arrow up
Александр Григорьев Саврасов
О живописи и не только простыми словами…

Главная ошибка начинающих художников

Как  правило,  начинающие  художники  делятся  на  два  типа:  одни  не  умеют  вообще  ничего,  а  другие  кое-что  умеют  и  очень  этим  гордятся.  Тем,  кто  ничего  не  умеет,  повезло  больше,  если  они  попали  к  профессиональному  художнику — педагогу.

В  профессиональной  среде  бытует  мнение,  что  ученик,  начинающий  с  чистого  листа — идеальный  материал  для  того,  чтобы  вылепить  из  него  художника, музыканта,  танцора, спортсмена  и  т.д.

Не  хочу  ни  в  кого  тыкать  пальцем,  поэтому  приведу  личный  пример.  Иногда  над  собой  посмеяться  полезно,  так  как  не  считаю  зазорным  признаться  в  собственных  ошибках  и  заблуждениях,  которых  имел   множество.

Будучи  студентом  первых  курсов  художественного  училища,   в  свободное  от  учёбы  время  я  успевал   работать  по  частным  заказам,  которые  поступали  от  обширного  круга  моих  знакомых.   Не  секрет,  кто  определял  мои  предпочтения   в  живописи,  а  именно,  заказчики.  Когда  я  слышал  комплименты  людей,  купивших  мои  работы,  то  испытывал  гордость  за  себя,  за  то,  что  я  такой  талантливый,  целеустремлённый,  знающий  своё  дело.

Мне  казалось,  я  себя  нашёл!  Наверное,  всё  бы  так  и  продолжалось,  если  бы  не  художники,  с  которыми  я  всё  чаще  и  чаще  сталкивался.  Видя  мои  работы,  они  презрительно  отворачивались,  а  иногда  так  и  говорили,  хочешь  понравиться  всем,  неси  свои  картинки  в  салон.

Я  не  понимал,  в  чём   проблема,  почему  профессионалы  не  считают  моё  творчество  интересным.  Будучи  человеком  ищущим,   привыкшим  во  всём  разбираться,  я  поборол    гордыню  и  начал  искать  причины  такого  отношения  к  моим  работам  со  стороны  состоявшихся  мэтров.

Думаю,  историю  следует  начать  с  самого  начала.  А  какое  начало  у  художников?  Наверное,  такое  же,  как  и  у  всех  творческих  людей.

Ещё  в  детстве   многие  из  нас   чувствуют   тягу  к  рисованию,  музыке,  литературе.  Я  не  был  исключением,  поэтому  до  сих  пор  не знаю,  куда  девать  кипы  своих  детских  и  юношеских  рисунков.  Я  рисовал  не  ради  соревнования  с  товарищами  —  кто  лучше,  и  не  потому,  что  меня  заставляли  родители,  пророча   будущее  художника,  мне  просто  это  нравилось,   я  выражал  себя  творчески.

Когда  пришло  время  определяться  с  будущей  профессией,  так  случилось,  что  я  больше  ничем  не  хотел  заниматься,  но  сама  мысль  выбрать  профессию  художника  пугала  меня  до смерти.   Я  вообще  был  очень  робкий  юноша,  мне  было  непонятно,  как   рисование  можно  заключить  в  какие-либо  рамки,  придумать  законы  и  им  следовать.  Я  смутно  представлял,  как  это  -  учиться  на  художника,   неужели   в  учебных  заведениях   ученикам  вкладывают  в  головы  идеи   и  придумывают  за  них  сюжеты  картин?

Если  я  изображал  что-то  на  листе  бумаги,  неважно,  будь  это  пейзаж,  портрет  либо  иная тема,  я  стремился  наиболее  точно  воссоздать   натуру.

Когда  дело   дошло  до  поступления  в  училище,  я  знал,  что  мне  там   нужно  и  чему  я  должен  научиться.

Вот  список  навыков  и  результатов,  которые,  как  мне  казалось,  я  должен  был  приобрести,  закончив  учёбу.

Научиться  пользоваться  всеми  необходимыми  художественными  материалами.

