На дворе весна. Солнце, облака и первые листочки на ещё обнажённых ветвях деревьев. Пленэр, лето, закаты и восходы — благодатная пора для мастеров и прекрасный шанс для начинающих художников попробовать себя в работе с натуры.

Если Вы хоть раз рисовали дерево с натуры, то знаете, что задача эта непростая. Пересчитать все листочки на берёзе и иголочки на ёлке… уйдет немало труда. А так ли стоит подходить к попытке изобразить крону дерева или есть другой, более простой способ?

Конечно, есть. Всё давно придумано за Вас, нужно только принять на вооружение необходимые знания.

Первое, что Вам следует знать — рисовать следует от большого к малому, то есть обобщать большие массы, объединять в группы как несколько деревьев, так и отдельные ветки на кроне.

Частностями, то есть листиками, Вы займётесь после того, как обобщите деревья до силуэтов, покажете, как они расположены в пространстве, осветите, передадите планы согласно воздушной и линейной перспективе, определитесь с композицией и общим колоритом.

Если Вы понимаете, о чём я, значит, Вы далеко не любитель в изобразительном творчестве. Если нет, то Вас скорее пугает такая логика, нежели помогает понять, как же всё-таки научиться рисовать дерево.

Рисование и живопись — области, где практику-любителю хочется быть свободным от ответственности за то, что он сотворил, быть собой или играть в кого-то другого, но только не погружать себя в сложный процесс обучения.

Хотите Вы этого или нет, но учиться придётся, если Вы желаете достичь результатов, а быть свободным от технических сложностей можно только постоянно практикуясь.

Изображение дерева поэтапно, публикую план.

1. Обобщите выбранное Вами дерево до силуэта (рисуйте исключительно с натуры).

Как нарисовать дерево, если Вы не умеете изображать даже листик

И.И. Шишкин

2. Внутри силуэта наметьте основные массы ветвей.

Как нарисовать дерево, если Вы не умеете изображать даже листик

И.И. Шишкин

3. Придайте дереву объём, здесь Вам следует разобраться с освещением.

Как нарисовать дерево, если Вы не умеете изображать даже листик

И.И. Шишкин

4. Передайте пространство, выделив ближние группы ветвей и смягчив дальние.

Как нарисовать дерево, если Вы не умеете изображать даже листик

И.И. Шишкин

5. Выходите на деталь, если этого требует Ваша художественная задача.

Как нарисовать дерево, если Вы не умеете изображать даже листик

И.И. Шишкин

Можно разбить план ещё на множество пунктов и подпунктов, но суть уже сказана в пяти основных, практикуясь, Вы сможете понять каждый из них.

В конце концов Вы научитесь рисовать деревья, вопрос, зачем, для чего Вы это делаете?

Приведу пример моей беседы с дочерью на тему художественного образа. Ей десять лет, она задаёт вопросы, я отвечаю.

Нашей темой стал весенний сад или попросту земельный участок со вскопанными грядками, садовыми растениями и яблонями. “Как бы ты обо всем этом рассказала?” — задал я вопрос.

И она начала перечислять всё, что видит: деревья, траву, забор, облака, не забыв про бабочек с цветом их крыльев и другими подробностями фактического сюжета.

“А теперь представь, — сказал я, — кому будет интересна такая картина? Всё перечисленное тобой — всего лишь факты, бездушные символы созерцаемых предметов.

Ты просто перечисляешь то, что видишь, будто бы гербарий собираешь или препарируешь сюжет, как холодный труп реальности. Нет, так дело не пойдёт. Расскажи о том, что ты чувствуешь, переживаешь, как всё это отражается в твоём зеркале восприятия”.

Далее мне пришлось привести пример, как вижу и чувствую я.

“Весна — это сказочная пора, когда цветут небесные грядки. Днём это облака, а ночью — бескрайние поля, засеянные семенами звёзд. Падая на землю, они топят снега.

Утром туман, вечером пелена испарений. Мир под одеялом ещё спит, ещё ровно дышит, но нити сна вот-вот лопнут, и застучит сердце земли, выжимая соки из сморщившихся почв.

