчас очень известным художником. Он тогда был совсем молодым человеком,надо было кормить семью и он делал рекламные листы,огромные и красочные! Но хотел вовсе не этого! Помню как он поругивался от того что нет возможности делать что хочется.Все поменялось с перестройкой,и он долго жил не в России,потом в России и все вроде сложилось...И я для себя решила как здорово,что это интерес,хобби,а не дело,которым надо зарабатывать .Перестала беспокоиться и в своем темпе двигаюсь вперед.Иногда кажется ,что двигаюсь,иногда ,что стою...Но все равно это интересно и меня радует!

    Ответить
  12. Антонина

    дети рисуют все Больше или меньше Взрослые иногда критикуют не имея на это вкуса и понимания Хорошо если в детстве не мешали такие взрослые, а детям ставшими взрослыми не мешали обстоятельства жизненные Я рисовала всегда и стремилась к этому Где то не хватило уверенности в своих силах посвятить этому жизнь Недавно я узнала,что моя институтская знакомая,которую я не видела лет 30 ,бережно хранит портрет,который я нарисовала для нее в институтские годы Я даже забыла о нем А сейчас все возможно Правда немножко поздно Но это лучше чем ничего

    Ответить
  13. Светлана

    Благодарю за интересную историю...все таки у всех наверное разные истории. Я была болезненным ребенком, сидела дома одна и рисовала. Книги, кино это тоже было, но уже потом. Без специального образования, волею судьбы, работала художником-оформителем. Потом опять так волею случая художником-реставратором в художественном музее, было здорово, с радостью вспоминаю это время. Жизнь внесла свои коррективы и надолго пришлось забыть о рисовании. А нынче...не все меня поймут, кто-то осудит...я живу в стране, в которой начинает навязываться и культивироваться идиотизм с беспределом...В общем именно эти события заставили меня вспомнить о том, что мне нравится больше всего остального, иначе можно просто сойти с ума, надо было срочно на что-то переключаться.Вот такая проза жизни... Очень жаль потерянного времени. Становиться кем-то уже поздно, но без рисования уже не могу, рисую, изучаю каждый день с большим удовольствием.

    Ответить
  14. Ольга Береснева

    С самого юного возраста проявляла неодолимую тягу к рисованию. И уже в три года снискала восторженные отзывы о портретах человечков-«марсиан». В школьные годы училась в Бобруйской художественной школе и собирала портфолио к поступлению в Минский архитектурный. Но, судьба распорядилась иначе: в выпускном классе семье пришлось переехать в другой город, а профессию выбрала очень далёкую от творчества. И только в зрелые годы неистребимая тяга к художественному творчеству, наконец, смогла прорвать броню повседневности. Теперь вот,в том числе с помощью Александра, навёрстываю упущенное, хотя времени, как всегда не хватает! То, что в человеке заложено с детства, обязательно найдёт свой выход, рано или поздно — я это точно знаю!

    Ответить
  15. Ирина

    Спасибо, Александр, за Вашу статью... Вы подкупаете своей искренностью, теплым общением с Вашей аудиторией и прекрасным литературным слогом...

    Все так созвучно моим мыслям... Душа поет, когда встречает тонкого, умного и талантливого человека... Всех Вам благ!

    Ответить
  16. Мария

    Александр, благодарю! Очень живописно!

    Ответить
Ваш ответ
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.