Узнать  все  секреты  старых  мастеров  (и  новых  тоже,  по  возможности).

Научиться  создавать  эпические  картины,  такие,  чтобы  дух  захватывало  от  затраченного   на  них  труда.

Найти  свой  узнаваемый  авторский  стиль.

Перестать  сомневаться  в  собственных   силах,   творить  легко.

Выработать  алгоритм  создания  шедевров  и  сотворить   ряд  из  них,  ещё  будучи  студентом.

И  последнее  -  стать  успешным  художником!

Сейчас  я  знаю,  что  любой  из  пунктов  моего  плана   -  фантазии  дилетанта  или  попросту  бред.  Я  расстался  с  этими  мечтами,  когда  начал  общаться  с  профессионалами.

Мне  стало  ясно,  что  есть  только  два  способа  водить  дружбу  с  Его  Величеством  Искусством.  Первый  -  это  подчинить  его  себе  и  эксплуатировать  ради  прибыли,  в  итоге  став  угодником  и  рабом   зрителя.

Второй  же  способ  менее  привлекательный,  а  главное,  вообще  непонятный  всем,  кто  находится  на  уровне  дилетанта.    Создавать  новые  миры,  искать  свежие  решения,  показывать  суть,  а  не  красивую  обёртку,  видеть  прекрасное   там,  где  его   не  видит  большинство,  говорить,  что  думаешь,  а  не  то,  что  от  тебя  ждут.

Возвращаясь  к  началу  моей  истории,  скажу,  что  те  навыки  и  знания,  которые  я  собирал  самостоятельно,  сильно  мне  мешали,  потому   что   я  ставил  акценты  не  там,  где  нужно  и  чересчур  любовался  собственным  мнением.

Как  оказалось,  мои  взгляды  на  живопись  были  ошибочны,  и  в  этом  мне  помогли  разобраться    учителя  и  наставники.

Сейчас,  когда  мне  приходится  общаться  с  такими  же  всё  знающими  учениками,  я  отлично  их  понимаю.   Иногда  в  общении  с  ними  мне  удаётся  найти  нужные  слова,  иногда  нет.

Говоря  про  ошибки  начинающих  художников,  я  выделил  бы  одну  единственную,  потому  что  другие  -  мелочь  по  сравнению  с  ней.  Это  попытка сидеть   на  двух  стульях.

Кто  Вы  -  творец,  создатель   (с  этим  следует  разобраться  в  начале  пути)  или  же  тот,  кто  идёт  проторенной  тропой,  не  желая  подвергать  себя  риску  оступиться.    Естественно,  что  желание  сидеть  на  двух  стульях  -  самый  простой  ответ  на  вопрос,  но  это  иллюзия.  Ваш  стул  всегда  один.

Здесь  же  лежат  ответы  и  на  другие  злободневные  темы.   Вот  Вам  одна  из  них.  Привожу  комментарий,  опубликованный  на  блоге,  к  статье  «Никто  не  хочет,  чтобы  Вы  стали  художником».

 

“Забавное  подтверждение — то,  что  пишешь  искренне,  от  души — не  продается,  потому  что не  резонирует  со  зрителем.  А  вот  подделка  под  искусство — запросто — наблюдаю  этот процесс  изнутри,  так  как  пишу  сама  и  год  работала  в  арт  салоне.  Наблюдала,  как замечательно  продаются  печатные  копии  неизвестных  авторов  с  Монмартром  и  греческим побережьем  и  как  отвратительно  покупаются  холсты  местных  художников.  Понятно,  человеку хочется  в  минуту  отдыха  поднять  глаза  и  увидеть  сказочную  мечту,  а  не  реальность,  как  за окошком.  Что  до  «художников»,  неприятно  поражает  отношение  «членов»  к  не  «членам». Можно  подумать,  с  титулом  этим  они  появились  на  свет,  и  передается  он  по  наследству. Все  кончали  одни  вузы  и  все  одним  миром  мазаны,  но  отношение  такое,  как  будто  клякса, с  задумчивым  видом  поставленная  ВЕЛИКОЙ  рукой,  ценнее  и  продуманней  всей  картины молодого  художника.  А  молодой  художник  подобные  кляксы  и  показывать  постыдился  бы.  И  вот  уже  про  пейзаж  с  претензией  на  реализм  тебе  рассказывают,  что  колорит  не  тот, сюжет  не  этот,  построение  не  такое,  зато  закорюка  цветом  из  тюбика  кисти  «члена»  не поддается  критике — там  же  нет  построения,  реализма,  анатомии,  чтобы  их  критиковать…  И вот  молодой  художник  вроде  и  не  молод,  но  в  «члены»  все  равно  мордой  не  вышел,  если с  «членами»  дружбы  не  водит…”