Есть деревья большие, как горы, есть прозрачные, как струны дождя, есть, как птицы, живые, есть неподвижные, как стена.»

Для кого-то весна — очередное время года, а для художника ещё один уникальный шанс чувствовать, воспринимать, переживать каждый раз, как в первый.

Если хочешь рассказать о своих чувствах, не говори о фактах, облекай их в образы. Для художника нет ничего страшнее гиперреализма, желания передать документально каждую травинку, каждую росинку, каждый камешек.

Я задал ей непростую задачу, а именно, научиться мыслить иначе, нежели перечислением фактов. Собственно, такая же участь ждёт и Вас, мои читатели. Рекомендую наблюдать образы в окружающем Вас мире, а затем создавать из них художественные истории.

Зрителю неинтересна скопированная реальность, он хочет видеть и понимать чувства автора, его личное отношение к сюжету, его индивидуальность. В противном случае произведение перестаёт быть художественным, эмоционально заряженным и переходит в раздел документальных свидетельств, сухих фактов.

Совсем недавно я был в Москве, на Крымском валу, рядом с ЦДХ. Там в палатках художники продают свои работы, так сказать, на потребу публики. Большей частью это незатейливые картинки, не претендующие на индивидуальность, и, конечно, я не мог не поинтересоваться, почём нынче “искусство”.

Тут же мне были объявлены цены на заливные луга, изумрудно-зелёные леса, голубые озёра и а-ля Шишкинские деревья. В среднем 20-30 т.р. за довольно большие картины около метра.

Среди разномастных сюжетов мною была подмечена одна интересная работа, висевшая особняком. “А эта сколько?” — указал я на неё. Эта 70 т.р., и тут же последовал вопрос, что, сами пишете?

Не признавшись, что пишу, я продолжил допрос, почему 70 тысяч, она и по размеру меньше тех, что за 30 т.р.

Мало ли, что по размеру, семьдесят и всё! Большего пояснения мне не дали, возможно, раскусив, что покупать я не буду. На том мы и расстались.

Это понятно, что таких, как я, зевак у продавцов картин много. На каждого не хватит никаких объяснений, но интересно не это. Картина, на которую я обратил внимание, выбивалась из общего строя, потому что в ней чувствовалась личность автора, композиционные и колористические поиски. Каким-то образом творческая вещь оказалась среди ширпотреба, и автору очень не хотелось продавать её задёшево.

Было видно, что он испытывал гордость за эту работу, она представляла для него ценность, и ни на какие уступки по её стоимости он не шёл в отличие от других картин, представленных в ларьке.

Когда я спрашивал стоимость работы, я предполагал, что он мне ответит, что даст скидку на любую, кроме этой, что вычислит во мне художника и потеряет интерес как к покупателю. В этой единственной картине был сам автор, его отношение к сюжету, его художественные поиски.

Вопрос, если авторы так ценят свои художественные эксперименты, почему большинству зрителей они безразличны?

Отвечаю, подлинное творчество способен увидеть вооружённый глаз ценителя, человека посвящённого, знающего, как смотреть и куда. Большая же часть случайных зрителей так и остается на всю жизнь отлучённой от великих тайн искусства. Самое страшное, что это их выбор. Меньше знаешь — крепче спишь!

Вместе с пожеланиям тем из Вас, кто практикует живопись, научиться рисовать деревья, хочу пожелать беспокойных снов, восторга от творческих задач и, конечно, интересных работ, действуйте!

Если вопрос, как рисовать дерево, Вас волнует, напишите в комментариях, кто из художников по-Вашему наиболее интересно изображает деревья. Тем самым Вы, возможно, откроете кому-то из читателей новые имена и сами сможете узнать Вам неизвестных.

Внимание! Хотите прикоснуться к миру изобразительного творчества? Жду Вас на бесплатной онлайн-встрече «Зачем художнику видеть?» 25 августа в 20.00 по московскому времени. Регистрируйтесь по ссылке: http://artgranata.ru/