Как  правило,  начинающие  художники  делятся  на  два  типа:  одни  не  умеют  вообще  ничего,  а  другие  кое-что  умеют  и  очень  этим  гордятся.  Тем,  кто  ничего  не  умеет,  повезло  больше,  если  они  попали  к  профессиональному  художнику — педагогу.

В  профессиональной  среде  бытует  мнение,  что  ученик,  начинающий  с  чистого  листа — идеальный  материал  для  того,  чтобы  вылепить  из  него  художника, музыканта,  танцора, спортсмена  и  т.д.

Не  хочу  ни  в  кого  тыкать  пальцем,  поэтому  приведу  личный  пример.  Иногда  над  собой  посмеяться  полезно,  так  как  не  считаю  зазорным  признаться  в  собственных  ошибках  и  заблуждениях,  которых  имел   множество.

Будучи  студентом  первых  курсов  художественного  училища,   в  свободное  от  учёбы  время  я  успевал   работать  по  частным  заказам,  которые  поступали  от  обширного  круга  моих  знакомых.   Не  секрет,  кто  определял  мои  предпочтения   в  живописи,  а  именно,  заказчики.  Когда  я  слышал  комплименты  людей,  купивших  мои  работы,  то  испытывал  гордость  за  себя,  за  то,  что  я  такой  талантливый,  целеустремлённый,  знающий  своё  дело.

Мне  казалось,  я  себя  нашёл!  Наверное,  всё  бы  так  и  продолжалось,  если  бы  не  художники,  с  которыми  я  всё  чаще  и  чаще  сталкивался.  Видя  мои  работы,  они  презрительно  отворачивались,  а  иногда  так  и  говорили,  хочешь  понравиться  всем,  неси  свои  картинки  в  салон.

Я  не  понимал,  в  чём   проблема,  почему  профессионалы  не  считают  моё  творчество  интересным.  Будучи  человеком  ищущим,   привыкшим  во  всём  разбираться,  я  поборол    гордыню  и  начал  искать  причины  такого  отношения  к  моим  работам  со  стороны  состоявшихся  мэтров.

Думаю,  историю  следует  начать  с  самого  начала.  А  какое  начало  у  художников?  Наверное,  такое  же,  как  и  у  всех  творческих  людей.

Ещё  в  детстве   многие  из  нас   чувствуют   тягу  к  рисованию,  музыке,  литературе.  Я  не  был  исключением,  поэтому  до  сих  пор  не знаю,  куда  девать  кипы  своих  детских  и  юношеских  рисунков.  Я  рисовал  не  ради  соревнования  с  товарищами  —  кто  лучше,  и  не  потому,  что  меня  заставляли  родители,  пророча   будущее  художника,  мне  просто  это  нравилось,   я  выражал  себя  творчески.

Когда  пришло  время  определяться  с  будущей  профессией,  так  случилось,  что  я  больше  ничем  не  хотел  заниматься,  но  сама  мысль  выбрать  профессию  художника  пугала  меня  до смерти.   Я  вообще  был  очень  робкий  юноша,  мне  было  непонятно,  как   рисование  можно  заключить  в  какие-либо  рамки,  придумать  законы  и  им  следовать.  Я  смутно  представлял,  как  это  —  учиться  на  художника,   неужели   в  учебных  заведениях   ученикам  вкладывают  в  головы  идеи   и  придумывают  за  них  сюжеты  картин?

Если  я  изображал  что-то  на  листе  бумаги,  неважно,  будь  это  пейзаж,  портрет  либо  иная тема,  я  стремился  наиболее  точно  воссоздать   натуру.

Когда  дело   дошло  до  поступления  в  училище,  я  знал,  что  мне  там   нужно  и  чему  я  должен  научиться.

Вот  список  навыков  и  результатов,  которые,  как  мне  казалось,  я  должен  был  приобрести,  закончив  учёбу.

Научиться  пользоваться  всеми  необходимыми  художественными  материалами.

Узнать  все  секреты  старых  мастеров  (и  новых  тоже,  по  возможности).

Научиться  создавать  эпические  картины,  такие,  чтобы  дух  захватывало  от  затраченного   на  них  труда.

Найти  свой  узнаваемый  авторский  стиль.

Перестать  сомневаться  в  собственных   силах,   творить  легко.

Выработать  алгоритм  создания  шедевров  и  сотворить   ряд  из  них,  ещё  будучи  студентом.

И  последнее  —  стать  успешным  художником!