Отвечая  на  комментарий,  скажу,  что  подделка  под  искусство  всегда  будет  продаваться  хорошо,  это  подтверждает  сказанное  мной  ранее.  Автор,  идущий  на  поводу  у  зрителя,   всегда  востребован,  всегда  любим  теми,  кто  относится  к искусству  как  к  прислуге.  По  поводу  того,  что  написанное  от  души  не  резонирует  со  зрителем,  говорить  сложно,  потому  как  это  понятие  абстрактное,   его  невозможно  передать  словами.  Например,  для  меня  “от  души” -  это  история,  рассказанная  языком  визуальных  образов,  то  есть  профессионально  закомпонованная,  технически  решённая  плоскость  с  ясно  читающейся  авторской  идеей.

По  поводу  мнимого  неравноправия  “членов”  и  “не  членов”  СХР,  а  также  молодых  художников  и  состоявшихся  мастеров,  опять  же  отсылаю  к  ранее  написанному  тексту.   Мною  замечено,  что  все  обиды  подобного  рода  водятся  за  художниками,  так  и  не  сумевшими  увидеть  суть  за  бронёй  собственного  “Я”.  Когда  сравнивают  закорючку  мастера  с  картинкой  начинающего  молодого  художника,  мне  хочется  спросить,  а  почему  Вы  велосипед   с  космическим  кораблём  не  сравниваете?   Ведь  речь  об  одном  и  том  же,  как  ни  крути  — средства  передвижения.

Если  Вы  спросите  меня,  на  чьей  я  стороне,   смело  скажу,  что  на  стороне  художников  ищущих,  тех,  кто  идёт  своим  путём,   мне  совсем  неважно,  какие  у  них  звания,  регалии  и  награды.  Будет  банальным,  если   добавлю  к  сказанному,  что  это  самый  трудный  путь,  но  и   самый  интересный!   А  как  же  при  этом  интересно  их  творчество,  как  завораживают   созданные   ими   уникальные   образы  и  миры.

Подозреваю,  что  зрителю,  воспринимающему  изобразительное  искусство  утилитарно,  трудно  понять,  о  чём  я  говорю.   Даю  подсказку,  наберите   в  поисковике  три   слова  «портрет  на  заказ»,  что  Вы  увидите?

Бесчисленное  количество  портретов,  сделанных  одним  автором.  На  самом  деле  все  авторы  разные,  а   их  работы  одинаковые,  трудно  отличить,  кто  есть  кто.  Некоторые  прикладывают  к  созданной  работе  фото,  с  которого  она  написана,  подтверждая,   как  умело  они   копируют.

А  теперь  вопрос.   Что  Вы  испытываете  при  созерцании  данного  “искусства”?

Кроме  удивления,  ничего!   Да,  Вы  можете  сказать,  что  так  не умеете,  что   хотите  научиться  так  же  и  т.д.

А  теперь  я  расскажу,  что  же  Вам  не  додали,  обвесили,  как  на  рынке,  украли,  вытащили  из  кармана,  обманули.

Живопись  —  это  музыка  в  цвете,  художник,  создавая  картину,  создаёт  мелодию.  Цвет  для  живописца   -  не  просто  колер  или  краска  -  это  элемент  целого.  Чтобы  гармония  состоялась  и  каждая  нота  была  на  своём  месте,  простого  подражания  фотографии  недостаточно.

Если  мы  говорим  об  искусстве,  то  картина,  прежде  всего,  художественный  образ,   призванный  раскрыть  суть,  а  не  внешнюю  оболочку.

Репин И.Е. портрет Стрепетовой П.А.

Простыми  словами,  Вы  как  зритель  не  получите  эстетического  удовольствия, не  испытаете  культурного  шока  от  подобного  творчества,  не  услышите  музыку,  не   будете   сопереживать.

Если  Вы  забьёте  в  поисковик  «пейзаж  на  заказ»,  ситуация   будет  та  же  -  картин  много,  а  автор  один!

Впрочем,  если  же  Вы  относитесь  к  изобразительному  творчеству   как  к  слуге,  Вам  будет  по-прежнему  сложно  меня  понять.  Не  желая  видеть  в  картине  ничего,  кроме  предлагаемого  сюжета,  Вы  сами  лишаете  себя  полноты  жизни,  частью  которой  является  искусство.

Хочу  напомнить  всем,  кто  пропустил  прошлую  статью,  сейчас  я  объявляю  набор  на  курс  о  цвете  в  живописи.   Если  он  Вам  интересен,  то  введите  свой  электронный  адрес  в  форму   под  этой  статьёй    перейдите  по  ссылке  http://grigoryevalexandr.ru/vozrast-tvorhsestvu-ne-pomeha.html

Комментариев 21
  1. Сказкина Алёна

    Узнаваемый стиль и вера в собственные силы — наверное всё же полезные вещи для творческого человека. :) Ведь стиль — это отражение чувств, характера, души (если все же правильно сопоставлять его с творчеством), то, что заставляет откликаться именно твоего зрителя; а силы помогают сделать следующий шаг, даже против ветра.

    А с остальным, в принципе, согласна. :)

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Алёна! Полностью с Вами согласен, в статье я исключил поиск собственного стиля как самоцель. Если наше творчество, прежде всего, самовыражение, то авторский язык или стиль придёт в процессе работы. Спасибо за отзыв!

      Ответить
  2. Наталья

    Здравствуйте!

    С интересом прочла Вашу статью, Александр!

    В ней есть прекрасный ответ для ищущей Души художника — « Создавать новые миры...» !

    Очень правильное определение высоты «планки» для создания картины!

    Что делает картину особенной ? — Её мир, который она открывает для нас!

    Если картина пуста, то она так и останется пустотой, которую не перекрыть никакими красками!

    Может я и не права, но я нашла ответ для себя , открыв этот пост в вашем блоге!)

    Спасибо!

    Ответить
  3. Всеволод

    Здравствуйте! Статья любопытная. Да, мы пытаемся раскрыть суть явлений, вещей, мира. Но не всегда бываем поняты. А бывает так, что и заработать на этом хочется. Правда, получается редко. А часто наши «миры» не попадают на выставки. Потому что смотрят в корочки, а не на работы. Все просто зациклены на дипломах и членстве. Но всё равно мы работаем, даже не продаваясь и не будучи «раскрученными». Для себя, «в стол». Для потомков.

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Всеволод! Время корочек и дипломов давно прошло, мне интересно, где Вы сталкиваетесь с подобными проблемами? Скажу на своём примере — за всё время моей творческой деятельности я не помню ни одного случая, чтобы приоритетом в выборе между дипломом и картиной оказался диплом или ещё какая-нибудь бумажка. Спасибо за отзыв!

      Ответить
  4. Наталья

    Большинство всемирно известных художников, узнаваемых по стилю при жизни были бедны. Мало кто тогда понимал их. Их картины сейчас стоят бешеных денег. Из за них совершаются преступления. Нынешние творцы хотят жить хорошо здесь и сейчас, (потому что кушать простите хочется). Да и заказчикам в большинстве своем все равно раскрыл ты суть или нет, главное что бы похоже было и гармонировало с интерьером.

    Ответить
  5. Ольга

    Как же мне нравятся и нужны ваши статьи. и, кстати- к оппонентам -в каком -то фильме было перечисление имен художников, имеющих признание и деньги -при жизни (Рафаэля помню, например)

    Ответить
  6. Ольга

    не факт, не факт. Есть бизнес, есть творчество, есть вытворение. часто бизнес и вытворение совпадают и преподносятся как шедевры. В фильме 1+1 это очень хорошо показано.