Сейчас  я  знаю,  что  любой  из  пунктов  моего  плана   —  фантазии  дилетанта  или  попросту  бред.  Я  расстался  с  этими  мечтами,  когда  начал  общаться  с  профессионалами.

Мне  стало  ясно,  что  есть  только  два  способа  водить  дружбу  с  Его  Величеством  Искусством.  Первый  —  это  подчинить  его  себе  и  эксплуатировать  ради  прибыли,  в  итоге  став  угодником  и  рабом   зрителя.

Второй  же  способ  менее  привлекательный,  а  главное,  вообще  непонятный  всем,  кто  находится  на  уровне  дилетанта.    Создавать  новые  миры,  искать  свежие  решения,  показывать  суть,  а  не  красивую  обёртку,  видеть  прекрасное   там,  где  его   не  видит  большинство,  говорить,  что  думаешь,  а  не  то,  что  от  тебя  ждут.

Возвращаясь  к  началу  моей  истории,  скажу,  что  те  навыки  и  знания,  которые  я  собирал  самостоятельно,  сильно  мне  мешали,  потому   что   я  ставил  акценты  не  там,  где  нужно  и  чересчур  любовался  собственным  мнением.

Как  оказалось,  мои  взгляды  на  живопись  были  ошибочны,  и  в  этом  мне  помогли  разобраться    учителя  и  наставники.

Сейчас,  когда  мне  приходится  общаться  с  такими  же  всё  знающими  учениками,  я  отлично  их  понимаю.   Иногда  в  общении  с  ними  мне  удаётся  найти  нужные  слова,  иногда  нет.

Говоря  про  ошибки  начинающих  художников,  я  выделил  бы  одну  единственную,  потому  что  другие  —  мелочь  по  сравнению  с  ней.  Это  попытка сидеть   на  двух  стульях.

Кто  Вы  —  творец,  создатель   (с  этим  следует  разобраться  в  начале  пути)  или  же  тот,  кто  идёт  проторенной  тропой,  не  желая  подвергать  себя  риску  оступиться.    Естественно,  что  желание  сидеть  на  двух  стульях  —  самый  простой  ответ  на  вопрос,  но  это  иллюзия.  Ваш  стул  всегда  один.

Здесь  же  лежат  ответы  и  на  другие  злободневные  темы.   Вот  Вам  одна  из  них.  Привожу  комментарий,  опубликованный  на  блоге,  к  статье  «Никто  не  хочет,  чтобы  Вы  стали  художником».

 

“Забавное  подтверждение — то,  что  пишешь  искренне,  от  души — не  продается,  потому  что не  резонирует  со  зрителем.  А  вот  подделка  под  искусство — запросто — наблюдаю  этот процесс  изнутри,  так  как  пишу  сама  и  год  работала  в  арт  салоне.  Наблюдала,  как замечательно  продаются  печатные  копии  неизвестных  авторов  с  Монмартром  и  греческим побережьем  и  как  отвратительно  покупаются  холсты  местных  художников.  Понятно,  человеку хочется  в  минуту  отдыха  поднять  глаза  и  увидеть  сказочную  мечту,  а  не  реальность,  как  за окошком.  Что  до  «художников»,  неприятно  поражает  отношение  «членов»  к  не  «членам». Можно  подумать,  с  титулом  этим  они  появились  на  свет,  и  передается  он  по  наследству. Все  кончали  одни  вузы  и  все  одним  миром  мазаны,  но  отношение  такое,  как  будто  клякса, с  задумчивым  видом  поставленная  ВЕЛИКОЙ  рукой,  ценнее  и  продуманней  всей  картины молодого  художника.  А  молодой  художник  подобные  кляксы  и  показывать  постыдился  бы.  И  вот  уже  про  пейзаж  с  претензией  на  реализм  тебе  рассказывают,  что  колорит  не  тот, сюжет  не  этот,  построение  не  такое,  зато  закорюка  цветом  из  тюбика  кисти  «члена»  не поддается  критике — там  же  нет  построения,  реализма,  анатомии,  чтобы  их  критиковать…  И вот  молодой  художник  вроде  и  не  молод,  но  в  «члены»  все  равно  мордой  не  вышел,  если с  «членами»  дружбы  не  водит…”

Отвечая  на  комментарий,  скажу,  что  подделка  под  искусство  всегда  будет  продаваться  хорошо,  это  подтверждает  сказанное  мной  ранее.  Автор,  идущий  на  поводу  у  зрителя,   всегда  востребован,  всегда  любим  теми,  кто  относится  к искусству  как  к  прислуге.  По  поводу  того,  что  написанное  от  души  не  резонирует  со  зрителем,  говорить  сложно,  потому  как  это  понятие  абстрактное,   его  невозможно  передать  словами.  Например,  для  меня  “от  души” —  это  история,  рассказанная  языком  визуальных  образов,  то  есть  профессионально  закомпонованная,  технически  решённая  плоскость  с  ясно  читающейся  авторской  идеей.