    Ответить
  7. Анна Луценко

    Очень хочется делать- творить свое! Особенно , когда ты постепенно приоткрываешь то что было тебе неизвестно- это захватывает, увлекает и заставляет ещё больше и красочнее углубляться в свой мир.

    Захожу в художественный салон или смотрю работы художников в нэте- нравятся те , кто имеет свой почерк, узнаешь эти работы не по подписи... Как хочется тоже иметь свой почерк, как хотелось бы смочь передать те эмоции, что ты, как человек и как художник, ощущаешь когда работаешь над картиной! Отдав одну из своих работ в люди...есть ощущение, что отдал или «выдал замуж» одну из своих любимых « дочерей», а когда человек, получивший «дочь» очень счастлив- это не гордыня, это ощущение счастья , нужности и ты существует не зря, если подарил радость хоть даже одному человеку своим делом, трудом, творчеством.

    Ответить
  8. Маргарита

    Спасибо, Александр, за статью. Вы поднимаете очень важные вопросы. Я только недавно начала заниматься живописью и постоянно размышляю о том, в каком направлении мне надо двигаться. Недавно я участвовала в вебинаре по живописи и поняла, что главное — это понять что я хочу сказать, когда беру в руки кисть, и что я хочу получить, занимаясь живописью. Конечно, любой художник хотел бы, чтобы его работы были востребованы и их покупали. Как специалист в экономике и рассуждая логически, думаю, что если человек профессионал и зарабатывает себе живописью на жизнь, ему необходимо в какой-то мере писать то, что пользуется спросом. Иначе ему не на что будет жить. Это не значит что он должен всё писать на заказ и отказаться от своего собственного творчества. То есть, надо сбалансировать необходимомсть и то, что для души.

    А если живопись — это хобби, то тоже надо задать себе вопрос: это хобби, чтобы подзаработать, получая удовольствие от процесса, или это желание выразить себя в искусстве или это просто арт-терапия? И ответить себе честно на такой вопрос. Если желание заработка очень сильно, так надо овладеть какой-то техникой и писать, скажем, птичек или цветочки, что люди покупают и совершенствовать этот навык.

    Если для души, то писать, не руководствуясь спросом, и спокойно принимать то, что такие картины не покупают или их не понимают. Может быть когда-то Вы станете великим художником, и эти картины будут цениться очень высоко, а может быть и нет. Надо жить здесь и сейчас и просто работать и творить, не думая о будущем. А если это как арт-терапия или просто страсть что-то изображать, то надо просто отдаваться этому процессу с удовольствием и не усложнять себе жизнь.

    Ответить
    • Всеволод

      Здравствуйте, Маргарита! Спасибо за такой интересный комментарий! Это у Вас очень верно: «...если человек профессионал и зарабатывает себе живописью на жизнь, ему необходимо в какой-то мере писать то, что пользуется спросом. Иначе ему не на что будет жить. Это не значит, что он должен всё писать на заказ и отказаться от своего собственного творчества. То есть, надо сбалансировать необходимость и то, что для души». К тому же, если что-то покупают, ты подсознательно чувствуешь свою «нужность», то, что работаешь не зря.

      Конечно, есть у нас в городе и те, кто работает чисто на заказ. И боюсь, что не все они такие интеллектуалы, как Вы. Но — каждому своё. Будем творить и любить жизнь.

      Ответить
      • Маргарита

        Спасибо, Всеволод, мне приятно, что Вы согласны со мной. Я сейчас вспомнила, что, когда была маленькой и приходила к маме на работу в аэропорт, то встречала там художницу Ирен. Я ещё удивлялась, что может делать художница в аэропорту? Она рисовала плакаты, делала рекламу и подобную работу. Ей надо было зарабатывать на жизнь себе и своему ребёнку. Мне было её жаль, а потом как-то я побывала у неё дома и увидела потрясающие картины, и вся её квартира дышала любовью и гармонией. Когда человек талантлив, то от его работ захватывает дух. И я тогда поняла, что она — счастливый человек, потому что от её картин идёт тепло и радость.