По  поводу  мнимого  неравноправия  “членов”  и  “не  членов”  СХР,  а  также  молодых  художников  и  состоявшихся  мастеров,  опять  же  отсылаю  к  ранее  написанному  тексту.   Мною  замечено,  что  все  обиды  подобного  рода  водятся  за  художниками,  так  и  не  сумевшими  увидеть  суть  за  бронёй  собственного  “Я”.  Когда  сравнивают  закорючку  мастера  с  картинкой  начинающего  молодого  художника,  мне  хочется  спросить,  а  почему  Вы  велосипед   с  космическим  кораблём  не  сравниваете?   Ведь  речь  об  одном  и  том  же,  как  ни  крути  — средства  передвижения.

Если  Вы  спросите  меня,  на  чьей  я  стороне,   смело  скажу,  что  на  стороне  художников  ищущих,  тех,  кто  идёт  своим  путём,   мне  совсем  неважно,  какие  у  них  звания,  регалии  и  награды.  Будет  банальным,  если   добавлю  к  сказанному,  что  это  самый  трудный  путь,  но  и   самый  интересный!   А  как  же  при  этом  интересно  их  творчество,  как  завораживают   созданные   ими   уникальные   образы  и  миры.

Подозреваю,  что  зрителю,  воспринимающему  изобразительное  искусство  утилитарно,  трудно  понять,  о  чём  я  говорю.   Даю  подсказку,  наберите   в  поисковике  три   слова  «портрет  на  заказ»,  что  Вы  увидите?

Бесчисленное  количество  портретов,  сделанных  одним  автором.  На  самом  деле  все  авторы  разные,  а   их  работы  одинаковые,  трудно  отличить,  кто  есть  кто.  Некоторые  прикладывают  к  созданной  работе  фото,  с  которого  она  написана,  подтверждая,   как  умело  они   копируют.

А  теперь  вопрос.   Что  Вы  испытываете  при  созерцании  данного  “искусства”?

Кроме  удивления,  ничего!   Да,  Вы  можете  сказать,  что  так  не умеете,  что   хотите  научиться  так  же  и  т.д.

А  теперь  я  расскажу,  что  же  Вам  не  додали,  обвесили,  как  на  рынке,  украли,  вытащили  из  кармана,  обманули.

Живопись  —  это  музыка  в  цвете,  художник,  создавая  картину,  создаёт  мелодию.  Цвет  для  живописца   —  не  просто  колер  или  краска  —  это  элемент  целого.  Чтобы  гармония  состоялась  и  каждая  нота  была  на  своём  месте,  простого  подражания  фотографии  недостаточно.

Если  мы  говорим  об  искусстве,  то  картина,  прежде  всего,  художественный  образ,   призванный  раскрыть  суть,  а  не  внешнюю  оболочку.

Репин И.Е. портрет Стрепетовой П.А.

Простыми  словами,  Вы  как  зритель  не  получите  эстетического  удовольствия, не  испытаете  культурного  шока  от  подобного  творчества,  не  услышите  музыку,  не   будете   сопереживать.

Если  Вы  забьёте  в  поисковик  «пейзаж  на  заказ»,  ситуация   будет  та  же  —  картин  много,  а  автор  один!

Впрочем,  если  же  Вы  относитесь  к  изобразительному  творчеству   как  к  слуге,  Вам  будет  по-прежнему  сложно  меня  понять.  Не  желая  видеть  в  картине  ничего,  кроме  предлагаемого  сюжета,  Вы  сами  лишаете  себя  полноты  жизни,  частью  которой  является  искусство.

Хочу  напомнить  всем,  кто  пропустил  прошлую  статью,  сейчас  я  объявляю  набор  на  курс  о  цвете  в  живописи.   Если  он  Вам  интересен,  то  введите  свой  электронный  адрес  в  форму   под  этой  статьёй    перейдите  по  ссылке  http://grigoryevalexandr.ru/vozrast-tvorhsestvu-ne-pomeha.html