        Если люди просто пишут на заказ — это их выбор и, возможно, они тоже счастливы.

        Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Маргарита! Вы верно рассуждаете, нужно быть честным, прежде всего, с самим собой, не стоит выдавать коммерческие картинки за искусство, арт терапию за творчество, а искусство втаптывать в грязь, не желая видеть в нём ничего кроме коммерческой выгоды. Спасибо за отзыв!

      Ответить
  9. Ольга Меркульева

    Спасибо, Александр, за статью. Я благодарю судьбу, что в начале своего пути освоения живописи она дала мне возможность понимания сути самого процесса «творчества» , читая Ваши статьи, слушая Ваши уроки.

    Ответить
  10. Lyalya

    Мой педагог по режиссуре говорил, что хочешь ты или не хочешь, а есть творчество для души, а есть для продажи, для зарабатывания. И никуда не деться от этого. Кто-то на корпоративах зарабатывает, кто-то за копейки то же самое делает на сцене... Мы тогда очень молодые были и все, конечно, хотели искусством для души заниматься. Такие высказывания казались циничными... Оказалось, что так оно и есть. Очень четкая грань. Совсем не размытая. Кто-то умеет сочетать. Кто-то нет. Но это есть. Но и для зарабатывания не всегда плохо. Все равно стараешься делать это достойно. Чтобы самому не было противно. Согласна, что есть определенный спрос на определенный продукт. Продашь не все,что ты создал. Но это и разные цели. Одна очень личная- высказаться, поговорить с миром, встретить понимающего собеседника. И вторая- дать то, что хотят и ждут. Не ругайтесь. Это просто мое мнение. Сейчас я рисую песком и мне очень интересно и близко все, о чем Вы пишете, Александр. Спасибо большое. Хорошо, что встретились. Удачи!

    Ответить
  11. Ольга

    Здравствуйте, Александр! Прочла Вашу статью с интересом! Все, о чем выговорите, очень важно. Я не стану высказывать свое мнение только потому, что не хочется повторяться, ведь прочтя все предыдущие комментарии, я нашла в них свои мысли, вопросы и ответы. Ваша статья заставляет лишний раз задуматься, для чего я взяла в руки кисть... Остальное — поиск и самоутверждение в постоянном труде и в запросах собственной души. Благодарю Вас!!!

    Ответить
  12. ирина

    Золотые слова. Без среды профессионалов часто уходят художники в «никуда» Лестные отзывы далеких от искусства могут затмить истинное. Хорошо, что понимание застигло вовремя

    Ответить
  13. Наталья

    Здравствуйте!

    Меня немного другое волнует. Вот есть желание рисовать, с детства! Художественная школа за плечами, масса всяких курсов, тренингов. Но все, что я рисую, мне не нравится. Это все равно все посредственно и не так как хотелось. Есть люди, которые и не учились вовсе, а чувствуют цвет, творчески раскрыты и их творения свободны и привлекают взгляд. И каждый раз упираешься в тупик — а зачем тогда это делать, если не дано? Ну ничего не дает обучение! Да, повторишь за мастером. Да, красивая картинка. Но сам ты не рисуешь!

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Наталья! Вы хороший вопрос задали, я отвечу Вам в следующей статье. Чтобы не пропустить, подпишитесь на новости блога.

      Ответить
  14. Ольга Береснева

    «Живопись — это музыка в цвете, художник, создавая картину, создаёт мелодию.» О, я кажется поняла на собственной «шкуре» эти слова!! Применительно к своей свежей картинке. Это случилось на днях, когда я совершенно раскрепощённо из наляпанных на холсте абстрактных красочных пятен стала придумывать сюжет. Он, быть может, наивный и сказочный получился, но результат мне принёс удовлетворение и радость от собственного творчества. Думаю, что это ОНО и было... А с мелодией, даже песней, сравнили мою живопись, не скупаясь в одобрении, мои дорогие зрители: такие же как и я — ищущие, познающие и развивающиеся в изобразительном творчестве художники.

    Ответить
Ваш ответ
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.